Yas Yas Girl

Yas Yas Girl

В любой армии есть своя иерархия – от маршала до солдата. Крупные фигуры в истории не затеряются, однако без простой пехоты они битвы бы не выиграли. Хотя военно-морские параллели в случае с блюзом не слишком уместны, да и героиню текста Андрея Струкова не отнесёшь к заурядным «серым шинелям», за другими сравнениями не пойдём. В массе невоспетых артистов жанра есть Merline Johnson. Несколько десятков записей, среди которых, к слову, есть скабрезнейшие, и одно расплывчатое фото осталось от неё.     

1.

В истории и иерархии довоенного женского блюза всё давно «расставлено по местам».

Мэми Смит (Mamie Smith) – первая негритянская певица, выпустившая пластинку именно со словом «блюз» в названии, “Crazy Blues”; и эта пластинка уже данными своих стартовых продаж «прорвала плотину», убедив многих разно-студийных менеджеров в перспективности и готовности рынка блюз-почитателей. Число записываемых исполнителей и количество релизов возросло много-много-кратно.

Ма Рэйни (Ma Rainey) – одна из наиболее почитаемых блюзовых певиц, начавшая свою ещё полу-профессиональную карьеру чуть ли не в 19-м веке. Записываться стала, как и многие её коллеги по блюзу, в начале 1920-х годов. Её почётно называют «Мамой Блюза». Это было маркетинговым ходом студии Paramount, а потом вошло в обиход. Согласно красивой блюзовой легенде, именно Ма Рейни активно патронировала Бесси Смит и, собственно, научила её петь блюз.

Ну а уж Бесси Смит (Bessie Smith), кроме огромного общепризнанного таланта и всепроникающего влияния на дальнейшее развитие блюза (особенно женского, разумеется), предвосхитила всё, что позднее стало стандартами шоу-бизнеса: активнейшая карьера, самые высокие гонорары (среди чернокожих музыкантов), эксцентричность и скандальность образа (бисексуальность, перманентное пьянство и скандалы), и - венец шоу-биз-карьеры - преждевременная нелепая смерть от ранений, полученных в автомобильной аварии. Как и Ма Рэйни, Бесси Смит ещё при жизни получила своё почётное звание: студия Columbia объявила её «Королевой Блюза», а пресса вскоре преобразовала титул в «Императрица Блюза».

2.

Эта простая иерархия сколь удобна, столь и несправедлива.

Рядовой любитель блюза, послушав по три-пять, от силы десять песен Мамы Блюза или его Императрицы, сможет считать, что получил достаточное представление о благословенной поре «классического», как его ещё называют, блюза. Больший объём отслушать тяжело, в первую очередь из-за качества записей, не помогает никакой ремастеринг. Огромный музыкальный пласт (практически ВЕСЬ блюз 1920-х годов, особенно женский) проходит мимо нас практически незамеченным, недооцененным.

«Погрузиться» в эту тему и попытаться полюбить именно этот исторический период блюза – требует больших усилий. Просто прослушивание придётся совместить с изучением биографий, фактов, сопутствующих данных; поисками текстов-лирики и уже осознанным прослушиванием со шпаргалкой. Только тогда многократно прослушиваемые записи становятся ближе и «родней», а уж если удастся уловить в аудиоархиве какую-то «изюминку» - то соответствующие записи из разряда случайных (ну НУЖНО послушать! иначе блюз-образование неполным получается) становятся любимыми, к которым обращаешься часто.

Именно так – занятные факты биографии, многократные прослушивания, найденная таки «изюминка» - я открыл для себя Merline Johnson, в историю блюза вошедшую с прозвищем Yas Yas Girl.

3.

Её биография удивительно скудна на точные факты и даты из разряда «личное»; фактически – этой биографии просто нет. По две-три фразы в двух-трёх «первоисточниках» и всего две (!) сохранившихся фотографии. Напоминаю – речь идёт о певице из 1930-х-1940-х годов, причём – популярной, востребованной певице; она записала около 80 песен, из которых 71 своевременно вышли на пластинках, что для патефонных-граммофонных времён и относительно насыщенного рынка (блюзовых и джазовых певиц в 30-х и 40-х годах) – высокий показатель.

Родилась Merline Johnson, скорее всего, в 1912-м году, скорее всего – в Миссиссиппи.

В Чикаго она приехала в середине 30-х годов, вероятно – откликнувшись на одно из рекламных объявлений об очередном «конкурсе талантов», проводившемся по инициативе Лестера Мелроуза (большая фигура в тогдашнем музыкальном мире Чикаго). Но можно также предположить, что это было некое большое семейное переселение, родители, взрослые братья и сёстры со своими уже семьями, потому что одновременно в Чикаго оказался родной брат Мерлин, он же – отец Делорес ЛаВерн Бейкер, будущей звезды ритм-энд-блюза. Именно Мерлин Джонсон стала основным воспитателем своей племянницы ЛаВерн, и именно под влиянием Мерлин (и наблюдая её стиль жизни) ЛаВерн решила стать певицей.

Из области «условно личной жизни» - всё. Прочие точные факты являются просто заметками о состоявшихся записях и релизах - где, когда, с какими аккомпаниаторам, т.п..

4.

Она впервые записалась для Bluebird в мае 1937-го года. Видимо, конкретно на этой студии что-то не сложилось, потому что далее Джонсон записывалась в других компаниях – Vocalion, OKeh и других.

Одна из двух известных нам фотографий Джонсон - именно с пластинкой, выпущенной на Vocalion.

С июня 1937-го года она работала уже под псевдонимом Yas Yas Girl. Любители блюза этот эвфемизм (yas – ass) прекрасно знают; жаль, что нам неизвестно – почему именно Мерлин выбрала такое прозвище (или почему ей его присвоили). Особым изяществом указанной области тела Мерлин не отличалась, равно как и избыточной тучностью. На фото (вторая сохранившаяся фотография опубликована, например, в книге “Big Bill Blues”, вариант автобиографии Брунзи) мы видим, что Мерлин – так сказать «обычного телосложения», среднего роста, умеренной полноты (но при этом очень сильная. Её аккомпаниатор Джон Девис вспоминал: «Она не была толстая, но такая крепкая, сильная. Её старикан углём торговал, так она могла два мешка угля мигом занести на третий этаж, не хуже мужика»)

5.

За неимением других биографических фактов - собственно о записях.

Их много, как я уже отметил. На Document Records издано три альбома, включающих 71 композицию (и Document ещё анонсировали дополнительный альбом с «…недавно-обнаруженными и ранее не издававшимися записями Yas Yas Girl». Увы, это осталось просто намерением).

Если просто пробежаться взглядом по трек-листу, то в глаза бросается обилие алкогольной тематики, принципиально, конечно, не чуждой для блюза, но нетипичной для женского репертуара: “I Drink Good Whiskey”, “Drinking My Blues Away”, “I’d Rather Be Drunk”, “I Just Keep On Drinking”, “Bad Whiskey Blues”; и эта тема ещё более развивается в текстах других песен при внимательном прослушивании. Скорее всего – это отражение реальной жизненной ситуации. Один из её постоянных аккомпаниаторов обмолвился: «Да, любила она выпить. Если мы знали, что предстоит сессия, то Большой Билл Брунзи забирал её к себе домой, чтобы его жена за Мерлин присматривала. Тогда она не напивалась и оказывалась готовой к записи». Ну, пристрастием к алкоголю в блюзовой среде никого не удивишь.

Вообще все рецензенты отмечают не только обилие этих алкогольных названий и тем, но и общую фривольность текстов у Мерлин Джонсон, тоже слегка избыточную для того времени. Даже в обычной лирической композиции могут встретиться совершенно неожиданные (и, конечно, невообразимые для обычной американской эстрады того времени) фразы типа «…не могу забыть, как мы лежали бок о бок» (“True Love”).

Записи конца 1930-х и начала 1940-х годов значительно продвинулись в качественном отношении, и мы уже может не просто «догадываться» о достоинствах этих записей, а реально их оценивать. Вокальные данные Джонсон – незаурядные. Трудно сравнивать её с великими предшественницами и каноническими фигурами классического женского блюза Бесси Смит или Ма Рейни; но факт, что для Yas Yas Girl оказался доступным любой джазовый и блюзовый репертуар. Пол Оливер отметил, что Мерлин Джонсон «…лучшая певица из тех, кому аккомпанировали Бил Брунзи и «Слепой» Джон Дэвис».

Кстати про аккомпаниаторов. Они все – высочайшего класса, соответствующего голосу и уровню таланта самой Мерлин. За три года записей и выступлений Мерлин Джонсон отработала со множеством музыкантов, составлявших элиту, сливки современного джаза и блюза (во всяком случае – их чикагского сегмента). Это, прежде всего, гитаристы Биг Билл Брунзи и Лонни Джонсон, пианист «Слепой» Джон Дэвис, саксофонист-универсал Buster Bennet и многие другие.

В трёхдисковой коллекции от Document в изобилии «рассыпаны» те «изюминки», ради которых можно и нужно слушать архаичный блюз вообще и Yas Yas Girl как частный вариант. Прежде всего это её главный хит “Don’t You Make Me High”, песня из разряда evergreen’ов, упоминаемая в каждой статье о Джонсон. Некоторые её композиции – почти привычный чикагский блюз (“Man To Man”, “Worried Heart Blues”; ну, может, чуть-чуть не хватает плотности звука, басовой и ударной партии).

Мне лично особенно понравились записи в сопровождении уже упомянутого «Слепого» Джона Дэвиса (Blind John Davis) и одного из пионеров электрогитары Джорджа Барнса (George Barnes). Их совместные треки, благодаря вокальным возможностям самой Мерлин и виртуозности Дэвиса и Барнса выходят, пожалуй, за жанровые (блюзовые) стандарты.

Кроме собственно блюзовых тем (“My Independent Man”, “Grieving Heart Blues”, “Reckless Life Blues”, фантастическая “Got A Mind To Rumble”) Мерлин часто поёт чистейший джаз (“Someone To Take Your Place”); это не какая-то уникальная особенность записей Джонсон; смещение жанровых границ характерно для всех довоенных записей, и по стилю вообще, и по абсолютно джазовым аранжировкам, аккомпанементу. Временами Дэвис предельно свободно обращается с ведущей темой (“Crime Don’t Pay”, почти фри-джаз в некоторых проигрышах). Иногда Джонсон-Дэвис исполняют что-то весёлое рэгтаймовое (“He May Be Your Man”).

Про аккомпанемент можно писать отдельное исследование; например на некоторых сессиях басовая партия не сыграна, а спета Альфредом Элкинсом (Alfred Elkins). Звучит очень необычно, сразу вспоминаются а-капельные ду-ап номера.

Для любителей строго-блюза можно рекомендовать альбом “Merline Johnson. The Yas Yas Girl. 1937-1947”, выпущенный на Wolf Records в 1989-м году, это чистая блюзовая подборка.

6.

В последний раз Yas Yas Girl записалась в 1947-м году, но этот материал так и остался неизданным (кроме одной песни, включённой в упомянутую компиляцию от Wolf Records).

Непонятно, почему Мерлин Джонсон прервала карьеру, и неизвестно, что с ней вообще происходило после 1947-го года.

И даже дату её смерти мы не знаем…

22.04.15   Андрей Струков для BN

 

 

 

Звучание альбома сильно отличается от прошлых работ Аны. Современный поп-саунд, фанк и соул, мягкий звук. Похоже, пластинка с прогибом под вкусы успешных и консервативных покупателей среднего класса, прежде всего, дам, выросших на "уроках" сериала "Секс в большом городе". Продюсером диска выступил знаменитый Кеб Мо, знающий как угодить подобной публике 

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Сильный диск. Ему явно пытались придать характер жёсткого soul-rock, и оно удалось. Этот тренд, кстати, сейчас можно назвать модой – новое поколение тянется почему-то к подобному звуку. Странно было бы не включить в диск «старые любови» Даны типа кантри и акустического фолка, однако пара песен не меняет общей картины. Огонь, много агрессивной меди и превосходный голос. Зачёт-зачёт!   

Абсолютный рок/блюз-шаффл и тяжёлый boogie-рок. Супер!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы