Gospel. Часть № 3

Gospel. Часть № 3

Второй очерк по истории госпел-музыки заканчивается на рубеже XIX-XX-го веков. В этом жанре в течение 1880-х и 1890-х годов обозначились и до примерно 1920-х годов закрепились несколько важнейших черт и тенденций, которые будут существовать и развиваться в госпеле на протяжении ста с лишним лет.

Эти исторические детали особенно интересно изучать, потому что они буквально калькируются в истории уже блюза, но с отставанием в 20-30 лет. Такая повторяемость легко объяснима. Любители блюза привыкли, что история музыки – блюз-центричная (всё образовалось от блюза и всё крутится вокруг него). А поклонники госпела, естественно, ведут отсчёт от спиричуэлов;  да, впрочем, и большинство блюзменов против такой точки зрения не возражает. Джона Ли Хукера мы уже цитировали, а вот слова «Большого» Билла Брунзи: «Блюз не умрёт, потому что не умрут спиричуэлы…Блюз – это заимствование из спиричуэлов…Блюзмены петь учились в церкви».

Итак, про главные события и тенденции за период 1880-е-1920-е.

1.

Стихийно утверждался канон. Спиричуэлы шли от Библии, исполнялись преимущественно а-капелла, были нарочито ритмичными и простыми. Такой фольклор дожил до 1950-х. Вы можете обнаружить их в антологии Алана Ломакса “Southern Journey”.

Эти исконные спиричуэлы чрезвычайно интересны как музыка, как творчество. На мой личный взгляд, соревнование с ними выдерживают только абсолютные корифеи, масштаба Розетты Тарп или Мэхэлии Джексон.

Всю историю госпел-музыки находились консерваторы, резко противопоставлявшие «народные спиричуэлы» новым тенденциям. Из всех великих исполнителей госпела только творчество Мэхэлии Джексон они признавали истинно-народным.

2.

Вторая мощнейшая тенденция, стартовавшая с первыми успехами Fisk Jubilee Singers – коммерциализация спиричуэлов, их внедрение в шоу-бизнес-процесс. Некоторые самобытные черты спиричуэлов сразу пали жертвой этой коммерциализации. Многие исследователи госпел-музыки даже настаивают на том, что корневые спиричуэлы были трансформированы этой коммерциализацией в отдельный новый стиль – jubilee. С середины 1880-х, с дискуссий вокруг jubilee, рассуждения на тему аутентичности нововведений ведутся постоянно. Споры обострились накануне XXI-го века, когда в госпел стали внедряться элементы рэпа.

В 1880-1890-х годах ещё более сильным трансформациям подверглись спиричуэлы по мере их внедрения в менестрель-шоу.

3.

Третья тенденция – стремительное распространение вширь.

Количество исполнителей спиричуэлов (в формате jubilee) росло в геометрической прогрессии! К окончанию XIX-го века в Штатах выступали профессионально десятки, если не сотни коллективов.

Шоу-бизнес диктовал свои условия, подталкивая религиозные гимны к поп-музыке. Jubilee утвердился как стиль и оставался неизменным на протяжении десятилетий. Например, Fisk Jubilee Singers успешно пели – состав менялся, но не стиль - в закреплённом формате до 1940-х.

Слушать их архив целиком, как и записи их многочисленных последователей (Bessemer Sunset Four, Dinwiddie Colored Quartet, несть им числа) – неинтересно. Всё формализовано, гладко, скучно; сразу всплывают в памяти необъятные архивы Motown за 60-е годы; десятки неотличимых друг от друга исполнителей и сотни схожих мелодий (см.прим.1).

В началу XX-го века закрепился по ряду причин основной формат мужского вокального коллектива – квартет.  Даже прославленные Fisk Jubilee Singers (изначально хор из четверых юношей и пяти девушек плюс аккомпаниаторша) заканчивали XIX-й век как мужской квартет.

Ещё один феномен религиозного пения - вarbershop harmony или barbershop singing. Буквально «пение в парикмахерской».

Напомню, что с 1870-х годов негритянское население мощно двинулось с Юга на промышленно развитый Север (Детройт, Чикаго) и Восток (например, Norfolk, с его судостоительными верфями). Как правило, в каждом городе вскоре образовывался почти-полностью-негритянский район (пригород), вроде Southside’а в Чикаго или Гарлема в Нью-Йорке. Своеобразными центрами общения становились парикмахерские.

Они были открыты с раннего утра до позднего вечера, доступны для любого возраста (в отличие от кабаков-пивнушек), не отягощены условностями (как церкви, другие общинные центры).

Вarbershop’ы превратились в репетиционные «студии» для бесчисленного количества юных талантов. В книге “Book of Negro Spirituals” (1925) читаем: «Остановите на улице любых четырёх цветных подростков, и в девяти случаях из десяти вы получите готовый вокальный квартет…Можно сказать, что вся негритянская молодежь Штатов поделена на четвёрки-квартеты».

Barbershop-творчество изначально формировалось под влиянием искаженного-спиричуэл формата (jubilee), и сразу ушло в современную ему поп-культуру. Термины barbershop singing, barbershop chords («созвучия»), barbershop harmony – навеки в истории популярной музыки. Ну и всегда в памяти любителей несколько хрестоматийных историй: например, Луи Армстронг начинал свою карьеру как раз в одном из barbershop-квартетов.

4.

Наконец, четвертое замечательное явление. В госпел пришли персонажи, способные его «продвигать» и развивать: авторы, композиторы, промоутеры, причём вначале белых было чуть ли не больше, чем негров.

Самым первым промоутером справедливо будет назвать Джорджа Уайта (George L.White), того самого казначея и музыкального директора Fisk University. Именно ему пришла в голову замечательная идея профессиональных выступлений подопечного хора.

Уместно вспомнить одного из первых композиторов религиозных гимнов хора. Это Stephen Collins Foster, величайший авторитет американской песенной культуры, его официально зазывают «Отцом Американской музыки». Он написал больше 200-х песен, многие из которых популярны и сейчас, 150 лет спустя после его смерти. Например, “Swanee River” - абсолютный evergreen и в блюзе, и в джазе. Fisk Jubilee Singers исполняли ряд произведений Фостера: “Seek and Ye Shall Find”, “While We Work For Jesus” и другие.

5.

Раз уж мы заговорили про композиторов, то само собой нужно обсудить инструментарий.

Именно с началом XX-го века началось внедрение в спиричуэлы музыкальных инструментов. Причем не примитивных didley bo, jug’ов или kazoo (как в фольклоре), а академических – пианино, гитары, духовых, ударных.

Самые первые выступления Fisk Jubilee Singers сопровождались аккомпанементом, и пианистка на протяжении десятилетий была в постоянном составе Singers.

С начала XX-го века инструментальное сопровождение утвердилось в религиозной музыке. Более того, получило религиозное обоснование  проповедников «пятидесятничества» (ответвление традиционного протестантизма, мгновенно набравшее силу в США в начале ХХ-го века).

Пятидесятники цитировали Псалтырь (псалом 150:3-6): «Славьте Господа…звуком трубным,… на оргАне,…на струнах, …на кимвалах звонких». Поддержанные ветхозаветным аргументом они использовали в богослужениях все доступные им музыкальные инструменты, включая уже и ударные.

Нашлись авторитеты в высочайших церковных кругах, вспомнившие, что «еще в 1890-х моя мама в церкви подыгрывала пастве на пианино и гитаре». В 1910-х годах уже никто, кроме самых неистовых религиозных пуристов, не возражал против «светских» музыкальных инструментов. А в 1920-х, с расцветом джаза, в церквях зазвучал даже саксофон.

6.

Началась история звукозаписи госпела!

С 1902 это уже не просто тексты и вербальные описания. Это уже зафиксированная на аудио-носителях (и записанная на нотном стане), музыка.

С включением в процесс студий, с привлечением техников, инженеров, подсобных клерков, секретарей (которые вели архив: даты, фамилии, названия, количества тиражей, платёжные ведомости и многое другое) госпел стал строго документированным искусством!

История госпела за первую четверть ХХ-го века удивительно интересна не только сама по себе, но и чудесными, волшебными пересечениями с общей поп-культурой. Госпел предвосхитил большинство поп-музыкальных явлений и «открытий» за 10-30 лет до того, как они прозвучали в общем музыкальном потоке - от Майкла Джексона до Led Zeppelin.

Разговор об этом начнём в следующей статье.

****

прим.1. – чтоб уж не быть совсем категоричным в отношении архи-легендарных Fisk Jubilee Singers, признаю, что без натуги воспринимаются в их исполнении лиричные «напевные» композиции, типа “Nobody Knows The Trouble I’ve Seen” или “Swing Low Sweet Chariot”.

Но те песни, в которых подразумевался (изначально) хотя бы умеренный ритм – безнадёжно проигрывают  без этого ритма, без драйва. Сравнить, например, “Mary Don’t You Weep” у Singers и у белого (!) исполнителя Майка Фэрриса (Mike Farris, вообще-то рокер, но с недавних пор очень форматно поёт госпел). У Фэрриса этот трек – мощный кантри-рОковый номер, особенно удачный при бэк-поддержке колоритного госпел-квартета McCrary Sisters. А у Singers – распевки в стиле “Old McDonald Had a Farm”.

30.12.18  АС для BN

Траур так объясняет появление альбома: “Я как-то ехал в машине и слушал по радио чье-то исполнение Got My Mojo Workin’. Нужна ли миру еще одна версия этой песни? И я решил, что не буду записывать Stormy Monday или Messin With The Kid. Я решил записать старые забытые песни, которые редко исполняют. Так и родилась идея Survivor Blues”

За неимением рубрики «Ностальгия по 70-м» альбом придётся поместить сюда. У его содержания, бесспорно, блюзовые корни (за редким исключением). Boogie rock – упрощённое продолжение блюзрока 60-х сильно отдающее glam роком

У Кирка потрясающе выразительная, математически точная фразировка, в то же время не лишенная эмоций – в лучших чёрных традициях. Можно сказать, диск для фанатов блюзового гитаризма.  Мелодичные, продолжительные пассажи, однако не заслуживающие упрека в избыточности

Исключительно блюзовый альбом в отличии от предыдущего, где чувствовался явный крен в сторону рока. С момента выхода в мае диск путешествует по блюзовым чартам разных стран, начиная с биллбордовского

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы