Классика блюза

Camille Howard

25.12.2016
Camille Howard

Текст Андрея Струкова: Иногда кажется, что студийные архивы за 1940-е неисчерпаемы. Для меня таким «нокаутом» стали два альбома-компиляции ритм-энд-блюзовой пианистки и певицы Camille Howard: “Rock Me Daddy" и “X-Temporaneous Boogie", с подзаголовками “The Legends of  Specialty Series" (Легенды под маркой Specialty). Альбомы 1993-го и 1996-го годов выпуска, т.е. уже вроде как «давнишние», но я их обнаружил вот только сейчас. Купился на слово «буги» в названии - и не пожалел.

1.

Кэмилл Ховард – происхождением из г.Галвестон (Galveston), шт.Техас, 1914-го года рождения.

Хотя она и выступала в местных группах с подросткового возраста, путь в настоящий шоу-бизнес затянулся. Только на пороге 30-летия она начала сотрудничество с шоу-биз-профи Роем Милтоном (Roy Milton). Вначале в составе его трио, потом – в постепенно растущем бэнде Solid Senders. В группе, по обстоятельствам, играло от 5 до 7 человек, включая самого Милтона и Ховард.

Карьеры Милтона, Solid Senders и Кэмилл Ховард (в составе этой группы, сольно, с личным трио, и даже потом эпизодически с личным бэндом) – наглядная мини-история ритм-энд-блюза. С его независимыми студиями, с их персоналом в ровно одного сотрудника, рискованными релизами и неожиданными национальными хитами, с разорениями вследствие единственного просчёта; со студийными родственными слияниями-поглощениями-разделениями, сложными семейными, профессиональными и музыкальными взаимоотношениями, триумфальными национальными гастролями вперемешку с ночными концертами в убогих провинциальных кабаках, прочими интересными подробностями.

Например: Милтон-Ховард (еще в составе трио) начали записываться на Hamp-Tone, скромной студии, которую пытался «раскрутить» её владелец Лайонел Хэмптон (Lionel Hamptone, великий джазмен, вибрафонист, перкуссионист, пианист, бэндлидер, немножко актёр, в середине 1940-х - немножко сам ритм-энд-блюзмен);

Потом они подписались на студию Juke Box, вскоре переименованную в Specialty (это статусное для ритм-энд-блюза название, известное всем любителям);

Затем на волне от первых хитов Милтон основал, но не «потянул» собственную Milton Records, хотя успел выпустить под этой маркой и синглы и записи Кэмилл Ховард;

Позже Ховард и Милтон расставались и воссоединялись вновь (в некоторых вариантах биографии Ховарда написано, что одно время они жили семьёй), возвращались на Specialty, сотрудничали со многими другими студиями, например лично Ховард записывалась на Pan-American, Federal и Vee-Jay.

И ещё – широчайшие гастроли, выступления на самых престижных сценах (включая нью-йоркский Apollo).

В первые несколько лет их общее творчество и сольная карьера Ховард – это непрерывная череда р-н-б-хитов, с пиковым № 2 в национальном р-н-б-хит-листе.

К сожалению, Кэмил не нашла своё "место в строю" в рок-н-рольную «пятилетку» и ушла со сцены в середине 1950-х.

Впрочем, были ещё личные религиозные мотивы: как-то она внезапно  уверовала, стремительно переключилась с буги-вуги на религию. Кстати, не единичный случай – вспоминается Маленький Ричард. Позже Кэмилл Ховард даже отказывалась обсуждать свою эстрадную карьеру, как будто её и не было вовсе...

2.

Краткая эта карьера включила в себя ряд интересных и нетипичных  моментов.

Например, во всех рассказах о Ховард или Милтоне я не нашёл никаких упоминаний о скандалах, судебных преследованиях, спорах об авторских или исполнительских правах и т.п., часто встречавшихся в тот период, когда взаимоотношения музыкант-(со)автор-менеджмент только ещё выстраивались, упорядочивались, приобретали юридическое совершенство, которое сейчас порой доходит до абсурда.

Изучая карьеру Кэмилл Ховард, соприкасаешься с историей Specialty Records, удивительной самой по себе. Основатель Art Rupe (Arthur Goldberg), ещё один еврей в истории блюза, фэн негритянской музыки, вычисливший рецепт хитов (биг-бэнд-саунд, но с госпел-подосновой), который довёл до совершенства Рэй Чарльз. На скромные 200 долларов Арт со-основал Juke Box Records, и первыми же релизами выпустил несколько будущих хитов. Потом уступил права на Juke Box партерам, и уже единолично создал Specialty Records. Среди первых контрагентов Specialty – Литтл Ричард, Ларри Уильямс, Ллойд Прайс. Ещё Арт Руп запомнился честностью в отношениях с музыкантами и необычайной (для владельца студии) уступчивостью. Так он легко разрешал контрагентам записываться на конкурирующих студиях. Чудесным образом это не испортило его собственный бизнес. Кроме того, Руп, сколько мог, сопротивлялся payola-практике (коррупционные взаимоотношения с владельцами радио-эфира, в борьбе за количество и время трансляции по радио свежих записей). Руп принципиально не платил взяток, но в определённый момент всё-таки сдался, позже оправдывая себя тем, что «для Specialty это было единственной возможностью конкурировать в бизнесе».

3.

Славное, но короткое по времени творчество Кэмилл Ховард достойно представлено на двух альбомах, уже названных мной во вступлении:  “Rock Me Daddy" и “X-Temporaneous Boogie".

На обоих альбомах записи 1947-52. На обоих представлен и материал, своевременно выходивший на синглах, и материал, оставшийся в те годы «лежать на полке». Из аннотаций составителей можно понять, что они выпустили первую коллекцию (“Rock Me Daddy") просто по собственному вкусу. Пару лет спустя, уже реагируя на адресные запросы покупателей, насобирали ещё полный альбом музыки Кэмилл Ховард.

Тематически всю коллекцию (суммарно 50 композиций на двух альбомах) можно разделить на три неравные части.

Первая (и менее интересная) – традиционный блюз и ритм-энд-блюз, спетый и сыгранный Ховард в полном соответствии с тогдашним поп-эстрадным пониманием блюза. Не имея в виду ничего обидного, материал стандартный, типичный, хотя и высокого исполнительского уровня. И вокал Ховард, и бэнд Милтона, и аранжировки, и замечательная по-джазовому искусная сыгранность, буквально слышно партию каждого инструмента. Как я уже упоминал – для того времени это большие хиты (“Thrill Me", “You Don't Love Me"), но сейчас это может быть интересно только отчаянным любителям эстрадного блюза 1940-х-1950-х.

Вторая (меньшая по количеству) часть – почти стандартный поп-блюз, однако  несущий в себе какую-то «изюминку», незаурядность. Для меня это, например, “Money Blues" с его удивительно акцентированной, «тяжёлой» ритмикой и замечательной духовой секцией.

Не могу не упомянуть чудесную лирику, традиционно-женско-блюзовую: «Мне нужна большая машина, нужно кольцо с бриллиантом. А у тебя нет денег. Ну, и зачем ты мне сдался?».

Или “Shrinking Up Fast", томное южное мамбо. Или, например, “Within This Heart Of Mine": за 2 с небольшим минуты композиция несколько раз меняет ритм и стилистику – от буги-вуги к чувственному латинской напеву - и назад в буги!

Или “Scat Boogie": в точном соответствии с названием Кэмилл поёт скэтом (scat), это джазовый приём выпевания просто мелодических слогов или звуков, без смыслового содержания.

Наконец, о третья часть коллекции. Данный диск настоятельно рекомендую к обязательному прослушиванию. 

К счастью, составители двухдисковой коллекции сохранили тот самый метод, который применяли ещё Милтон и Руп при записях и релизах (как Solid Senders, так и самой Ховард). Эстрадно-аранжированные ритм-энд-блюзы чередуются с темпераментными буги-вуги, где Кэмилл-пианистка была уникальным мастером.

И мы имеем счастливую возможность сравнить ховардовские буги, сыгранные при поддержке полного бэнда (“Milton's Boogie"), или в составе трио (плюс ударные и бас, “Modulation Boogie") или почти-сольно (с минимальным аккомпанементом, “X-Temporaneous Boogie"). Сравнить и с восторгом (если вы поклонник буги-вуги) обнаружить: просто на рояле мисс Кэмилл создаёт полноценный плотный звук, мощнейшие гипер-темпераментные темы, сравнимые (и легко выдерживающие сравнение) с лучшими буги-вуги в исполнении признанных мэтров, блюз- и буги-мэнов («Большой» Масео, Альберт Эммонс)!

4.

Про “X-Temporaneous Boogie" должен рассказать отдельно. С 1 января 1948 вступал в силу очередной (второй) «Запрет Петрилло» (Petrillo Ban, названный, как и первый, по имени Джеймса Петрилло, председателя Американской Федерации Музыкантов). Первый Запрет работал в 1942-44. Федерация боролась за упорядочивание авторских отчислений. Запрет был именно на записи (на процесс), но не возбранялась работа с уже записанным архивом. Поэтому в конце 1947 владельцы студий записывали всех своих артистов про запас.

Арт Руп практически не вылезал из студии вторую половину декабря 1947-го года. С 20-го декабря начиная - у Кэмилл Ховард было, как минимум, три сессии (т.е. об этих трёх сессиях точно известно, потому что есть студийные протоколы). Последняя из этих сессий стартовала 31-го декабря примерно в 23:00. Аккомпанировали партнёрше - Рой Милтон на ударных и контрабасист Даллас Бартли (Dallas Bartley, из группы Timpany Five Луи Джордана; какая плотность замечательных персон на одном квадратном метре!). Примерно в 23.55. сессия формально закончилась, записали четыре запланированных композиции. Но даже оставшиеся 5 минут жаль было терять. Согласно воспоминаниям Рупа, после минутного обсуждения  и пары пробных стартов трио исполнило двухминутную буги-импровизацию. Буквально вслед последним записанным тактам на улице послышался колокол ближайшей церкви, сирены машин и крики толпы: начался Новый, 1948! А с ним – вступил в силу Запрет Петрилло. Занятная история, не правда ли?

Так вот, этот экспромт назвали “X-Temporaneous Boogie". Он вышел на сингле в апреле 1948 (d-side к заглавной “You Don't Love Me") и начал самостоятельное восхождение по р-н-б-хит-листу, поднявшись до 7-го места, с итоговым показателем продаж более 250 000 копий (“You Don't Love Me" перемещалась в хит-листе параллельно, остановившись на 12-й строке)…

5.

Вернёмся к двум альбомам.

Особый восторг для любителей и ценителей – это удивительное разнообразие буги-вуги-приёмов Кэмилл.

Во-первых, конечно, типичные и архи-классические буги-вуги, в среднем темпе, с изумительной басовой партией (“Viper Boogie") и джазово-ажурными руладами (“Fluff Boogie", “Peggy's Boogie").

Кроме того, пианистка играет гипер-скоростные номера (“Song Of India Boogie", “Belmont Boogie").

Любители оценят некие «упражнения на тему буги», как в “Unidentified Boogie #2". Возможно, запись - какая-то студийная разминка (даже точно не известна дата и состав группы). Ощущение, что Кэмилл и бэк-группа решили проверить совместную сыгранность. За три минуты мы услышим классические буги-басы, «срывы» в рэгтайм, какие-то почти би-боповские приёмы. Туда же, по разряду «упражнения» (прерванный дубль?) я бы отнёс и “Terry's Boogie", совершенно чумовой, крышу-сносящий номер, почему-то «свёрнутый» в начале второй минуты.

 Кэмил неоднократно применяла стандартный рецепт инструменталистов-виртуозов – обыгрыш в нужной стилистике (в данном случае как буги-вуги) классических или квази-классических тем (“Schubert's Serenade Boogie", “O Sole Mio Boogie").

Словом, поклонники темповых клавишных найдут на этих двух альбомах всё, что есть в арсенале буги-вуги-пианистов.

25.12.16  Андрей Струков для BN

Кредо музыканта - экспериментировать и двигаться вперед в рамках современного блюза. Редкий по оригинальности симбиоз чёрных жанров на основе блюза

«Party Of One» - торжество метода Торогуда в иных условиях: в «тихом» сольнике сохранились его необычайная энергия, власть рок-«грува» и вокал, оживляющий наследие Л. Хопкинса, Хукера, Сан Хауса. Он полностью состоит из классики американской народной музыки

Первая акустическая работа. Песни собственного сочинения под гитару и гармошку с добавлением перкуссии и “атмосферных” эффектов. Песни грустные, неспешные, созерцательные

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы