Лица Блюза

Cripple Clarence Lofton

Cripple Clarence Lofton, вoogie-woogie хромоножка. Текст Андрея Струкова: Я люблю буги-вуги. И хотя я не танцую его каждый день, но слушаю регулярно. Радует, что традиция не прервалась с уходом из жизни прародителей направления. Многие современные музыканты продолжают дело, например, Джулс Холланд и Аксель Цвингербергер. И всё-таки лично для меня необъяснимо очаровательными остаются буги-вуги-архивы из стартовых лет «бешеных клавиш» (конец 1930-начало 1940-х).

1

«Калека» Кларенс Лофтон (Cripple Clarence Lofton) – действительно калека. Врождённый дефект ноги, развывшийся в очень заметную хромоту, не помешал ему начать профессиональную карьеру… танцором степа! Лофтон одновременно с чечёткой пел, шутил и весьма изобретательно свистел.

В сравнительно зрелом возрасте, после 20-ти, начал учиться игре на пианино – и тут тоже добился быстрого прогресса, затем успеха! К тридцати годам уверенно играл весь тогдашний поп- и джаз-репертуар.

Что интересно,  Кларенс определился с буги-вуги как главным амплуа ещё в то время, когда стиль только формировался, задолго до судьбоносных концертов “From Spirituals to Swing", с которыми буги-вуги триумфально вошли во всеамериканский репертуар.

Строгие рецензенты называют его стиль «балаганным», имея в виду «балаган» как некое обобщение для всех безыскусных негритянских развлечений, в том числе и концертов в ярмарочных шапито, где главное для пианиста – ритм и громкость. Некоторые специалисты всё-таки отмечают своеобразие Лофтона, его «…оригинальную трактовку басовой партии», «…разнообразие музыкальных идей» и бесспорную высочайшую скорость исполнения.

Закономерно, что Лофтон стал одним из первых негритянских музыкантов в Чикаго, получивших предложение на запись. В 1935-м году он несколько раз записался для Vocalion (кстати, с «Большим» Биллом Брунзи), а в 1936 – для Bluebird. Эти записи неровные по качеству звука, однако по сути  по преимуществу классные буги-номера. Например, “When The Soldiers Get Their Bonus" (1936), “Pitchin' Boogie" (1939).

2.

Работа с Solo Art, давшая “Pitchin' Boogie" ,  – отдельная статья архива Лофтона. Студия записывала многих известных на тот момент (вторая половина 1930-х и 1940-е годы) музыкантов, джазовых в первую очередь. А также «гигантов буги», включая Джимми Янси.

За период сотрудничества с Лофтоном студия выпустила четыре его сингла, среди которых замечательные джазовые номера (“Had A Dream") и высочайшего уровня буги-вуги: “Sreamline Train", версия “Pinetop's Boogie Woogie", “Sweet Tooth",  “Sixes And Sevens" (так Лофтон позабавился на тему “The Fives", которая по дате публикации считается первым буги-вуги-номером, с характерной сквозной басовой темой.

3.

Лофтон к началу 1940-х выступал уже на сцене собственного клуба  –ресторанчика, который он назвал Big Apple, т.е. «Большое Яблоко».

Чуть позже на базе своего заведения Кларенс организовал ни много ни мало Школу Буги-Вуги, объясняя, что «…надо помогать молодым, чтобы кто-то смог продолжить, когда мы, старики, уйдём».

Собственное мастерство Лофтон отточил до совершенства. Во время выступлений, по свидетельству очевидцев, он изумительно играл, пел, подтанцовывал, прищёлкивая пальцами,  насвистывал, создавая в духе художественного свиста параллельную мелодию, творя эдакий блюзовый контрапункт. Кстати,  заливистые «трели» зафиксированы в записях, скажем, в 1935, пьеса "Brown Skin Girls".

4.

И надо же было случиться, что Лофтон поссорился с Профсоюзом Музыкантов (American Federation of Musicians) из-за неуплаты членских взносов. Ссора вышла нешуточная, председатель Профсоюза Джеймс Петрилло взял дело «под личный контроль». В итоге Профсоюз исключил Лофтона из своих рядов, что автоматически повлекло за собой запрет на выступления. В результате Лофтон постепенно потерял свой клуб и на склоне жизни вынужден был выступать «пиратски» - вопреки запрету.

Он так и жил в Чикаго (с любимой верной женой Эстеллой).

Потеряв нормальный доход, наш герой работал на самых низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работах. Хромой негр за шестьдесят трудился, например, полотёром.

Разумеется, остались почитатели и ученики, выступления случались…

Лофтон при жизни увидел свой альбом “Cripple Clarence Lofton", изданный на Riverside Records в 1954. Несколько его композиций вошли в разного рода компиляции. Хотя и слабое утешение, согласитесь, за сломанную карьеру…

Умер пианист в 1957 от кровоизлияния в мозг.

5.

Горячо рекомендую бокс-сет “Complete Recorded Works In Chronological Order" от Document Records, и особенно – второй диск, с записями 1939 и 1943 годов. Мне кажется, что большинство треков за эти годы – must have для всех любителей буги-вуги.  

15.12.17      Андрей Струков для BN

       

Из 12 песен на альбоме 9 - каверы. Howlin’ Wolf, Muddy Waters, Blind Willie Johnson, Blind Lemon Jefferson и Robert Johnson - можно историю блюза изучать. Высококачественный электрический блюз, когда известные песни обретают новое звучание

За неимением рубрики «Ностальгия по 70-м» альбом придётся поместить сюда. У его содержания, бесспорно, блюзовые корни (за редким исключением). Boogie rock – упрощённое продолжение блюзрока 60-х сильно отдающее glam роком

Сильный диск. Ему явно пытались придать характер жёсткого soul-rock, и оно удалось. Этот тренд, кстати, сейчас можно назвать модой – новое поколение тянется почему-то к подобному звуку. Странно было бы не включить в диск «старые любови» Даны типа кантри и акустического фолка, однако пара песен не меняет общей картины. Огонь, много агрессивной меди и превосходный голос. Зачёт-зачёт!   

Абсолютный рок/блюз-шаффл и тяжёлый boogie-рок. Супер!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы