Big Maybelle

Big Maybelle

Текст Андрея Струкова: Big Maybelle – одна из моих любимых певиц. По мощи природного дарования (голоса), по естественной экспрессии и выразительности она, думаю, сравнима с иконами блюза и госпела, такими как Биг Мама Торнтон или Мэхэлиа Джексон. Чудесным образом преодолев трудную для ритм-блюзменов вторую половину 50-х годов и устояв в «противоборстве» с рок-н-роллом, она капитулировала в борьбе с собственными слабостями (наркотики) и болезнями (диабет).

1.

Родилась Maybel Louis Smith 1-го мая 1924-го года в Джексоне, шт.Теннесси. Далее следуют два архи-типичных факта биографии: пела в церковном хоре и победила в одном из детских музыкальных конкурсов. Говорят, что именно на этом конкурсе её заметил будущий первый «работодатель» - Дэйв Кларк (Dave Clark). Вообще в истории шоу-бизнеса несколько музыкантов с такими именем и фамилией, включая самого-на-слуху-англичанина, лидера Dave Clark Five; но речь, конечно не о нём, а о руководителе мемфисского джаз-бэнда; именно в мемфисском оркестре в 1935-м году начала свою профессиональную карьеру Мэйбл Смит.

В 1938-м году Кларк переквалифицировался из бэнд-лидера в промоутеры. Распуская свою группу, он постарался «пристроить» всех бывших подопечных, и по его рекомендации Мэйбл Смит оказалась в International Sweethearts Of Rhythm. Сейчас нас ничем не удивишь, а вот для второй половины 30-х и начала 40-х годов это была незаурядная, очень заметная группа: 17 девушек (!), чисто женский полноформатный свинг-коллектив, с яркой историей, включающей многочисленные радио-шоу, успешные гастроли, в том числе и европейские в 1945-м году. Но это европейское турне - уже без Мэйбл Смит, потому что в начале 40-х, опять по рекомендации Кларка, она перешла в Christine Chatman's Orchestra. В составе этой группы в 44-м году она впервые записалась; есть Decca’кий сингл “Hurry, Hurry” с вокалом как раз Мэйбл Смит.

Потом ещё была работа в группах Тини Брэдшоу (Tiny Bradshaw) и Орана Пейджа (Oran “Hot Lips” Page). Это всё, понятно, не сольная карьера, но именно с этими великими музыкантами Мэйбл Смит смогла «засветиться» на King Records, и, в конце концов, получить там сольный контракт на запись.

2.

На King вышло три сингла Мэйбл Смит. Первые три «блина» получились «комом», показатели продаж – очень скромненькие. Сейчас биографы упоминают этот контракт и эти синглы просто биографического факта ради. Ещё к случаю упоминаются известные аккомпаниаторы Смит для этих записей: гитарист Лонни Джонсон и сам великий тромбонист «Горячие Губы» Пэйдж (“Hot Lips” Page).

Далее в карьере Мэйбл Смит – своеобразное «безвременье». Пять лет она пела, гастролировала, выступала в шоу то с одной, то с другой знаменитостью, но настоящий старт настоящей ритм-энд-блюз-карьеры состоялся ещё аж через пять лет.

3.

Есть две версии этого фрагмента из биографии Мэйбл.

По одной из версий в 1952-м году она выступала в Детройте вместе с Джимми Уизерспуном, и конкретно на этом шоу её заметили «охотники за талантами» со студии OKeh (студия с очень долгой и славной историей, в 1926-м году ставшая одним из подразделений Columbia; в начале 50-х OKeh была строго нацелена на ритм-энд-блюз-аудиторию). По другой версии «скаутеры» из OKeh по чьей-то рекомендации поехали смотреть специально Мэйбл Смит, она им понравилась, и сразу получила приглашение.

Так или иначе – но с сентября 1952-го года Мэйбл Смит уже контрагент OKeh, с новым и постоянным сценическим прозвищем Биг Мэйбл. С этим «определением по внешним признакам» - всё понятно. Многие чернокожие певицы, и Мэйбл в их числе, отличались пышностью, тучностью, и, естественно, получали соответствующие прозвища: «Мама», «Большая Мама» (Торнтон), или просто «Большая», как в данном случае.

На ре-старте карьеры Мейбл повезло с продюссированием, с ней лично работал опытный продюссер Фрэд Мендельсон (Fred Mendelsohn). Первый же сингл Мэйбл – “Gabbin’ Blues” – стал хитом, поднявшись до 3-го места в Биллбордовских р-н-б-чартах.

Дальше карьера Биг Мэйбл развивалась типично – непрерывные гастроли, выступления на лучших концертных площадках, включая легендарный Apollo в 1954-м году и многократно позже; новые синглы, по 2-3 ежегодно. Причём обе сорокапятки 53-го года вновь вошли в Тор10 по категории ритм-энд-блюз, и журнал Cash Box по итогам года даже назвал Мэйбл в числе трёх лучших исполнительниц р-н-б; она уступила только Фэй Адамс и Дине Вашингтон.

В 1954-м году на Epic (в тот период - студия-«родственница» OKeh по линии «мамы»-Columbia) даже вышел альбом Биг Мэйбл. Для того времени сольный альбом блюз-певицы - факт примечательный.

Естественно, что каждый биограф обязательно упоминает один из синглов 55-го года, а именно “Whole Lotta Shakin’ Goin’ On”; продюссером записи был молодой тогда Куинси Джонс; вообще Джонс продюссировал две финальные сессии Мэйбл для Savoy. В том году и в версии Мэйбл песня не стала хитом, но через 4 года история рок-н-ролла значительным образом скорректируется (я бы сказал – реанимируется) благодаря именно этой песне и её новому интерпретатору Джерри Ли Льюису.

OKeh продолжала исправно записывать Мэйбл (всего в уже изданном архиве OKeh 26 композиций Мэйбл) и выпускать её синглы, но продажи не дотягивали до хитового уровня, и в 1956-м году Биг Мэйбл подписала контракт с Savoy.

 

4. 

Продюссеры Savoy угадали с первым (под этой маркой) синглом Мэйбл. Решено было записать блюзовую балладу “Candy”. Запись великолепная: уникальный голос Мэйбл под очень изощрённый аккомпанемент, диапазон звука – от полного джаз-бэнда до просто-гитары или просто-баса. Пуристы от блюза отмечали и отмечают попсовый характер этой конкретно композиции, и заметный дрейф в сторону поп-музыки в дальнейшем творчестве Мэйбл, но в тот период в её записях, не говоря уж о живых выступлениях, блюза оставалось в избытке (по тексту воздерживаюсь от личных мнений касательно отдельных композиций, но оборотная сторона сингла - “That’s A Pretty Good Love” – это нечто! много я знаю каверов, но лучше версии Биг Мэйбл – не слышал).

Сингл чуть-чуть не вошёл в Тор10, показатели продаж – самые высокие за всю историю Savoy, а Биг Мэйбл сразу стала общенациональной звездой. На очередном концерте в Apollo – она уже хэдлайнер, завершает шоу.

Разумеется, успешный рецепт (блюз-джаз-поп «в одном флаконе») на Savoy пытались использовать вновь и вновь. Несколько следующих синглов (или заглавная песня, или оборот) стилистически копировали “Candy”. Хитов больше не случилось, но сотрудничество со студией продолжалось до 1961-го года. Кроме синглов (как обычно для Мэйбл, по 2-3 в год) Savoy выпустила два её альбома.

 

 

5.

В каждой шоу-карьере есть не только успехи, но и упущенные возможности. Такая несостоявшаяся возможность была и в карьере Биг Мэйбл.

Её джазовые по стилю записи оценили в джаз-сообществе, и в 1961-м году она получила контрактное предложение от Vanguard Records. Предполагалось, что она будет работать над новым проектом с самим Джоном Хэммондом (знаковая, стиле-определяющая фигура в джазе). Но Savoy не отпустила Мэйбл. Именно джаз-развитие карьеры не состоялось, хотя вклад Мэйбл в джаз отмечен. В июле 1959-го года она выступила на традиционном Ньюпортском Джазовом Фестивале, и, что замечательно – попала в фильм-концерт “Jazz On A Summer Day”, в компании с Луи Армстронгом, Мэхэлией Джексон, Джерри Малиганом, Телониусом Монком.

Кстати, в дискографии «Большой» Мэйбл есть альбом с подзаголовком «5 записей, которые изменили джаз». Конечно, изрядное преувеличение, но всё-таки…

6.

Начало 60-х годов в жизни и карьере Мейбл – это начало 10-летней по сути трагедии. В критическую стадию перешла её героиновая зависимость, она уже бросалась в глаза и реально мешала карьере.

Со студии Savoy её именно что уволили. Пару лет она была без контракта.

Потом карьера возобновилась, Биг Мэйбл записывалась на нескольких студиях (включая Chess); на три года смогла «закрепиться» на Rojac, и там же выпустила два своих последних хитовых сингла “Don’t Pass Me By” и “96 Tears”; собственно, это уже не блюз, и даже не джаз, просто поп-музыка в соответствующей моде аранжировке, как и почти все записи Мэйбл для Rojac.

Случились гастроли по Британии и участие телешоу “Top Gear”; время от времени её приглашали в сборные «звёздные» концерты, но даже доброжелательные рецензенты отмечали, что голос Мэйбл «уже не тот».

В начале 70-х Мэйбл Смит под прессом наркотических проблем и стремительно прогрессирующего диабета фактически «вышла на пенсию» (ей, напомню, ещё не исполнилось и 50) и обосновалась в Кливленде; в январе 1972-го года в состоянии диабетической комы она поступила в местный госпиталь и 23 января умерла. Трагичный и во многом типичный финал блюз-карьеры.

7.

В 2012-м году в Нью-Йорке поставили мюзикл «Биг Мэйбл – душа блюза» (“Big Maybelle: Soul of the Blues”). Спектакль не строго биографический, с «выпадением» некоторых существенных фактов, но несомненно блюзовый.

8.

Архив Биг Мэйбл весьма обширный.

Смело рекомендую желающим две компиляции: “The Complete OKeh Sessions 1952-55” и “Chronological Big Maybelle 1944-1953”, а также бокс-сет “Savoy Blues Legends: Candy!”. Любой из этих релизов даёт объективную картину творчества Мэйбл в самый плодотворный и самый блюзовый её период. В каждой из этих подборок и мощные лирические блюзы, и темповые композиции, очень характерные для того периода ритм-энд-блюза.

Компиляцию “The Rojac Years” считаю несостоятельной и неинтересной, собственно блюза или джаза там почти нет.

 

16.03.15  Андрей Струков для BN

 

 

"Черный кофе" повторяет формулу самого коммерчески успешного (для обоих!) совместного опуса - диска Don't Explain. Нынешний также как и тот составлен из версий вещей известных и не очень, в основном они из золотого прошлого ритм/блюза

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Инструментальный диск. Разгул американского гитаризма в разных проявлениях, в заметной части альбома – и в блюзовом ключе

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы