That’s All Right Mama

That’s All Right Mama

Писанина на тему музыки обросла штампами. Порой, признаться, они неизбежны. Так любая статья про Артура Биг Боя Крадапа (Arthur ‘Big Boy’ Crudup) начинается с факта: именно Крадап сочинил «…ту самую “That’s All Right Mama”…», с которой, как всем известно, Элвис начал карьеру. Конкретно в этом штампе не было бы ничего плохого, если бы он не заслонил реальный (недооцененный) вклад Большого Мальчика в блюз, его огромный авторский потенциал, вообще всю его жизнь, архетипическую для блюзменов его поколения и по-своему интересную. Текст Андрея Струкова

Жизнь Артура Крадапа в стиле справки-объективки банальна. Бедное детство, пение в церковном хоре, работа с подростковых лет, первые блюзы и первые выступления, растущая локальная репутация и случайное (буквально – уличное) успешное знакомство, за которым последовал реальный контракт на запись, потом - вынужденный «простой» в рок-н-рольные годы, полный уход из музыки, и в 60-е годы - счастливое «открытие», возвращение на сцену, новые записи, альбомы, почётные гастроли и триумфальные выступления и, увы, смерть, когда только-только что-то начало налаживаться. Подставьте в первое предложение этого абзаца почти любое блюз-имя – и остаток абзаца не придётся переписывать, настолько всё по-блюзовому типично.

Интересны всё-таки несколько особенностей.

 

Свою карьеру Крадап начал поздновато. На гитаре он научился играть, когда ему было уже за 30 (то ли 31, то ли 32 года, по разным источникам). И выучился он весьма ограниченному набору гитарных «приёмов», мелодически его репертуар достаточно скудный.

Свой первый (и главный) контракт Крадап получил от Лестера Мелроуза (Lester Melrose), в ту пору вербовщика талантов для RCA Bluebird. В результате их сотрудничества образовался огромный (для того времени особенно) аудио-архив.

Дальше: мало того, что всё записано. Всё записанное (кроме дублей, разумеется) в те же годы вышло синглами! Конечно, это не случайность, Крадап был оригинальным автором, сочинял и записывал «крепкий» материал, пластинки расходились существенными тиражами, но некоторый элемент везения, несомненно, присутствовал (естественно про тиражи – это я говорю про до-рок-н-рольные годы; в середине 50-х у Крадапа, как у всех блюзменов, началась «чёрная полоса»).

Сюжетная линия с контрактом на запись тоже пошла типичной блюзовой дорогой: согласно хитро составленного и на доверие принятого договора Крадап не получал авторские не только за каверы Элвиса, но и за свои собственные хитовые релизы. Были, были настоящие хитовые релизы ! но Мелроуз платил Крадапу стандартные «сессионные», весьма приличные как разовое вознаграждение, сотни долларов за каждую сессию; это, конечно, существенные суммы, но несравнимые с теми, на которые Крадап мог бы претендовать, когда Элвис начал штамповать хиты, в том числе и с тремя песнями Биг Боя.

Отвлекаясь от этой личной драмы Крадапа, чисто с точки зрения общей истории блюза, глобального блюзового аудио-архива, можно сказать, что Крадапу относительно повезло. С большой долей уверенности можно предположить, что записан ВЕСЬ авторский, творческий материал Крадапа; и эти записи удивительно точно формализованы: даты, места записей, партнёры по сессиям и т.п.

И – про Крадапа есть документальный фильм! “Arthur Crudup – Born In the Blues”.

2.

На волне восторгов, которые источались по адресу блюзменов-ветеранов в 60-е-70-е годы (инспирированных, не в последнюю очередь, преувеличенным уважением со стороны британских блюз-рок-звёзд), Крадап удостоился почётного, но спорного титула «Отец Рок-н-ролла»; ещё при его жизни вышел альбом с таким названием.

Всё это приятно, любые почести в адрес блюзменов-ветеранов – заслужены. Но, при всём моём уважении и любви к музыке Крадапа, считаю, что этот титул – чисто рекламный трюк, не соответствующий действительности. Десятки (сотни) блюзовых, кантри- и поп-мелодий в 50-е годы были удачно аранжированы «под рок-н-ролл», что не делает авторов песен-исходников реальными прародителями жанра. Я уж не говорю про тех, кто реально спел и сыграл настоящие рок-н-роллы, когда Элвис ещё в средней школе учился. Айк Тёрнер, конечно, в первую очередь приходит в голову, с его “Rocket 88”; и любители жанра легко подберут с десяток дополнительных примеров.

Гораздо важнее мнимого рок-н-рольного отцовства то, что Крадап оказал огромное влияние именно на блюз. Это обстоятельство подтверждают многие гипер-известные блюзмены; например, Джон Ли Хукер и Би Би Кинг многократно высказывались о влиянии творчества Крадапа на их личные вкусы и репертуар.

 

3.

В строго задокументированном архиве Крадапа более 90 песен, считая несколько дублей и вариантов. Песни либо собственного сочинения, либо творческие обработки/переработки известных и распространённых «стандартов».

Весомость этого песенного архива особенно ценна с учётом скромных стартовых данных, о которых я уже упоминал: ограниченные гитарные навыки и весьма обычный голос. Но все отмечают, что, обычным для блюзменов образом заимствуя чужие мелодии и темы, Крадап, однако, стал интересным автором. Он умел сочинять песни на любые темы, как типичные для блюза, так и не совсем привычные; например, комментарий на участие негров, как солдат, во Второй Мировой Войне (“Give Me A 32-20”: «…теперь я убийца по закону»); или обычная вроде измена девушки, но измена – не просто парню, а солдату, фронтовику, что в корне меняет драматургию типичной «блюзовой» ситуации (“Boy Friend Blues”).

Строгости ради можно отметить, что собственные поэтические находки и удавшиеся музыкальные приёмы Крадап использовал многократно. Строчки про “…that’s all right mama…” или “… my baby left me…”, равно как и фрагменты этих мелодий/аккордов можно услышать ещё в дюжине композиций (например, в “Keep Your Arms Around Me Mama” или “I Want My Loving”, или “Dirt Road Blues”, или “Keep On Drinking”). Это само-заимствование - тоже стандартный приём, обычная практика блюзменов того поколения, достаточно вспомнить, сколько раз, например, Элмор Джеймс спел/перепел “Dust My Broom”, или Джимми Рид - “Big Boss Man”.

4.

Для комфортного прослушивания «чего-нибудь из Крадапа?» я посоветовал бы альбом “Roebuck Man”, записанный Крадапом в Лондоне в феврале 1970-го года.

Компания аккомпаниаторов почти-звёздная: ударник Хьюи Флинт, экс-Bluesbreakers; гитарист Том МакГинесс, начинавший  в группе Манфреда Мэнна; замечательный клавишник Джон Льюис и очень хороший тенор-саксофонист Dave Gelly. Саунд альбома несколько эклектичный, тут и просто сольные номера Крадапа (“Blind Man Sees”), и типичные для брит-блюза той поры аранжировки (“Before You Go”, “Room And Board”), и задорные, концертные по духу номера (“Boogie In The Morning”).

Я бы особо отметил две песни. Во-первых,  открывающую альбом “I Don’t Worry”, в которой Крадап в очередной раз перепевает два своих самых известных хита “That’s All Right Mama” и “My Baby Left Me”; звучит очень интересно. Вторая замечательная песня, и даже не просто песня, а целая история – заглавная “Roebuck Man”. Всё дело в том, что в перерыве сессии Крадап с коллегами пошёл в соседний паб под названием “Roebuck Man”, и внезапно стал объектом нетипичной для Англии расистской агрессии. По возвращении в студию Крадап мгновенно сочинил блюз “Roebuck Man”, начинающийся анти-рекламными строчками «Придётся вам побывать в Англии – не ходите в Roebuck Man…”.

Зная, что весь альбом записан в один день, поражаешься утончённости аранжировок и общей сыгранности. Безупречные пианино, саксофон, ударные, всегда уместные, отчётливо слышные, но не заслоняющие гитару и вокал Крадапа.

5.

Ну а для максимально полного знакомства с творчеством Крадапа советую бокс-сет “Arthur ‘Big Boy’ Crudup. Complete Recorded Works” от Document Records, релиз 1994-го года.

Эта коллекция важна по нескольким причинам:

Во-первых, это полный архив записей Крадапа в период до блюзового бума, блюзового возрождения 60-х годов. Архив подобран строго в календарном порядке, с очень хорошей фактурой. Этот комплект, так сказать, «базовый». Все прочие коллекции Крадапа, как прижизненные, так и современные, «надёрганы» из одного и того же архива, который в “Complete Recorded Works” представлен исчерпывающе.

Во-вторых, прослушивая весь бок-сет в календарном порядке, воочию слышишь эволюцию блюза. Первые записи – это чисто акустика, гитара плюс примитивный бас, верёвка на швабре. Потом Крадап уже играет на электрогитаре; кстати, он одним из первых в истории блюза записался с электрогитарой. Потом начинается расширение группы сопровождения, появляются ударные, реальная бас-гитара. И завершающие подборку записи – уже практически привычный саунд, включая даже саксофон.

В-третьих, достаточно материала для спорного тезиса «Отец Рок-н-ролла», если кому нравится как мне. В рекомендуемом бок-сете есть всё по этой «теме»: и многократно упомянутые “That’s All Right Mama” вместе с “My Baby Left Me”; и, кроме того, “Come Back Baby”, “Shout Sister Shout”, “Where Did You Stay Last Night”, “She’s Got No Hair” в двух версиях; эта последняя - вообще шедевр; хотя, справедливости ради готов признать, что песня звучит прекрасно в исполнении любого искусного блюзмена; например, у «Чемпиона» Дюпри варианты никак не слабее. Как и во многих пред-рок-н-рольных композициях, напетых блюзменами на стыке 40-х-50-х годов, в этих песнях Крадапа уже отчётливо различим будущий рок-н-ролл. Оставалось чуть-чуть «подкрутить» саунд и, вспоминая Большую Историю, «…найти белого парня с негритянским голосом». Господи, благослови Сэма Филлипса!

В-четвёртых, я уверен, что в этом бокс-сете каждый (включая тех, кто не любит архаичный блюз) найдёт что-то для себя близкое. Лично мне, кроме уже упомянутых почти-рок-н-рольных песен, очень понравилась “Lonesome World To Me”; какая-то магическая шаманская ритмика; нечто аналогичное волшебное, но исполненное в современных аранжировках, например, у Питера Грина в “Mama Keep Your Big Mouth Shut”.

6.

Поскольку дискография Крадапа всё-таки скудная – то обязательно нужно упомянуть о записях Крадапа для Delmark. Эти записи (и три альбома, вышедших под лейблом Delmark) важны тем, что это не очередные компиляции из 40-х-50-х, а именно отдельные проекты. Студия легендарная, продюссер - сам Bob Koester. На мой личный вкус Delmark’овские работы уж слишком однообразные, монотонные, даже для архаичного по сути материала, каким является музыка Крадапа; и более-менее современные аранжировки, и полноценная бэк-группа не спасают. Если бы я совсем не знал английский, если бы передо мной не было трек-листов, и я не слышал пауз между номерами – вполне мог бы принять каждый отдельный альбом за одну длинную песню (особенно “Sunny Road”). Подчёркиваю: «на мой личный вкус»; естественно, у меня не хватит наглости критиковать продюссерский подход Костера, ясно, что это персона некритикуемая; видимо, записи получились такими, потому что Костер хотел как можно более аутентично воссоздать крадаповский стиль, каким он сложился в 40-е годы (так, во всяком случае можно понять из аннотации к альбому, написанной самим Костером). Возможно, опытные слушатели уловят какие-то нюансы, интересные моменты, которые не заметил я…

7.

Резюмируя:

Конечно, полный архив Крадапа стоит прослушать внимательно. Это просто интересно, познавательно и, в конце концов, важно для личной блюз-эрудиции.

Думаю, что Крадапу (пока?) не хватает звёздного популяризатора. Кроме пресловутых версий Элвиса,  нескольких вариантов от Лайтнина Хопкинса, Джона Ли Хукера и Би Би Кинга, и ещё буквально двух-трех примеров, типа замечательной “Death Valley Blues” в исполнении Black Cat Bones (лично мой самый любимый кавер на Крадапа) – практически нет современных примеров обращения к творчеству Крадапа.

Если бы на его материале кто-то нарезал трибьютовый проект типа клэптоновских “Me And Mr.Johnson” и “Sessions For Robert J”, или питер-гриновского триптиха “The Robert Johnson Songbook”/“Hot Foot Powder”/“Peter Plays The Blues: The Classic Compositions Of Robert Johnson”, то, уверен, творческий вклад Крадапа был бы оценен значительно выше широкой около-блюзовой публикой, и весь его архив стал бы кладовой постоянного кавер-цитирования. Пока увы…


12-12-14  Андрей Струков для BN

"Черный кофе" повторяет формулу самого коммерчески успешного (для обоих!) совместного опуса - диска Don't Explain. Нынешний также как и тот составлен из версий вещей известных и не очень, в основном они из золотого прошлого ритм/блюза

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Инструментальный диск. Разгул американского гитаризма в разных проявлениях, в заметной части альбома – и в блюзовом ключе

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы