Классика блюза

Roosevelt Sykes

16.11.2016
Roosevelt Sykes

Краткое обозрение дискографии, текст Андрея Струкова: Не так уж много в истории блюза музыкантов, чья (документально-подтверждённая) карьера продолжалась бы 60 и более лет. Один из этих редких уникумов – Roosevelt Sykes.

Великий пианист с полной палитрой блюз- и джаз-навыков: баррел/хауз, буги-вуги, блюз и выразительный джаз; он умел играть и играл всё. Впервые вышел на профессиональную сцену в 1921-м году, в 1929-м начал записываться, и дебютным синглом выдал “44 Blues" - evergreen, не требующий дополнительных объяснений.

Ещё Сайкс – незаурядный блюз-поэт, со своей весьма красноречивой лирикой.

В середине 1950-х, в пору мощного становления электроблюза, Сайкс чуть «отошёл в тень» из первого ряда блюзменов (кстати, как и большинство блюзовых пианистов того периода).

Но, как только поднялась волна блюз- и фолк-возрождения, когда рынок требовал всё новых и новых (но при этом заслуженных и уже ранее известных) лиц – Сайкс стремительно вернулся в элиту, и почти двадцать лет отработал с гипер-интенсивностью: чуть ли не по альбому в год, плюс постоянные гастроли, включая Европу, плюс постоянный ангажемент в Нью-Орлеане, который стал его вторым родным городом после Сент-Луиса (там Сайкс начинал свою карьеру).

В звукозаписывающую индустрию Сайкс вернулся в 1960-м году с пластинкой “The Return of Roosvelt Sykes". Чуть лукавое название, потому что не было никакого исчезновения из виду, и не было такого уж прямо «возвращения»; это, как я уже отметил выше – дань общему тренду блюз-возрождения; типа-открытия новых, но при этом старых и заслуженных имён. Для “The Return…" Сайкс сыграл стандартный набор блюзов и буги-вуги, подтвердив свой высокий исполнительский уровень.

Следующий проект Сайкса после условного «возвращения» - альбом с фирменным названием “The Honeydripper" (honeydripper – что-то вроде «медоточивый», это прозвище Сайкса ещё из 1930-х годов, свидетельство его многообразных, но галантных отношений с женским полом).

Пластинка записана на Prestige в 1960-м году, релиз - в 1961-м.

Именно этот альбом я смело назову великолепным, беспрецедентным, уникальным.

Если просто по трек-листу, по списку – это вроде бы опять типичный блюз-набор, песни собственного Сайкса сочинения (за исключением одной). Но аранжировка – удивительная. Без-гитарный бэнд – пианино, саксофон, электроорган, контрабас и ударные – рождает абсолютный блюз-рОковый саунд.

При записи альбома у Сайкса были три главных помощника (или вполне полноправных соучастника).

Во-первых, общее руководство записью вёл молодой в то время Esmond Edwards. Даже и не музыкант по образованию; радиоинженер, увлекавшийся фотографией, только после двадцати лет начавший по-серьёзному интересоваться музыкой (уроки пианино и т.п.). Но всего десять лет спустя он стал одним из первых негритянских звуко-инженеров и продюсеров высочайшего уровня. Позже он работал и с Эттой Джеймс, и с Чаком Берри (перебирая по стилям вообще – и с Майлзом Дэвисом, и с Джоном Колтрейном); в его продюсерском активе несколько золотых и платиновых альбомов.

Второй полноправный партнёр Сайкса в этом проекте – тенор-саксофонист «Король» Кёртис (Curtis Ousley, стремительно получивший и мгновенно оправдавший свой королевский псевдоним). Он успел поиграть во всех стилях, начиная с рок-н-ролла (ещё с Бадди Холли), и потом – ритм-энд-блюз, твист, джаз, фанк. Если уложиться в одно название – так вот оно: “Yakety Yak"! Это соло Кёртиса. За 1960-е годы он выпустил больше 30 (тридцати!) только личных альбомов (больше 25 сольных, плюс несколько, на которых был бесспорным фронтменом). Он аккомпанировал Рут Браун, Саннилэнл Слиму, Арите Фрэнклин. Параллельно с собственным исполнением - начал успешное продюссирование. Кёртис – это музыкант просто неописуемого творческого и коммерческого потенциала. Ему не хватило времени, чтобы реализоваться; его смертельно ранили в глупой уличной драке в августе 1970-го года. Я уверен, что несколько лет спустя Кёртис вырос бы в музыкального титана масштаба Куинси Джонса, например (музицирование, композиторство, продюссирование плюс музыкальный менеджмент).

На “The Honeydripper" Кёртис вступает в игру прямо с начальных тактов стартовой композиции “Miss Ida B.", с полусекундными буквально проигрышами; но первая же инструментальная вставка – почти-минутный удивительный дуэт пианино Сайкса и королевского саксофона Кёртиса. И далее почти в каждой композиции альбома соло или подыгрыши Кёртиса – существенный элемент аранжировок.

Третий заметный со-участник проекта – Robert Banks. Его электроорган мы слышим впервые (очень скупым подыгрышем) на втором треке (“Mislead Mother"), но уже с третьей композиции (“Yes Lawd") кажется, что Сайкс часто и намеренно передаёт Бэнксу лидирующую роль.

Вообще Роберт Бэнкс - известный сайдмэн, на момент приглашения в “The Honeydripper" наиболее значительный этап его карьеры – участие в оркестре Джонни Отиса в начале и середине 1950-х годов; и потом долгая работа в группе Соломона Бёрка.

Возвращаюсь к “The Honeydripper".

Уже упомянутая “Yes Lawd", пожалуй, даёт пищу для рассуждений о стилистической чистоте (строго-блюзовости) всего альбома. Композиция продолжительностью более 9 минут, видимо, могла бы быть классифицирована как, допустим, джаз-рок; но, господи, насколько второстепенными и ненужными кажутся эти рассуждения при прослушивании! Девять минут пролетают незаметно, и просто горько, что они так быстро проходят.

…В этом проекте Сайкс не сыграл никаких зажигательных темповых композиций. Здесь нет рэгтаймов и буги-вуги, которые вообще у Сайкса получались очень по-джазовому-изящные. Но напоминания об этаком «танцевальном» блюзе – присутствуют: во-первых, коротенькая “Jailbait", в которой кроме Сайкса очень органично отыграли своё соло и Кёртис, и Бэнкс; и, во-вторых, пожалуй, ещё “Satellite Baby".

Прекрасные образцы типичного лирического пиано-блюза – “Lonely Day" и предпоследний на альбоме трек “Pocketful Of Money".

Интересно завершается альбом. Композиция “She Ain't For Nobody" – среднего темпа, но очень такая «мускулистая», тонизирующая; после неё особенно жаль, что альбом-то, собственно, уже закончился!

…Существенная деталь, которую отмечают некоторые рецензенты: песнями “The Honeydripper" Сайкс подтвердил (напомнил) свою репутацию блюз-поэта. Его лирика не так раскованна и фривольна, как в 1930-е годы, но по-прежнему очень выразительна («Мне больно думать, что сейчас какой-то другой мужик храпит в лицо моей крошке…», “Miss Ida B.").

Я не упомянул контрабасиста Леонарда Гаскина (Leonard Gaskin) и барабанщика Белтона Ивэнса (Belton Evans). Конечно, их роль не менее важна, чем у солистов, но отчётливо мы слышим их только в двух более-менее темповых треках (“Jailbait" и “Satellite Baby") и в финальном “She Ain't For Nobody".

…В завершении обращаю внимание, что все вышесказанные эпитеты относятся именно к оригинальному релизу 1961-го года (или к его переизданиям без дополнений к трек-листу). Вообще существует множество СD c названиями “The Honeydripper", в том числе и с оригинальным содержанием, но вдвое-втрое дополненным архивными записями Сайкса. И вот эти дополнения (сами по себе, конечно, интересные) – полностью смазывают впечатление от цельного, стилистически безупречного, обворожительного первоначального проекта.

16.11.16  АС для bn

Пластинка содержит благородную интерпретацию уникальной формы американского искусства двумя гигантами блюза

Высокий класс «ветеранского» блюза, филигранный уровень, легко узнаваемая классика 60-х

Достаточно традиционный блюзрок. Приглашенные музыканты и многоопытный продюсер помогли Шону избежать банальных повторов и продемонстрировать свои лучшую технику и музыкальные идеи

Динамичный взрывной альбом полный гитарных соло. Новый этап в творчестве 65-летнего ветерана-слингера. На начало мая альбом уже почти месяц в блюзовом хит-параде США (Биллборд)

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы