Происшествия

“Martin Scorsese Presents” – начинаем публикацию очерков-рецензий о 7-ми блюзовых фильмах прошедшей осени.

Проект не имеет в истории блюза ни прецедентов, ни примеров для сравнения. Сам размах «сериала» из семи фильмов – его продолжительность, спектр тем и проч. - провоцирует прибегнуть к заскорузлому штампу «киноэпопея». Однако это не эпопея в общепринятом смысле, то есть последовательное, академическое развертывание событий в художественном произведении эпизод за эпизодом. Каждый из фильмов, вышедших под общим продюсерством Мартина Скорцезе, представляют собой определенный исторический эпизод в развитии блюза (историческая хронология действительно существует - корни блюза, дельта-блюз, развитие его в Мемфисе и Чикаго, ривайвл 60-х и т.д.). Однако кроме того каждая серия – творение отдельного и очень именитого голливудского режиссера. Так что не только принцип документальности соблюден, но и право на художественное осмысление материала также безоговорочно признавалось отцами проекта за каждым из режиссеров.
Напомню, что фильмы появились на экранах ТВ прошедшей осенью. Теперь они продаются в виде DVD box-set, их можно разыскать и в магазинах, и на Горбушке. Хочу поблагодарить Олега Николаевича Афонина за предоставленные для сайта диски. Вот перечень фильмов в том порядке, в каком они выходили с 28 сентября по 4 октября прошлого года.

Feel Like Going Home (Martin Scorsese)
The Soul of a Man (Wim Wenders)
The Road to Memphis (Richard Pearce)
Warming by the Devil's Fire (Charles Burnett)
Godfathers and Sons (Marc Levin)
Red, White and Blues (Mike Figgis)
Piano Blues (Clint Eastwood)
---------------------------------------------------------------------------------------------------

Первый фильм снял сам Мартин Скорцезе. Он называется «Feel Like Going Home («Потянуло домой»). Я понимаю, что посмотреть эти фильмы и поделиться с вами своими наблюдениями я был просто обязан давным-давно. С другой стороны, торопиться некуда, поскольку фильмы эти уже попали в разряд «вечные ценности», они останутся актуальными для российского рецензента, его аудитории вечность.
К обозрению фильма Скорсезе я, признаться, приступаю с известным сомнением. Нужно ли широкой блюзовой публике в России это вообще? Смотреть документальный фильм без перевода, даже без субтитров при всех его ценностях станет не каждый. Даже если и станет, поймет ли: для восприятия такой информации нужна известная подготовка, хотя бы первичное знакомство с предметом – что когда происходило? что мелькает на экране в калейдоскопическом темпе? что это за люди с топорами? Что означает группа музыкантов с барабанами? При чем здесь каторжане с кирками? – ну и так далее, и так далее.
Во-вторых, размах этой киноработы, объем информации колоссальный! Не всегда избыток информации в детективе переваришь, а тут ведь просто «киномонография» какая-то! Другими словами, все слишком серьезно. Вот откуда сомнения…
«Главный лирический герой», первой серии – известный исполнитель и исследователь блюза Корри Харрис (Correy Harris). Для того, чтобы выяснить корни своей музыки (блюза), он направляется в дельту Миссисипи. Там он соприкасается с реальными фактами из истории искусства: Корри путешествует, обозревает места, где появился Мадди Вотерс, осматривает хлопковые поля - чуткая камера скользит вслед за его взглядом. Наконец Харрис пересекается с реальным исполнителем электроблюза - престарелым Вилли Кентом. Тот охотно делится своими воспоминаниями, камера показывает игру Кента и его группы в джук-джойнте и т.д.
Корри Харрис вбирает в себя факты и размышляет. За кадром звучит его голос: «Многие говорят, то, что делали Мадди Вотерс и Сан Хауз, уже ушло навсегда. Но я побывал в тех местах, там музыка в самом воздухе витает». Вот в чем смысл путешествия нашего героя.
Поскольку фильм упоминает Сан Хауза и Мадди Вотерса, появляются их документальные съемки (вообще одно из достоинств проекта в обилии архивного видео). Особое впечатление производит Сан Хауз. Вероятно, съемки 50-х годов. С необыкновенной экспрессией он исполняет несколько своих вещей в кадре, и возможно, это самые потрясающие кадры фильма Скорцезе.
Чрезвычайно колоритно выглядит в этой серии Тадж Махал. Блюзовая доку-драма насыщена интервью современных блюзменов, их выступлениями, впоследствии изданными, кстати, в виде отдельных дисков "Martin Scosese Presents". Наблюдать таких артистов уже очень любопытно, но, к сожалению, в отличие от превосходно артикулированного закадрового текста, перед камерой они остаются обычными земными людьми - людьми, говорящими в привычном темпе с доступной им внятностью. Приготовьтесь, что далеко не все интервью вы нормально разберете при просмотре.
Существенная деталь фильма – пейзаж. Пейзаж Дельты мне всегда казался удручающим: бесконечные рукотворные поля – могила уничтоженной и искалеченной природы. Искалеченной в угоду хлопковому бизнесу. Ведь первоначально в тех местах существовала бурная растительность, леса, почти джунгли. Таким образом, пейзаж становится как бы частью драмы, из которой выросло искусство блюза - искусство униженных и душевно искалеченных людей.
Из современных музыкантов в сериале появляются еще Кеб Мо и Отто Тернер, мелькают кадры Джона Ли Хукера, Мадди Вотерса.
Существенное время уделяется деятельности Алана Ломакса, собирателя фольклора, в том числе блюза. Охотясь на перлы народного творчества, Ломакс с единомышленниками исколесил в 40-е годы всю дельту вдоль и поперек и сделал, среди прочего, первые записи Мадди Вотерса для Библиотеки Конгресса США.
Заключительная часть фильма посвящена путешествию Корри Харриса в поисках истоков блюза в Африку, в Мали. С моей точки зрения, этому сюжету, несомненно, представляющему культурологический и антропологический интерес для продвинутых американцев, уделено чрезмерно много времени. Во всяком случае, с точки зрения неамериканца.
Общая продолжительность диска – 110 минут. Он содержит полдюжины песен в исполнении участников фильма и интервью с Мартином Скорсезе, объясняющем, что для него значит блюз и почему он взялся за эту работу.
Для тех, кто интересуется дельта-блюзом, происхождением жанра, без этого фильма не обойтись. В нем оживает сухая, отвлеченная история совсем чужих и далеких нам людей, к тому же – из далекого прошлого. Каким-то образом им удалось создать музыку, к которой мы успели привязаться. Еще раз хочу подчеркнуть: чтобы оценить всю прелесть и содержательность «Feel Like Goin' Home», стоит об этом сначала почитать.
А.К. 07.04.04

Жизнерадостный чернокожий паренек с комплекцией любителя плюшек - самая что ни на есть отчаянная и чуть ли не последняя надежда ветеранов черного блюза на новое поколение. Другие говорят, очередная, ибо блюз неисчерпаем

К Симондса остаются сильные, не растраченные козыри – неистощимый талант гитариста и способность композитора конструировать на основе старинного блюза и брит/блюза новые темы.  Ну, нет великого голоса у Кима, и он спокойно напевает/проговаривает тексты, а затем бросает в бой свою подвывающую и не растратившую сил гитару

“Кобылка рокабилли” взялась за блюз? Why not?! Она исполняет его по-своему, и вы найдете здесь, конечно, рокабилли, а также свинг и буги. От этого пластинка становится только любопытнее.

Начнём с замечания, необходимого блюзовому ресурсу: 13-й по счету альбом выдающегося деятеля современной американской поп/музыки увёл его максимально далеко от дельта-блюза. Кевин Мур уже  высказывался на эту тему, дескать, хочется поиска, а удалённость от корней преувеличена. Однако что есть, то есть – блюзом тут пахнет очень слабо. Зато утонченная, почти акустическая americana Кеба Мо сделалась ещё более изысканной. Так или иначе, альбом к началу августа провёл блюзовом чатре БИЛЛБОРДА уже 2 месяца

Альбом-пиратка «I Can’t Loose» (1997) был бестселлером на толкучке, бушевавшей в парке вокруг клуба Горбунова

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы