Происшествия

“The Howlin’ Wolf Story: The Secret History Of Rock&Roll” 2003

Во-первых, это настоящий ФИЛЬМ. То есть художественно-документалистское произведение, снятое с соблюдением всех законов жанра, динамично смонтированное в соответствии с внятным сценарием и к тому же достаточно компактное – примерно час (плюс еще полчаса дополнительных материалов). Ни один из просмотренных мной до сих пор фильмов о блюзе, включая и знаменитый фильм Роберта Палмера «Deep Blues», не производил такого впечатления цельности и профессионализма, как этот.
«Историю Хаулина Вульфа» с интересом посмотрит любой серьезно интересующийся блюзом и, что еще более важно, получит от этого удовольствие. Желательное условие (при не слишком высоком уровне владения английским) – хотя бы в общих чертах знать историю Вульфа. Горемычное детство, свихнувшаяся на религии мать, его дружба с Сан Хаусом и другими персонажами дельта-блюза, открытие Вульфа Сэмом Филлипсом, его триумфальное пришествие в Чикаго, дружба с Хьюбертом Самлином, обожание публики, любимая жена Лилиан, соперничество с Мадди Вотерсом, - все эти ступеньки жизненной лестницы есть в фильме, конечно. Ничто не упущено, поскольку авторами сценария были два литератора, выпустившие недавно капитальную книжку о Хаулине Вульфе.
Однако главное волшебство в другом. Создатели так плотно насытили ленту документальным материалом, подающимся с хорошей динамикой, что ни один факт, высказанный вербально, не обходится без своей доли видеоряда. Перед нами мелькают виды Чикаго, поющие баптисты, сборщики хлопка, фронтоны домов, любительские съемки и масса фотографий и тд и тп – словом, разнообразная жизнь, на фоне которой существовал блюз.
Съемки выступлений Вульфа середины 60-х годов абсолютно потрясающие! Его концерты в клубах и на телевидении, наконец, дают возможность оценить его гигантский талант шоумена, способность населять песни образами, возникающими здесь же, спонтанно. Единственное выступление Вульфа на телевидении в 65-м году, по-моему, потрясающий документ, то же самое можно сказать о присутствии Вульфа на телевизионном шоу «Роллинг Стоунз» в тот же период (да и сами «роллинги» трогательны).
Конечно, во времена классического блюза не было видеоклипов, но и здесь режиссер Дон МакГлинн использовал простой эффектный ход: звучат самые знаменитые вещи Вульфа на фоне документальных кадров, современных песне. Впервые тяжеловатая «Smokestack Lightnin'» открылась для меня абсолютно по-новому, когда я ее слушал, наблюдая движение поезда, влекомого огнедышащим паровозом, за которым на экране возникал в ускоренном темпе вид бегущих навстречу рельсов и сопутствующих чугунке ландшафтов. Одна эта находка заслуживает награды!
Начиная с первых же кадров диска, на нас обрушивается выступление Вульфа, сидящего на стуле в окружении своих музыкантов, в неком клубе или кафе. К сожалению, фильм так и не проясняет место действия. Вообще говоря, лента очень насыщена персонажами, которых фильм представляет с самого начала. Во-первых, это Хьюберт Самлин, вечный спутник Вульфа и при его жизни, и всегда, почти сын, и явно влюбленный в своего великого патрона ученик. Его речь будет представлять определенную трудность (ну почему авторы фильма не думают о субтитрах, ведь в основном такие фильмы смотрят неамериканцы!). Далее появляется жена Хьюберта, хорошо знавшая Вульфа, две его дочери, Маршалл Чесс, Джоди Вильямс, Сэм Лэй, Билли Бой Арнольд, Сэм Филиппс.
Очень интересно подан сюжет Сан Хаус – Хаулин Вульф, рассказ о влиянии Сан Хауса, партнерство Вульфа с другими эпическими фигурами блюза иллюстрируется выразительными фотографиями и крайне любопытными кинокадрами.
При всех достоинствах ленты внимание приковано в первую очередь к документальным кинокадрам выступлений Вульфа. Я много о них читал, поэтому с особым нетерпением хотел посмотреть, как же это выглядело. И съемки эти меня не разочаровали! Дикая первобытная сила, гигантский темперамент и великий голос Вульфа, помноженные на его дар сопровождать мимикой и жестами пение, исключительно ценны. Осмелюсь сказать, что Мадди Вотерс с его сдержанностью и статичностью на фоне Вульфа выглядит иногда поющим бронзовым памятником самому себе. Конечно, на этих кадрах Вульф не катается волчком по сцене, не карабкается по кулисам, не бегает с воем на четвереньках и не достает микрофон из ширинки – тут нет всех этих штучек, которыми он баловался в родной ему обстановке негритянских джуг-джойнтов. Но вы увидите на этих кадрах живого, настоящего, реального Вульфа, не заробевшего и не изменившего самому себе, в отличие от многих других коллег, в свете софитов перед объективами камер.
DVD снабжен, как и заведено, дополнительными материалами. Они тоже заслуживают отдельного внимания. Сразу должен предупредить, что тут понадобится вникать в не очень внятный язык Сэма Лэя и Самлина. Первый поведает о том, как он уходил из группы, второй – об известном сюжете: соперничестве Вульфа и Мадди. Отдельный раздел – любительские съемки Сэма Лэя в неком злачном месте, они, немые, частично присутствуют в самом фильме. И последний раздел - DVD-ROOM.

АК 21.04.05 (диск предоставил О.Афонин)

Жизнерадостный чернокожий паренек с комплекцией любителя плюшек - самая что ни на есть отчаянная и чуть ли не последняя надежда ветеранов черного блюза на новое поколение. Другие говорят, очередная, ибо блюз неисчерпаем

К Симондса остаются сильные, не растраченные козыри – неистощимый талант гитариста и способность композитора конструировать на основе старинного блюза и брит/блюза новые темы.  Ну, нет великого голоса у Кима, и он спокойно напевает/проговаривает тексты, а затем бросает в бой свою подвывающую и не растратившую сил гитару

“Кобылка рокабилли” взялась за блюз? Why not?! Она исполняет его по-своему, и вы найдете здесь, конечно, рокабилли, а также свинг и буги. От этого пластинка становится только любопытнее.

Начнём с замечания, необходимого блюзовому ресурсу: 13-й по счету альбом выдающегося деятеля современной американской поп/музыки увёл его максимально далеко от дельта-блюза. Кевин Мур уже  высказывался на эту тему, дескать, хочется поиска, а удалённость от корней преувеличена. Однако что есть, то есть – блюзом тут пахнет очень слабо. Зато утонченная, почти акустическая americana Кеба Мо сделалась ещё более изысканной. Так или иначе, альбом к началу августа провёл блюзовом чатре БИЛЛБОРДА уже 2 месяца

Альбом-пиратка «I Can’t Loose» (1997) был бестселлером на толкучке, бушевавшей в парке вокруг клуба Горбунова

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы