Тексты

Sonny Boy Williamson # 2. Часть 2

&2L&
      Lillian McMurry родилась в городе Purvis, штате Миссисипи. Она работала секретаршей в Джексоне, посещала юридические курсы, в 1945-м году вышла замуж за Willard McMurry, владельца нескольких мебельных магазинов. Помогая мужу убираться в одном из магазинов в городе в Джексон, Лиллиан наткнулась на груду старых пластинок и, любопытства ради, поставила одну из них на патефон. По счастливому - для Лиллиан - стечению обстоятельств это была “All She Wants To Do Is Rock” Wynonnie Harris. «Самая необычная, искренняя и чистая музыка, - вспоминала об этом моменте сама Лиллиан. – Я до этого ни разу черной музыки не слышала. Ни разу не слышала ничего столь ритмичного и свободного». Лиллиан открывает в мебельном магазине отдел пластинок, специализирующийся на госпел и блюзе. Лиллиан рекламирует свой отдел в передачах местной радиостанции, отдел становится популярным. Вскоре это уже отдельный магазин, а через год – студия звукозаписи Trumpet Records, которая записывает местные госпел-группы. Среди известных контрагентов McMurry назовем, например, Тhe Southern Sons, в чьем исполнении именно Лилиан впервые записала и выпустила архизнаменитую “Peace In the Valley”.
   От госпела – полшага к блюзу. И Лилиан сделала эти полшага…
&3R&
   В декабре 1950-го Лиллиан подписывает контракт с Сонни Боем Уильямсоном II. Конечно, Сонни Бой не первый и не единственный блюзмен на Trumpet. Тогда, в декабре 50-го он был одним из целого ряда. Интересно, что, знакомясь с Уильямсоном, и позже подписывая с ним контракт, Лиллиан не знала о его более чем 20-летней карьере, о его успехах с King Biscuit Time. В этом характерные приметы американского послевоенного Юга: предельное разграничение жизни белых и черных; белая женщина может дожить до зрелых лет, ни разу не услышав «черную» музыку, «черные» радиопередачи.
  Как бы то ни было, контракт подписан, и уже в январе 1951-го года выходит первый сингл Уильямсона “Eyesight to the Blind”/”Crazy ‘Bout You Baby”, порядковый #129 в каталоге Trumpet. Заглавная композиция – классика блюза, сыгранная многими блюзменами и в виде кавера включенная в одну из первых рок-опер “Tommy”.
   С 4 января 1951года по 12 ноября 1954 задокументировано 10 сессий на Trumpet Records. Уильямсон записывается как Sonny Boy Williamson, как Sonny Boy Williamson & his Houserockers, и даже как Sonny Boy Williamson & his Orchestra.
   По архивным данным на Trumpet записаны 31 композиция, в том числе и “Cool, Cool Blues” (Trumpet #139), “Pontiac Blues” (Trumpet #145), ”Nine Below Zero” (Trumpet #166), которые теперь считаются легендарными и входят в тех или иных версиях во все «the best» и «the essential» Уильямсона II.
   В то время на пластинках вышли, естественно, не все записанные композиции. Лиллиан выпустила 11 синглов, а 12-ый попал на прилавки уже под лейблом Ace Records (подробнее – ниже). Наиболее полно записи Trumpet представлены на двух компиляциях, выпущенных в 1989-м году: “Clownin’ With The World” (16 композиций за 1952-54 года) и совершенно потрясающий альбом “King Biscuit Time”, в который вошли 16 композиций за 1951-ый год, плюс полная радиопередача King Biscuit Time (один из выпусков), плюс первая версия “Dust My Broom” Элмора Джеймса. Кроме того, Trumpet’овские блюзовые записи издавались в виде серии “Trumpet Masters: From the Bottom”, и в этой серии под номером 5 вышел альбом Уильямсона II, который дополняет архивные записи Сонни Боя ещё несколькими композициями (“Cat Hop”, “Empty Bedroom”).
&4L&
   Кстати - пара строчек про Элмора Джеймса. Его, как одного из первых «гостей шоу», Сонни Бой привел на King Biscuit Time в 40-е годы, а в 1951-м Сонни Бой включил Джеймса в свою бэк-группу уже на Trumpet. Элмор записывался в бэк-группе Сонни Боя весь 1951-ый год. Как пишет Cub Koda, Джеймс хотел записываться сольно, но отличался большой неуверенностью, робостью. Якобы после записи “Dust My Broom” у него даже не хватило духу дождаться записи второй композиции, поэтому Лиллиан выпустила «смешанный» сингл - с “Dust…” на А-стороне и “Catfish Blues” Bobo Thomas’а на обороте. Неожиданно “Dust My Broom” стала хитом, попала в Top-10 по категории «ритм-энд-блюз», и соблазнительные предложения посыпались на Джеймса. Пока срок контракта с Trumpet Records не истек Джеймс втихаря записывался для братьев Бихари. В 1952-м году он сразу перешел на Modern, которая по материалам уже состоявшихся сессий отштамповала несколько синглов Джеймса.
   Элмор Джеймс и Сонни Бой не раз выступали вместе. Каждый имел в активе хиты, они получали приглашение от знаменитых в Чикаго клубов Silvio’s и «708 Club». Их дуэт именовался Elmor “The Broomduster” James & “Sonny Boy” Williams.

   Ещё из интересных моментов на Trumpet – короткое сотрудничество Сонни Боя с Артуром «Биг Боем» Крадапом. Несколько их совместно записанных композиций включены в Alligator’овскую подборку “Goin’ In Your Direction”.

   Отношения Сонни Боя и Лиллиан не назовешь просто партнёрскими. Скорее это было дружбой, хотя дружбой своеобразной. Главный осложняющий фактор, конечно, дурной характер Сонни Боя. Он много пил, всё время ссорился с окружающими, таскал с собой пистолет и нож. Оружие - отнюдь не отличительная черта Сонни Боя: пистолеты, ножи, опасные бритвы имели многие блюзмены. Но не все могли держать себя в руках, а уж Сонни Бой отличался в худшую сторону. Он постоянно попадал в передряги, часто оказывался в местном полицейском участке, откуда его выручала Лиллиан. Сонни Бой уважал её, как правило, старался держаться в рамках в её присутствии, хотя один раз их конфликт зашел слишком далеко. Рассерженная Лиллиан выгнала его из студии, Сонни Бой стал угрожать ей пистолетом. Казалось, они рассорились навсегда. Но через пару недель Сонни Бой пришёл с извинениями, и они помирились.
   Кроме терпения и уважения к своим музыкантам, еще одно замечательное качество Лиллиан - абсолютная честность. Она строго выплачивала всё, что полагалось Сонни Бою за записи и тиражи, часто авансировала его в счет будущих. Такого менеджера уже не будет в карьере Сонни Боя.

   Не секрет, что шоу-бизнес работает по обычным рыночным законам. Студия Trumpet, успешно функционировавшая ряд лет, в итоге не выдержала конкуренции с крупными студиями, которые тоже открыли свои блюз-отделения в Дельте. Причем Chess и Modern вместе сыграли против Trumpet. Они выставили магазинам грампластинок ультиматум: если те хотят получать релизы этих двух студий, то должны отказаться от сотрудничества с Trumpet. Такого удара скромная независимая студия не перенесла.
   Лиллиан успела выпустить последний Trumpet’овский сингл Сонни Боя Trumpet #228 “Empty Bedroom/From the Bottom”. Кстати, на записи этого сингла лидер-гитару играл Би Би Кинг. Позже об этой сессией распространились разные домыслы. В прессе появлялись сведения, что якобы Би Би Кинг таким образом «возвращал долг» Уильямсону II, который в свое время предоставил Кингу первый серьезный заработок на радиостанции KFFA, что, как минимум, неточно. Всё разъяснил сам Кинг. С Уильямсоном они дружили, утверждал он, «никто не считал никого обязанным,…я просто был проездом в Джексоне. Ну и почему бы не сыграть сессию с Сонни Боем?».
   Денег для выпуска следующего сингла у Лиллиан уже не оставалось. Трагедия многих независимых скромных студий – слишком разветвленная сеть дилеров, слишком долгий возврат вложенных средств. Права на очередную пластинку были проданы на Ace Records, под маркой которой в ноябре 1954-го года вышли “Boppin’ With Sonny/No Nights by Myself” (Ace#511). Все эти лицензионные переуступки и прочие ухищрения уже не могли спасти Trumpet, и в 1954-м году студия обанкротилась.
&5R&
   В качестве распродаваемого «движимого имущества» с молотка пошли и контракты музыкантов. Контракт Сонни Боя попал в руки Бастера Виллиамса (Buster Williams), владельца фабрики по печати грампластинок из Мемфиса. Buster планировал запустить собственную студию, но потом передумал и продал контракт Уильямсона II Леонарду Чессу.

   Лилиан вновь стала работать с мужем в мебельном бизнесе. Студия Trumpet и мебельные магазины McMurry работали отдельно, так что супруг не отвечал по обязательствам студии. Лиллиан не стала запускать процедуру банкротства и 4,5 года честно рассчитывалась не только с кредиторами, но и со своими бывшими музыкантами, выплачивая до цента причитавшиеся им авторские отчисления. Позже, когда архивы Trumpet стали переиздаваться, она строго (и бескорыстно) следила за соблюдением прав своих бывших подопечных. Она же в 1965-м году финансировала сооружение надгробия на могиле Сонни Боя.
   Лиллиан умерла в 1999-м году, а незадолго до смерти была избрана в Blues Foundation Hall of Fame.

  Как уже упоминалось, Сонни Бой записал на Trumpet 31 композицию, в подавляющем большинстве собственного сочинения (это вообще характерная черта его карьеры). Уже по этим песням видно, каким мощным и самодостаточным блюзовым автором стал Уильямсон - не только автором музыки, но и блюзовым поэтом, лириком.
 &6L&   В его песнях есть и традиционные для блюза сексуальные приключения и бахвальство, как, например, в дебютной записи “Eyesight To The Blind”:

   You’ve talking about your woman, I wish to God, man, that you could see mine
Every time the little girl start to loving, she bring eyesight to the blind…
   Every time she start to loving, the deaf and dumb begin to talk
(…ты говорил о своей девушке. Хотел бы я, чтобы ты увидел мою,
…от её любви зрячий ослепнет, а мертвый – оживёт.)

   В некоторых из его песен отражены автобиографические моменты, как, например в «West Memphis Blues”, во всяком случае, пожар в доме Сонни Боя действительно имел место.
   Сонни Бой умел выразить и более серьезные темы. В “Ninety Nine” пересказывается по-житейски тяжелая ситуация, когда
       …the one I love she taken sick on July twenty-nine
   Her doctor billed her four hundred dollars,
   and I didn’t have but three hundred and ninety nine
        (…та, которую я любил, заболела в июле.
   Доктор выписал счет на 400 долларов,
   А у меня всего 399…)

   Уже упоминавшийся Sonny ‘Sunshine’ Payne (ведущий King Biscuit Time в течение 30 лет, начиная с 60-х годов) утверждал, что тот самый счет доктор выписал не абстрактной любимой девушке, а больной матери Сонни Боя. Конкретный блюз воспринимается совсем по-другому, не правда ли?

   Кроме того, Сонни Бой с легкостью находит темы в рядовых повседневных событиях. Например, Лиллиан предложила Сонни Бою в пользование свой личный «Понтиак», при условии, что жена Сонни Боя будет сопровождать его в качестве road-менеджера. Сонни Бой отказался, но при случае сочинил “Pontiac Blues”.
   И много в лирике Уильямсона II приятных узнаваемых мелочей. Цифры «309», например, появились в названии блюза не случайно – это и номер дома по Farish St. в Джексоне, где началась карьера Сонни Боя, как студийного музыканта, это и комбинация из телефонного номера Лиллиан. &7R&

   Поскольку тема Trumpet Records в нашем рассказе заканчивается, хотелось бы написать несколько строк о еще одном музыканте из группы Сонни Боя. Тринадцать лет, с 1942-го года, Уильямсон II сотрудничал с замечательным пианистом Willie Love. Сонни Бой привел его на Trumpet Records и Love записывался в нескольких сессиях Сонни Боя. Именно на Trumpet’овских записях Love сумел проявить себя как грамотный сессионный музыкант, способный взять на себя руководство бэк-группой. В итоге он тоже получил шанс на сольную запись, выпустил несколько синглов, но, увы, умер от последствий тяжкого алкоголизма в 1953-м году всего-то 46 лет от роду. Интересно, что в конце карьеры негр Love имел бэк-группу с белыми басистом и барабанщиком – для 53-го года ситуация нетипичная.
   Итак, студия Trumpet осталась в прошлом.

        (продолжение следует)

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Новый диск Лопеза - это то, что надо любителям блюз-рока по ту и эту сторону Атлантики. Звук увесист, сочен, и диск, что называется, "качает", свидетельствует известный сетевой обозреватель Роман "The Metal Traveler" Химич

Марция Болл посвятила свою новую работу музыкантам Аллену Туссену, «Толстяку» Домино и Баквит Зайдеко. Их влияние присутствует практически на всех записях

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы