Лица Блюза

Brook Benton: блюз и скрипки

Диапазон направлений нашего жанра чрезвычайно широк – от дельта-блюза до психоделии и trans-блюза. Многие замечательные мастера творили на его стыке и поп-музыки, тем самым привлекая к блюзу изначально далёких от него слушателей. Среди таких сугубо блюзовый crooner (лирический певец) Брук Бентон. Текст Андрея Струкова.

1.

Benjamin Franklin Peay, вошедший в музыкальную историю как Brook Benton, родился в 1931 в Южной Каролине. Как и многие другие блюзмены, свой путь подросток начал в местной методистской церкви, хором которой руководил его отец. Всё было «как у всех»: пение, взросление, типичные подростковые заработки – стрижка газонов, доставка молока и газет.

За недостатком информации приходится предполагать. Вероятно, отец поддержал молодого человека, и в 17 лет Бенджамин впервые отправился «покорять Нью-Йорк». Пел в нескольких госпел-группах, отработал профессионально 3 года, но первая попытка штурма шоу-бизнеса не удалась. Он вернулся домой и устроился на «обычную» работу – водителем грузовика.

Музыкальные занятие не прервал, и через некоторое время его пригласили в вокальную ритм-энд-блюзовую группу The Sandmen. В группе были ещё участники с опытом «настоящего шоу-бизнеса»: бас-вокалист Adriel McDonald некоторое время пел в очень популярной поп-группе Ink Spots. И вот в составе Sandmen год спустя Бенджамин вторично отправился на Север.

2.

Вторая попытка получилась удачнее. Sandmen подписали контракт с одним из подразделений OKeH, даже были синглы-релизы. Функционеры OKeH обратили особое внимание именно на Бенджамина, как на потенциального сольного исполнителя.

Всё произошло не вдруг (тут, кстати, моя вторая претензия к биографам Бентона: все неизменно отмечают его солидную хитовую дискографию, но забывают при этом отметить, что путь до первого хита длился одиннадцать (!) лет, считая от 1948-го года).

По порядку:

Бенджамин постепенно стал активнейшим как-бы-рядовым сотрудником студии: он чрезвычайно плодотворно работал как сессионный музыкант и аранжировщик. За несколько лет он напел буквально сотни демо-вариантов, в том числе и собственных песен, которые предлагались на рассмотрение звёздным в то время контрагентам OKeH (или потенциальным контрагентам): Нэту «Кинг» Коулу, Клайду МакФаттеру и другим.

Кроме того, нужные знакомства. Бенджамин, например, познакомился с диск-жокеем, композитором, менеджером и промоутером Биллом Куком (Bill Cook). Кук в те годы был агентом Роя Хэмилтона (Roy Hamilton). Звезда ритм-энд-блюза, он неоднократно возглавлял р-н-б-чарты; его “I'm Gonna Sit Right Down And Cry (Over You)" позже перепел Элвис. Кроме того, Бенджамин подружился с Клайдом Отисом (Clyde Otis). Отис - автор и продюссер, один из первых в США негров-A-and-R-мэнов (менеджер по подбору потенциальных звёзд и материала для них) на мэйджор-лейбле.

С началом сольной работы кампания предложила нашему герою сменить имя, и тут появляется уже Брук Бентон (Brook Benton). Увы, релизы под этим именем (сотрудничество-продюссирование вместе с Отисом) - пока не хиты. Хотя тиражи достаточны для продолжения работы на студии, и даже для включения в (весьма ограниченный) состав участников очередного музыкального фильма Алана Фрида “Mr.Rock And Roll". По концентрации тузов это один из самых крутых проектов 50-х: в фильме поют Фрэнки Лаймон,  Литтл Ричард, Чак Берри, ЛаВерн Бейкер, «Вопящий» Джей Хокинс.

3.

В 1957 Бентон и Отис перешли в RCA, в одну из 4-х компаний-гигантов звукозаписи США.  Работа на Vic продолжилась чуть успешнее, чем на OKeH. Наконец-то Бентон пробился в чарты с исполняемой песней (пока на 82-е место с “Million Miles From Nowhere" в 1958).

Альянс Бентон-Отис продолжал активно сочинять, записывать демо (кто-то из биографов Бентона подсчитал, что в тот период Бентон записывал более 100 демо-записей в год). Учитывая высокий авторский потенциал пары Бентон-Отис и огромный список предлагаемого ими материала, вполне справедливо ожидать, что рано или поздно какая-то из их композиций должна была «выстрелить». Что и произошло! Причем дуплетом. Выпущенный на Atlantic сингл Клайда МакФаттера “A Lover's Question" прошёл в Тор10 по категории ритм-энд-блюз, а спетая Нэтом «Кинг» Коулом “Looking Back" поднялась до №2 в ритм-энд-блюзовом хит-листе и до №5 в поп-списке. Колоссальный успех авторов! 

Наконец пришло время и лично для Брука Бентона.

В 1959 он записал сингл “It's Just A Matter Of Time". Это супер-хит, бомба! Композиция возглавила р-н-б-хит-парад на девять недель, а по категории «поп» поднялась до 3-го места. Даже оборотная сторона сингла (“Hurting Inside") в ТОР-100.

Строго (по-блюзовому) говоря, конечно, это было очень и очень попсово. Мы можем отнести “It's Just A Matter Of Time" к категории «ритм-энд-блюз» только благодаря размытым (к 1959) р-н-б-стандартам. Да, там ещё слышатся отголоски р-н-б-ритмики. Да, там типичный doo-wop бэк-вокал. Но, господи, скрипки! И ещё с такой надрывностью, таким «широким фронтом»! А вот оборотная сторона сингла - “Hurting Inside" – тут нет вопросов. Это типичный, хоть и предельно приглаженный ритм-энд-блюз.

Впредь Бентон будет следовать найденной формуле - балансировать между блюзом и поп-музыкой. Его композиции удерживаются в пределах любимого нами стиля только изумительным вокалом. Дивный «глубокий» баритон, которому умелый вокалист иногда умело добавлял сексуальной хрипотцы – это именно то, что делает его огромный архив интересным. В конечном счёте, блюзовым.  

4.

Итак – первый бомба-хит, в начале 1959.

Дальше начинается красивая история на целую пятилетку. До 1964-го включительно Бентон выпускал по 7-9 синглов ежегодно, с каждым из них проходя в поп- и ритм-энд-блюз-хит-листы. За период 1959-1964 наш герой практически постоянно в том или ином хит-листе присутствовал, и существенную часть этого времени – на позициях не ниже Тор-10. Похожая ситуация и с альбомами. Впрочем, в ту эпоху они составлялись из синглов. По 2-3 логнгплея - ежегодно.

Не упоминаю предельно попсовые релизы, но с удовольствием отмечу “Thank You Pretty Baby" и “So Many Ways" за 1959-й. Это просто совершенство композиции, грува и аранжировки: никакие пронзительные скрипки не заставят усомниться, что мы слушаем настоящий ритм-энд-блюз! Вслушиваясь, иногда с радостью улавливаешь буквально отголоски блюза, например, трогательная гармоника в релизе 1962-го “Lie To Me".

Особая статья – волшебные дуэты Бентона и Дайны Вашингтон. Два сингла за 1959 - “Baby You've Got What It Takes" и “A Rocking Good Way (To Mess Around And Fall In Love)".  Абсолютно шедеврально! Оба занимали 1-ю строчку в р-н-б-хит-парадах, и поднимались до 5-го и 7-го места в поп-хит-листах (кстати, Дайна Вашингтон именно в дуэте с Бентоном вернулась в хит-парады, впервые после 1949). Естественным образом в следующем году вышел их совместный альбом “The Two Of Us". Его жанровую принадлежность даже не хочется обсуждать - блюзово-джазовое совершенство.

Как минимум один evergreen Бентон и Отис вписали в именно-строго-блюзовый архив. Это песня “Kiddio". Она возглавила р-н-б-чарты, поднялся до 7-го места в «поп» в 1961. Мы знаем множество блюзовых каверов, Д.Л. Хукер и Ч. Масселвайт сразу вспоминаются.

Естественно, Бентон (как любой поп- и р-н-б-исполнитель) обращался к богатому блюзовому наследию. Своими каверами он продвигал это наследие в общенациональный оборот. Известная блюзменам ещё со времен Лидбелли “Ball Weevil Song" в версии Бентона стала его очередным кросс-овер-хитом, а уж потом кто только этого “Долгоносика» не спел, не перепел - от Эдди Кокрейна до Shoking Blue.

На пике популярности Бентон выпустил два альбома на блюзовую тематику: “Singing The Blues" 1962-го года и “Born To Sing The Blues" 1964-го. На мой личный вкус, в реальности блюзового там маловато (особенно учитывая обязывающие названия альбомов и подборку песен). Но они уж точно более блюзовые, чем аналогичный проект Тони Беннета, например.

5.

Примерно к 1965 году хитовый конвейер застопорился. Бентон продолжал много выступать, всегда получал лучшие залы, высочайшие гонорары и неизменное обожание публики, как американской, так и европейской. Кроме чисто вокальных данных, Бентон был недурён собой, умел держаться на сцене, ненавязчиво «обыгрывая» исполняемый материал (чуть драматизма в лирических композициях, или, например, прищёлкивания пальцами как кастаньетами на подходящую ритмику), чуть танцевальных движений, мягкий юмор – в общем, на гастролях Бентон мог добрать успеха, затухающего в случае со студийными трудами.

6.

Понятно, что продолжительный без-хитовый период огорчал и заставлял искать варианты. Бентон сменил несколько лейблов, и в 1969 оказался на Atlantic, подписав контракт с одной из её дочерних структур, Cotillion Records. Там он пытался сотрудничать и с Лейбером-Столлером, и с Джерри Векслером. Безуспешно.

И всё-таки Бентон пробился в хит-листы снова, причём на первую строчку р-н-б-хит-парада с “Rainy Night In Georgia". Это песня Тони Джо Уайта, а продюссировал сингл Ариф Мардин (Arif Mardin, ещё один из многих «самородков» Atlantic, спродюссировавший сотни хитов чуть ли не всех музыкальных стилей). С “Rainy Night…" началась новая серия хитов, увы, всего на год.

Это продукция 1970-71 не заслуживает особого внимания - типичная поп-музыка, ну а включение в р-н-б-хит-листы – просто дополнительное подтверждение окончательной «размытости» терминологии и понятий к тому времени (можно отыскать в бентоновском поп-потоке нечто блюзовое, например, “Let Me Fix It", но это скорее исключение из правила).

К счастью, партнёрство Бентона и Мардина не ограничилось поп-музыкой. Вместе они записали альбом “Gospel Is The Truth". Лично мне, пожалуй, не хватает в альбоме двух-трёх по-госпеловски ритмичных трека, однако общее впечатление – сильное. И вокал Бентона потрясающий по мощи и выразительности (“Oh Happy Day", “Precious Lord"), достойный, пожалуй, сравнения с Полем Робсоном. Остаётся только сожалеть, что в архиве Бентона всего один такой (госпел) проект, там более – мы помним, что в музыке он начинал именно как госпел-вокалист. Увы.

7.

70-е-начало 1980-х для Бентона – это время в-основном «живых» выступлений и обширных гастролей. Он, как и его публика, прибавлял в возрасте, понемногу теряя своюстареющую аудиторию. Дольше, чем где бы то ни было он оставался популярным в Британии, хотя жил в Нью-Йорке, счастливой семейной жизнью, в браке имел пятерых детей.

Находились студийные энтузиасты, готовые продолжать сотрудничество; он выпустил еще несколько альбомов; характерное название “Something For Everyone" – «Для всех понемножку». Как почти каждый заметный певец Бентон напел «рождественский» репертуар. При его жизни такой альбом не вышел, целиком издан на CD (обычный для такой тематики неинтересный материал, но есть очень красивая баллада “When A Child Is Born").

В середине 1980-х Бентон серьёзно заболел (спинальный менингит), прекратил работу, в 1988 умер от пневмонии.

8.

Для прослушивания я бы рекомендовал компиляцию “40 Greatest Hits", из которой можно выбрать несколько заразительных ритм-энд-блюзов. И обязательно два вышеупомянутых альбома: “Gospel Is The Truth" и дуэтный с Дайной Вашингтон “The Two Of Us" (Д. Вашингтон).

31.1.18   Андрей Струков для BN

Из 12 песен на альбоме 9 - каверы. Howlin’ Wolf, Muddy Waters, Blind Willie Johnson, Blind Lemon Jefferson и Robert Johnson - можно историю блюза изучать. Высококачественный электрический блюз, когда известные песни обретают новое звучание

За неимением рубрики «Ностальгия по 70-м» альбом придётся поместить сюда. У его содержания, бесспорно, блюзовые корни (за редким исключением). Boogie rock – упрощённое продолжение блюзрока 60-х сильно отдающее glam роком

У Кирка потрясающе выразительная, математически точная фразировка, в то же время не лишенная эмоций – в лучших чёрных традициях. Можно сказать, диск для фанатов блюзового гитаризма.  Мелодичные, продолжительные пассажи, однако не заслуживающие упрека в избыточности

Исключительно блюзовый альбом в отличии от предыдущего, где чувствовался явный крен в сторону рока. С момента выхода в мае диск путешествует по блюзовым чартам разных стран, начиная с биллбордовского

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы