Происшествия

Ирине Антоновой исполнилось 90 лет

Директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) Ирина Антонова, вот уже более полувека возглавляющая музей, отмечает во вторник, 20 марта, 90-летний юбилей.

Коллеги Антоновой единодушны во мнении, что таких профессионалов, как она - наперечет во всем мире, она значима для истории не меньше, чем Жанна Д'Арк и Екатерина Великая, а благодаря ее энтузиазму, смелости и обширным международным связям в ГМИИ им. Пушкина проходили выставки, получить которые мечтает любой музей мира, РИА "Новости".

"В советское время Ирина Александровна сумела сохранить для широкой публики те великие ценности русской культуры, которые так старательно хотели укоротить и подвергнуть идеологической обработке. Ее дружба с гениями русской культуры была абсолютно на равных и благодаря этому принесла русской культуре немало удивительных и в высшей степени благородных плодов¤ в самые неблагородные¤ времена", - рассказал спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

По его словам, директор ГМИИ открывала людям не только запретные имена художников и скульпторов, но и приобщала их к пониманию мира во всем его многообразии и сложности.

"Несомненно, одна из ее главных заслуг, что музей в советское время был если не окном, то форточкой в железном занавесе, сквозь которую проникал свежий воздух - я имею в виду прежде всего современное западное искусство. Это и выставка Пикассо, и легендарная "Москва-Париж", да и позабытая ныне выставка современного американского искусства конца 70-х, где впервые показали Энди Уорхола. Одним словом, долгое время это был, как ни странно, авангардный музей, где впервые в СССР делались многие вещи - это и специальный отдел личных коллекций, и музыкальный фестиваль. Сейчас у ГМИИ по этой части много конкурентов, но в чем Ирине Александровне нет равных - это в умении показать, что интересы культуры важнее всего остального и в отсутствии популизма и заигрывания и с властью, и с публикой", - считает искусствовед и главный редактор The Art NewspaperRussia Милена Орлова. Она отметила, что директор ГМИИ может смело сказать, что "музей - это я".

"ГМИИ или Музей изящных искусств, несмотря на свой государственный статус - это во многом ее личный, персональный проект, проекция ее вкуса и понимания искусства", - объяснила собеседница агентства.

С ней согласен и директор Русского музея Владимир Гусев, отметивший, что Антонова - настоящая хозяйка музея в самом лучшем смысле этого слова, которая по своей энергии остается самой молодой из всех своих коллег, и в то же время невероятно опытной в знании музейного дела.

"Такие вещи случайно не бывают - это умение работать, умение руководить, прекрасно осознавать, что она делает, четко определять перспективу развития музея. Это профессионализм высочайшего уровня, таких директоров как она, наверное, трудно найти в мире", - сказал директор Исторического музея Алексей Левыкин и добавил, что ГИМ всегда получал поддержку со стороны ГМИИ в решении того или иного вопроса.

По словам художника Бориса Мессерера, оформившего немало проектов в ГМИИ, в том числе и недавний хит - выставку Сальвадора Дали, Антонова поставила музейное дело на невероятно высокий уровень, сделав огромное количество выдающихся выставок.

"Караваджо никто не давал, в жизни нельзя получить его картины, а ей это удалось. Все коллеги относятся к ней с огромным пиететом и она своим личным обаянием достигает невозможного, потому что ей дают те вещи, с которыми руководство музеев расстается крайне неохотно", - отметил он.

Этому способствует четкое и твердое ведение переговоров с коллегами и то, что Антонова владеет несколькими иностранными языками, что располагает к ней собеседников из Лувра, Прадо и других ведущих мировых музеев.

Всегда элегантна, подтянута, спортивна – прическа, строгий английский костюм, высокие каблуки. Безупречный стиль Ирине Александровне удается сохранить даже в самые трудные для музея моменты – в другой стране арестовывают коллекцию западноевропейского искусства, и Ирина Антонова из просто директора музея становится директором с политической позицией и точным пониманием, что и как делать. И ситуация решается – в пользу музея изобразительных искусств. Это при ней и благодаря Антоновой, в самые закрытые для зарубежных контактов времена привозили Мону Лизу, это при ней очереди кольцами обвивают музей – люди стремятся на интересные выставки.

Одной из самых главных среди множества заслуг коллеги Антоновой считают создание фестиваля "Декабрьские вечера Святослава Рихтера", который с 1981 года объединяет разные жанры искусства - музыку, живопись и поэзию.

"Получалось так - если Ирина Александровна договаривалась с Лувром, чтобы привезти в Москву те или иные шедевры мировой живописи, то мы придумывали программу в соответствии со временем и местом. Например, если привозили импрессионистов, то у нас звучали Дебюсси или Равель, а публика одновременно могла разглядывать полотна этого же времени", - рассказал музыкант Юрий Башмет, арт-директор "Декабрьских вечеров".

Со своей стороны, Мессерер признался, что их тесное общение с Антоновой также началось с "Декабрьских вечеров".

"Меня это коснулось причудливым способом: 30 лет назад в телефоне раздался ее взволнованный голос, и она сказала - "Борис, можете зайти к нам в музей? Мы со Святославом Теофиловичем Рихтером хотим с вами посоветоваться". Я, конечно, сразу же пришел в музей, и Рихтер стал мне объяснять, что через неделю премьера камерной оперы Бенджамина Бриттена "Альберт Херринг". У них не получились декорации, которые они заказывали, и они просят меня срочно помочь. Я сразу включился в эту работу, мгновенно", - сказал художник. По словам Мессерера, Ирина Александровна была музой и вдохновителем фестиваля.

"Такое соединение живописи, музыки, поэзии и театра было мечтой многих художников в истории мирового искусства, и вот эта идея была реализована благодаря стараниям Ирины Александровны. Это смелость большая с ее стороны в музее устроить такие вечера. Все воспринимают это как само собой разумеющиеся, а раньше руководство нашей страны и культуры было консервативным. Считалось, что это большая вольность", - отметил собеседник агентства.

Башмет же признался, что влюблен в Ирину Александровну много лет. "Это великая женщина. На таких людях, как она, Россия стоит. Благодаря ее титаническому труду и самоотверженности духовный уровень не только сохраняется, но и возрастает как минимум в стенах ее музея", - уверен он.

По словам Башмета, если бы он писал книгу о великих женщинах в истории мира, то включил бы ее в первые ряды среди Жанны Д'Арк, Екатерины II и леди Гамильтон.

"Сейчас она затеяла очередную огромную стройку - реконструкцию музея и устройство "Музейного городка". Естественно, пока Ирина Александровна этим занимается, все будет хорошо. И вот как только эта стройка закончится, хотелось бы, чтобы она сразу включилась в следующую - в прямом и переносном смысле. Дай Бог ей здоровья, а энергии ей не занимать", - заключил музыкант.

Сама Антонова, будь ее воля, предпочла бы скромно умолчать о дне рождения, делая акцент на следующем празднике - в мае исполняется 100 лет ГМИИ, и все ее помыслы сосредоточены на этой дате.

20 марта

Жизнерадостный чернокожий паренек с комплекцией любителя плюшек - самая что ни на есть отчаянная и чуть ли не последняя надежда ветеранов черного блюза на новое поколение. Другие говорят, очередная, ибо блюз неисчерпаем

К Симондса остаются сильные, не растраченные козыри – неистощимый талант гитариста и способность композитора конструировать на основе старинного блюза и брит/блюза новые темы.  Ну, нет великого голоса у Кима, и он спокойно напевает/проговаривает тексты, а затем бросает в бой свою подвывающую и не растратившую сил гитару

“Кобылка рокабилли” взялась за блюз? Why not?! Она исполняет его по-своему, и вы найдете здесь, конечно, рокабилли, а также свинг и буги. От этого пластинка становится только любопытнее.

Начнём с замечания, необходимого блюзовому ресурсу: 13-й по счету альбом выдающегося деятеля современной американской поп/музыки увёл его максимально далеко от дельта-блюза. Кевин Мур уже  высказывался на эту тему, дескать, хочется поиска, а удалённость от корней преувеличена. Однако что есть, то есть – блюзом тут пахнет очень слабо. Зато утонченная, почти акустическая americana Кеба Мо сделалась ещё более изысканной. Так или иначе, альбом к началу августа провёл блюзовом чатре БИЛЛБОРДА уже 2 месяца

Альбом-пиратка «I Can’t Loose» (1997) был бестселлером на толкучке, бушевавшей в парке вокруг клуба Горбунова

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы