Переиздания

Queen Ida «Mardi Gras»

Queen Ida  «Mardi Gras»

И хорошее настроение не покинет больше вас!  Текст Андрея Струкова

Я люблю zydeco. Как активному слушателю и любителю блюза вообще и зайдеко, в частности, мне повезло: первым блюзменом, которого я услышал, был Хаулин Вулф, его “London Sessions”, т.е. версии его классических блюзов, чуть облегчённые для восприятия новичка. А первым зайдеко-меном, которого я услышал – был Клифтон Шенье, и его феноменальный вариант всемирно известной “In the Mood” Глена Миллера, с великолепного альбома “I’m Here”, в котором джаза и свинга (и блюза, кстати), пожалуй, не меньше, чем типичного зайдеко.

С тех пор я прослушал множество исполнителей «луизианского блюза». Готов признать, что зайдеко (в отличие от других разновидностей ритм-блюза) невозможно слушать непрерывно, всё время. Препятствуют тому некоторая скудость стилистических приёмов, ритмических рисунков, однообразие аранжировок. Аналогично, например, со скиффл: первые две-три песни идут «на ура», после пятой-шестой необходимо немедленно переключиться.

И всё-таки не зря в зайдеко, теперь уже не «в отличие от блюза», а «точно как и в блюзе», есть свои «Короли», «Королевы» и прочие царственные особы рангом пониже (включая, например, Си Джея Шенье, который буквально пошёл по стопам отца, «Короля» Клифтона Шенье). При соблюдении общих стандартов зайдеко, оставаясь безукоризненно «в стиле», лидеры разнообразят свой жанр, делают его чуть более «общедоступным». Достигается это широким выбором тем (песен) для зайдеко-интерпретирования, использованием нетипичных для зайдеко инструментов, свободным заимствованием различных музыкальных приёмов из родственных стилей. Ну и, естественно, при наличии яркой индивидуальности, таланта, неординарности самого исполнителя.

Основываясь на всём вышесказанном – горячо рекомендую к прослушиванию «Королеву» Айду (Queen Ida) и особенно её альбом 1994-го года “Mardi Gras”.

Королева Айда – уникальная исполнительница, профессионально пришедшая в жанр уже в очень зрелом возрасте. Свой почётный титул она получила на одном из фестивалей Марди-Гра в 1975-м году, когда ей было уже 46 лет. Ту давнишнюю «коронацию» ещё можно отнести на некоторый дефицит зайдеко-женщин-солисток в те годы. Но и в настоящее время, когда ситуация гендерно изменилась, Айда остаётся исторически первой бэнд-лидершей в зайдеко и единственной бесспорной «Королевой».

Альбом “Mardi Gras” – это наглядная демонстрация всех положительных качеств, которые развивают и укрепляют зайдеко как жанр.

Смелый выбор песен – пожалуйста: пластинка начинается с кавера “Comment Ca Va”, все конечно помнят этот диско-хит мальчиковой голландской группы The Shorts. Версия Айды, само собой, чуть переписана содержательно: мальчишки из The Shorts вспоминали дни в Париже и недопонимание с французской девочкой, ну а в варианте Айды рассказ про «…гуляла с моим парнем», и история недопонимания и несостоявшихся поцелуев излагается уже с женской точки зрения.

В разрез с традиционными зайдеко-аранжировками в группе Айды очень существенна роль гитары. Соло-проигрыши в “Since You Been Gone” и “Object Of My Affection” достойны включения в учебники.

Аналогично – и духовая секция. Фантастический саксофон (Tom Divine), например, в “O! What Can I Do”.

Заимствование из родственных стилей – ещё одна «фишка» Королевы Айды. “Since You Been Gone” – это типичнейший традиционный «женский блюз», исключительный по выразительности и мастерству исполнения, легко выдерживающий сравнение с лирическими песнями Коко Тейлор или Этты Джеймс. “Papa On the Fiddle” не уступит лучшим образцам кантри (и опять же не могу не отметить саксофон).

Многие традиционные для зайдеко темы исполнены группой Айды оригинально, нетипично. В “Louisiana” ненавязчивый, почти не слышный аккордеон, но зато очень изобретательный ритм, рок-н-рольно-задорный; а “Mardi Gras” напоминает ска-стандарты по обилию духового аккомпанемента.

Ну и, конечно, главное: как и положено зайдеко – весь альбом искрящийся, бодрый, зажигательный; добавляйте любые эпитеты для описания праздничного веселья. Если у вас лёгкая хандра, если нужно слегка взбодриться, «раскачаться», срочно включайте Королеву Айду и – см. заголовок.

Альбом «Mardi Gras» издан в 1994, переиздан в 2010 и 2014.

30-11-14   Андрей Струков для BN

Траур так объясняет появление альбома: “Я как-то ехал в машине и слушал по радио чье-то исполнение Got My Mojo Workin’. Нужна ли миру еще одна версия этой песни? И я решил, что не буду записывать Stormy Monday или Messin With The Kid. Я решил записать старые забытые песни, которые редко исполняют. Так и родилась идея Survivor Blues”

За неимением рубрики «Ностальгия по 70-м» альбом придётся поместить сюда. У его содержания, бесспорно, блюзовые корни (за редким исключением). Boogie rock – упрощённое продолжение блюзрока 60-х сильно отдающее glam роком

У Кирка потрясающе выразительная, математически точная фразировка, в то же время не лишенная эмоций – в лучших чёрных традициях. Можно сказать, диск для фанатов блюзового гитаризма.  Мелодичные, продолжительные пассажи, однако не заслуживающие упрека в избыточности

Исключительно блюзовый альбом в отличии от предыдущего, где чувствовался явный крен в сторону рока. С момента выхода в мае диск путешествует по блюзовым чартам разных стран, начиная с биллбордовского

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы