Классика блюза

Roosevelt Sykes

16.11.2016
Roosevelt Sykes

Краткое обозрение дискографии, текст Андрея Струкова: Не так уж много в истории блюза музыкантов, чья (документально-подтверждённая) карьера продолжалась бы 60 и более лет. Один из этих редких уникумов – Roosevelt Sykes.

Великий пианист с полной палитрой блюз- и джаз-навыков: баррел/хауз, буги-вуги, блюз и выразительный джаз; он умел играть и играл всё. Впервые вышел на профессиональную сцену в 1921-м году, в 1929-м начал записываться, и дебютным синглом выдал “44 Blues" - evergreen, не требующий дополнительных объяснений.

Ещё Сайкс – незаурядный блюз-поэт, со своей весьма красноречивой лирикой.

В середине 1950-х, в пору мощного становления электроблюза, Сайкс чуть «отошёл в тень» из первого ряда блюзменов (кстати, как и большинство блюзовых пианистов того периода).

Но, как только поднялась волна блюз- и фолк-возрождения, когда рынок требовал всё новых и новых (но при этом заслуженных и уже ранее известных) лиц – Сайкс стремительно вернулся в элиту, и почти двадцать лет отработал с гипер-интенсивностью: чуть ли не по альбому в год, плюс постоянные гастроли, включая Европу, плюс постоянный ангажемент в Нью-Орлеане, который стал его вторым родным городом после Сент-Луиса (там Сайкс начинал свою карьеру).

В звукозаписывающую индустрию Сайкс вернулся в 1960-м году с пластинкой “The Return of Roosvelt Sykes". Чуть лукавое название, потому что не было никакого исчезновения из виду, и не было такого уж прямо «возвращения»; это, как я уже отметил выше – дань общему тренду блюз-возрождения; типа-открытия новых, но при этом старых и заслуженных имён. Для “The Return…" Сайкс сыграл стандартный набор блюзов и буги-вуги, подтвердив свой высокий исполнительский уровень.

Следующий проект Сайкса после условного «возвращения» - альбом с фирменным названием “The Honeydripper" (honeydripper – что-то вроде «медоточивый», это прозвище Сайкса ещё из 1930-х годов, свидетельство его многообразных, но галантных отношений с женским полом).

Пластинка записана на Prestige в 1960-м году, релиз - в 1961-м.

Именно этот альбом я смело назову великолепным, беспрецедентным, уникальным.

Если просто по трек-листу, по списку – это вроде бы опять типичный блюз-набор, песни собственного Сайкса сочинения (за исключением одной). Но аранжировка – удивительная. Без-гитарный бэнд – пианино, саксофон, электроорган, контрабас и ударные – рождает абсолютный блюз-рОковый саунд.

При записи альбома у Сайкса были три главных помощника (или вполне полноправных соучастника).

Во-первых, общее руководство записью вёл молодой в то время Esmond Edwards. Даже и не музыкант по образованию; радиоинженер, увлекавшийся фотографией, только после двадцати лет начавший по-серьёзному интересоваться музыкой (уроки пианино и т.п.). Но всего десять лет спустя он стал одним из первых негритянских звуко-инженеров и продюсеров высочайшего уровня. Позже он работал и с Эттой Джеймс, и с Чаком Берри (перебирая по стилям вообще – и с Майлзом Дэвисом, и с Джоном Колтрейном); в его продюсерском активе несколько золотых и платиновых альбомов.

Второй полноправный партнёр Сайкса в этом проекте – тенор-саксофонист «Король» Кёртис (Curtis Ousley, стремительно получивший и мгновенно оправдавший свой королевский псевдоним). Он успел поиграть во всех стилях, начиная с рок-н-ролла (ещё с Бадди Холли), и потом – ритм-энд-блюз, твист, джаз, фанк. Если уложиться в одно название – так вот оно: “Yakety Yak"! Это соло Кёртиса. За 1960-е годы он выпустил больше 30 (тридцати!) только личных альбомов (больше 25 сольных, плюс несколько, на которых был бесспорным фронтменом). Он аккомпанировал Рут Браун, Саннилэнл Слиму, Арите Фрэнклин. Параллельно с собственным исполнением - начал успешное продюссирование. Кёртис – это музыкант просто неописуемого творческого и коммерческого потенциала. Ему не хватило времени, чтобы реализоваться; его смертельно ранили в глупой уличной драке в августе 1970-го года. Я уверен, что несколько лет спустя Кёртис вырос бы в музыкального титана масштаба Куинси Джонса, например (музицирование, композиторство, продюссирование плюс музыкальный менеджмент).

На “The Honeydripper" Кёртис вступает в игру прямо с начальных тактов стартовой композиции “Miss Ida B.", с полусекундными буквально проигрышами; но первая же инструментальная вставка – почти-минутный удивительный дуэт пианино Сайкса и королевского саксофона Кёртиса. И далее почти в каждой композиции альбома соло или подыгрыши Кёртиса – существенный элемент аранжировок.

Третий заметный со-участник проекта – Robert Banks. Его электроорган мы слышим впервые (очень скупым подыгрышем) на втором треке (“Mislead Mother"), но уже с третьей композиции (“Yes Lawd") кажется, что Сайкс часто и намеренно передаёт Бэнксу лидирующую роль.

Вообще Роберт Бэнкс - известный сайдмэн, на момент приглашения в “The Honeydripper" наиболее значительный этап его карьеры – участие в оркестре Джонни Отиса в начале и середине 1950-х годов; и потом долгая работа в группе Соломона Бёрка.

Возвращаюсь к “The Honeydripper".

Уже упомянутая “Yes Lawd", пожалуй, даёт пищу для рассуждений о стилистической чистоте (строго-блюзовости) всего альбома. Композиция продолжительностью более 9 минут, видимо, могла бы быть классифицирована как, допустим, джаз-рок; но, господи, насколько второстепенными и ненужными кажутся эти рассуждения при прослушивании! Девять минут пролетают незаметно, и просто горько, что они так быстро проходят.

…В этом проекте Сайкс не сыграл никаких зажигательных темповых композиций. Здесь нет рэгтаймов и буги-вуги, которые вообще у Сайкса получались очень по-джазовому-изящные. Но напоминания об этаком «танцевальном» блюзе – присутствуют: во-первых, коротенькая “Jailbait", в которой кроме Сайкса очень органично отыграли своё соло и Кёртис, и Бэнкс; и, во-вторых, пожалуй, ещё “Satellite Baby".

Прекрасные образцы типичного лирического пиано-блюза – “Lonely Day" и предпоследний на альбоме трек “Pocketful Of Money".

Интересно завершается альбом. Композиция “She Ain't For Nobody" – среднего темпа, но очень такая «мускулистая», тонизирующая; после неё особенно жаль, что альбом-то, собственно, уже закончился!

…Существенная деталь, которую отмечают некоторые рецензенты: песнями “The Honeydripper" Сайкс подтвердил (напомнил) свою репутацию блюз-поэта. Его лирика не так раскованна и фривольна, как в 1930-е годы, но по-прежнему очень выразительна («Мне больно думать, что сейчас какой-то другой мужик храпит в лицо моей крошке…», “Miss Ida B.").

Я не упомянул контрабасиста Леонарда Гаскина (Leonard Gaskin) и барабанщика Белтона Ивэнса (Belton Evans). Конечно, их роль не менее важна, чем у солистов, но отчётливо мы слышим их только в двух более-менее темповых треках (“Jailbait" и “Satellite Baby") и в финальном “She Ain't For Nobody".

…В завершении обращаю внимание, что все вышесказанные эпитеты относятся именно к оригинальному релизу 1961-го года (или к его переизданиям без дополнений к трек-листу). Вообще существует множество СD c названиями “The Honeydripper", в том числе и с оригинальным содержанием, но вдвое-втрое дополненным архивными записями Сайкса. И вот эти дополнения (сами по себе, конечно, интересные) – полностью смазывают впечатление от цельного, стилистически безупречного, обворожительного первоначального проекта.

16.11.16  АС для bn

Группа явно в прекрасной форме, не испытывает недостатка в музыкальных идеях и звучит превосходно!

«Party Of One» - торжество метода Торогуда в иных условиях: в «тихом» сольнике сохранились его необычайная энергия, власть рок-«грува» и вокал, оживляющий наследие Л. Хопкинса, Хукера, Сан Хауса. Он полностью состоит из классики американской народной музыки

Первая акустическая работа. Песни собственного сочинения под гитару и гармошку с добавлением перкуссии и “атмосферных” эффектов. Песни грустные, неспешные, созерцательные

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы