Музыканты

Albert, Collins

Один из гигантов блюза. Уникальный чернокожий гитарист, урожденный техасец, Коллинз (1932 — 1993) остался в истории жанра, как подлинный оригинал, оказавший влияние на каждого гитариста современного блюза. Получивший среди коллег и поклонников прозвище «Мастер Телекастер» за преданность этому типу гитар Коллинз настраивал инструмент в F-минор, ставил каподастр на 10-й лад, извлекал звук пальцами, не пользуясь медиатором.

Коллинз прославился прежде всего моментально узнаваемым звуком гитары — чрезвычайно резким, громким, насыщенным, напряженным, а также склонностью давать композициям названия, связанные с холодом и морозом, хотя характерный саунд («cool sound») гитариста можно назвать скорее обжигающим, жалящим, горячим в противоположность тому, как он называл свои пьесы. Во время выступлений и в студии и на сцене ЭК ставил громкость усилителя на максимум. Владелец фирмы «Alligator» Брюс Инглэер вспоминал: «Мы не могли его заставить сделать тише и ставили его „комбик" в другую комнату. Если бы он остался в этом же помещении, ничего, кроме гитары, на записанных треках слышно не было бы».

Элберт Коллинз родился 1 октября 1932 года в городе Леона, штат Техас. Когда ему исполнилось 9 лет, семья переехала в Хьюстон. Впервые ЭК познакомился с блюзом по песням "Лайгхтина" Хопкинса, кстати, дальнего родственника по материнской линии. О занятиях музыкой серьезно заставили задуматься юного Элберта ориентированные на фанк электроорганисты, такие, как Джимми МакГрифф и Джимми Смит. Именно электроорган стал первым инструментом Коллинза. Позже он попал под обаяние модных тогда электрогитаристов - Ти Бон Волкера, Кларенса Брауна и Фредди Кинга, а также оклахомского блюзмена, популярного в конце 40-х — начале 50-х годов, Лоувелла Фалсона и Эдди Джонса по кличке «Гитар Слим».
Как утверждает эпос блюза, переключиться на гитару Коллинза вынудил вор, укравший его элекроорган.

В 1958 году он записал свой первый гитарный сингл «The Freeze», ставший хитом техасского масштаба.

В 1959 году музыкант начал записываться под руководством продюсера Билла Холла. Наивысшей точкой этого партнерства стал выпуск сверхэнегричного инструментального шаффла «Frosty» в 1962 году. Примечательно, что до конца 60-х годов Элберт Коллинз не пел, не чувствуя в себе уверенности в таком качестве.

Следующая стадия карьеры Элберта Коллинза связана с его переездом в Калифорнию в 1968 году. Этот эпизод связан с вмешательством группы Canned Heat, музыканты которой в указанном году уговорили Коллинза переехать из Техаса в Лос-Анджелес. Он стал востребованным концертным артистом в среде поклонников тогдашнего рока. Из уст в уста в Калифорнии передавались рассказы о необычных шоу черного блюзмена, заскакивавшего во время гитарных соло на рояль, устраивавшего «прогулки» в аудиторию, не переставая играть на гитаре. Гитара и усилитель Коллинза соединялись почти 50-метровым проводом.

Canned Heat способствовали заключению Коллинзом контракта на выпуск дисков с фирмой Imperial Records. Три альбома вышли в 1969 и 1970 годах.
Если концерты Коллинза пользовались популярностью, пластинки в коммерческом смысле провалились. Та же история повторилась со следующим альбомом блюзмена в 72-м году. Неудачи стали причиной того, что Коллинз решает оставить музыку. В эти годы он перепробовал несколько профессий, возвращаясь к блюзу лишь в конце недели, по случаю. К этому периоду относится его сотрудничество с тогда начинающим музыкантом Робертом Крэем, группа которого время от времени аккомпанировала Коллинзу.

Ренессанс выдающегося гитариста последовал после того, как он подписал контракт на выпуск альбомов с фирмой Alligator Records. Под этой маркой, начиная с 1978 года, вышли его лучшие пластинки, являющийеся классикой, а два концертных многие по праву называют выдающимися.

Уже дебютный альбом на «Аллигаторе» под названием «Ice Pickin?» принес ему широкую известность среди представителей нового поколения поклонников блюза и премию «Грэмми». То же самое произошло с последовавшими «Frostbite» (1980), «Frozen Alive» (1981) и последним альбомом с этой компанией «Cold Snap» (1986). В течение этого срока Коллинз получил несколько премий Уильяма Хэнди.

В 1985 году Коллинз объединил усилия с Робертом Крэем и своим старым товарищем Джонни Копландом для записи «Showdown!» — первого гитарного супер-альбома новой эпохи истории блюза. Релиз получил «Грэмми» как лучший альбом традиционного блюза.

Во второй половине 80-х Коллинз был весьма востребован в проектах своих коллег, в том числе и в других жанрах. Его гитара звучит на альбомах той поры Дэвида Боуи, Джо Волша и Гэри Мура; как солист, он выступил при записи «Блюзового концерта», написанного специально для него авангардным композитором и саксофонистом Джоном Зорном «Spillane» (1988); Коллинза даже пригласили на небольшую роль в кинокомедии и использовали его гитару в саунд-треке.

В 1991 году Коллинз подписывает контракт на выпуск пластинок с фирмой Poitblank/Charisma, который ему не суждено было выполнить до конца. В мае 1993 года, за несколько месяцев до кончины, вышла компиляция, которую приходится считать итоговой — «Collins Mix». На этой пластинке присутствуют Би Би Кинг, Брэнфорд Морсалес, Гэри Мур, Ким Вилсон и др. Они помогли Коллинзу по-новому перезаписать его самые известные вещи.

В этот же, заключительный период жизни, Коллинз заявляется в качестве сайд-мэна на альбомах упомянутых музыкантов, а также участвует в записи пластинок Джона Ли Хукера и Джона Мэйолла. В 1991 году он присоединяется к Роберту Крэю, Бадда Гаю и Джимми Воэну на сцене лондонского «Роял Алберт Холла» во время знаменитых концертных вечеров Эрика Клэптона. Таким образом, в разгар блюзового бума 90-х годов Клэптон, являющийся белым блюзменом «номер один», представил Элберта Коллинза в качестве одного из ведущих исполнителей блюза мира.

Коллинз умер 24 ноября 1993 года в своем доме в Лас-Вегасе от скоротечного рака. Болезнь диагностировали в июле того же года в Швейцарии во время его европейского тура. Коллинзу был всего 61 год. Вдова музыканта Гвендолин, написавшая несколько известных песен мужа, утверждают - фактически до последнего часа ЭЛ не расставался с любимым Telecaster.

Основная дискография:

1965 The Cool Sound of Albert Collins
1969 Trash Talkin'
1970 Truckin' with Albert Collins
1978 Ice Pickin'
1980 Frostbite
1981 Frozen Alive!
1983 Don't Lose Your Cool
1984 Live in Japan
1985 Showdown
1986 Cold Snap
1991 Iceman
1992 Molten Ice
1993 Collins Mix
1995 Live '92/'93

2011 ноя

Группа явно в прекрасной форме, не испытывает недостатка в музыкальных идеях и звучит превосходно!

«Party Of One» - торжество метода Торогуда в иных условиях: в «тихом» сольнике сохранились его необычайная энергия, власть рок-«грува» и вокал, оживляющий наследие Л. Хопкинса, Хукера, Сан Хауса. Он полностью состоит из классики американской народной музыки

Первая акустическая работа. Песни собственного сочинения под гитару и гармошку с добавлением перкуссии и “атмосферных” эффектов. Песни грустные, неспешные, созерцательные

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы