Тексты

Британский блюз. Часть 2

Расставшись с Барбером, Корнер продолжил свои опыты в блюзе. Он то работал один, то ненадолго возвращался к Барберу, то играл в новой группе у Кена Кольера.
С Кольером Алексис впервые записался на пластинку. 25-го июня 1954-го он участвовал в записи “Midnight Special”, “Casey Jones” и “K.C.Moan”, которые вошли в LP “Back To The Delta”, дебютный LP Ken Colyer’s Jazzmen (а название-то у альбома какое! Чистейший блюз в этих словах). При записи этих композиций Корнер играл на гитаре и мандолине. Потом был ещё один EP вместе с Ken Colyer’s Jazzmen, нарезанный 28-го июля 1955-го.
Некоторое время Корнер работал на радиостанции ВВС, студийным менеджером, но это занятие оказалось явно не для него, «…я должен был играть музыку». Он хотел быть музыкантом, и продолжал упорно репетировать, используя любую возможность для выступления с коллегами или сольно. В то время Корнер уже женился, и музыкальная карьера пока не обеспечивала молодой семье средств к существованию. Был момент, они с женой даже «кидали монетку», решая – бросать ли Алескису окончательно музыку, или пока погодить. К нашему общему счастью и удовольствию – монетка упала «правильной» стороной.
Попутно Корнер пробовал себя и как музыкальный журналист, и как рецензент. Он, например, написал тексты на обложки первых синглов Ken Kolyer’s Jazzmen.
Своим упорством и растущим мастерством Корнер добился скромного, но постоянного ангажемента в нескольких лондонских кафе и клубах, ориентированных на любителей джаза и скиффла.
В одном из них, в London Skiffle Club, Корнер позже и встретил Сирила Дэвиса.

  • 11. Сирил Дэвис – лучшая губная гармоника брит-блюза
  • В традиционном изложении истории брит-блюза Сирил Дэвис (Cyril Davies) – фигура трагическая. Он умер на пике карьеры, как раз в те годы, когда блюз начал завоевывать рынок, причем триумф британского блюза стал в значительной степени результатом и личных усилий Дэвиса.
    Он имел собственную группу с высокой репутацией и постоянным ангажементом (одну из первых в брит-блюзе); он успел выпустить два сингла, первый из которых большинство британских блюзменов-современников Дэвиса относят к разряду «супер» и «легендарных».

    &3L&

    Литература о Дэвисе, особенно о его юных годах, значительно скуднее, чем о любом из современных ему коллег-блюзменов. Но кое-что известно доподлинно.
    Сирил Дэвис родился 23-го января 1932-го года в г.Denham, графство Бакингэмшир. Жил с родителями, бабушкой и старшим братом Гленом.
    Как и остальные (в будущем) блюзмены он в раннем юношестве услышал и полюбил блюз и фолк. Вместе с Гленом Сирил и начал учиться играть на гитаре. В юношеские годы, кроме гитары, Сирил освоил банджо и юкелеле. Потом - губную гармонику и 12-ти струнную гитару. 12-струнка – это было нетипично; в 50-е годы это личная «фишка» Дэвиса. А позже, как часть легенды под названием «Сирил Дэвис» в британской музыкальной литературе навечно зафиксируется, что Дэвис был «…лучшим из игравших на двенадцатиструнной гитаре»
    В начале 50-х годов Сирил успел поиграть в скиффл-группе и постоянно играл в различных джазовых бэндах. Его помнят, например, по 1953-му году, играющим в клубе The Fox and Goose в г.Alperton, в составе Southern Stompers. В группе Дэвису «поручили» банджо, а в перерывах Сирил играл на гитаре и пел, как правило композиции Leadbelly. Пишут, что в то время в репертуаре Дэвиса была и “Rock Island Line”, причем верчия Дэвиса якобы была «…значительно лучше, чем поздний хитовый вариант Лонни Донегана».
    Интересно, что один из джазовых мультиинструменталистов и коллекционеров, John R.T.Davies записывал на собственную аппаратуру многие джазовые коллективы тех лет. Он же записал и несколько композиций Southern Stompers, но по прошествии лет никто не смог точно вспомнить, участвовал ли Сирил Дэвис в тех самых первых сессиях.
    К моменту встречи с Алексисом Корнером Дэвис уже разочаровался в скиффл, он хотел исполнять только блюз.

  • 12. Корнер и Дэвис – дуэт настоящего блюза.
  • История британского блюза полна счастливых случайностей, незапланированных заранее встреч, которые привели к возникновению длительных творческих союзов, значительно повлиявших на развитие британского блюза. Из хрестоматийных – встреча Джаггера и Ричардса. Так же случайно встретились Барбер и Оттилия Паттерсон, Алексис Корнер и Сирил Дэвис. С другой стороны, учитывая весьма скромное количество поклонников именно блюза, такие встречи можно считать скорее закономерностью, чем случайностью.
    Корнер и Дэвис образовали блюз-дуэт. Корнер играл не только на акустической, но и вновь решил попробовал силы на электрогитаре. «Базой» для дуэта, его основной сценической площадкой стало небольшое помещение на втором этаже кабачка Roundhouse, здания из темно-красного кирпича в викторианском стиле, расположенного в лондонском Сохо, на углу улиц Brewer и Wardour.
    Название кабачка увековечено на двух EP Корнера: “Blues From The Roundhouse”, выпуски 1 и 2. Обращаю внимание - исполнителями на первом EP числились Alexis Korner Skiffle Group. Опять скиффл! Пусть только в названии…

    Со временем Корнер и Дэвис, в своем стремлении к аутентичному, истинному блюзу, решили отстраниться он всех ассоциаций со скиффлом и джазом. «Как-то Сирил сказал, что его «…уже тошнит от всей этой скиффл-ерунды», вспоминал Корнер (в оригинале даже круче, “skiffle rubbish”). Поскольку их «клуб» в Roundhouse в умах публики ассоциировался именно со скиффл, Корнер и Дэвис решили «закрыть» этот «клуб» и основать новый, блюзовый.
    На Tottenham Court Road они открыли London Blues and Burrelhouse Club. Решительный ход для того времени. Всё-таки скиффл уже на слуху, это уже модное течение. А блюз – предприятие новое, значит - рискованное. Первый день работы клуба наглядно продемонстрировал, какая огромная работа по популяризации блюза им предстоит: по собственным воспоминаниям Корнера дебютный концерт дуэта в новом клубе проходил перед тремя зрителями. Наверное, рекорд в истории современной музыки.
    Со временем этот клуб станет легендарным, в нём отыграют хотя быпо одному сету большинство британских и американских блюзменов. И даже в Чикаго знали, что в Лондоне есть Burrelhouse Club – место, в котором играют настощий блюз.
    Я «перепрыгнул» через несколько лет. Пока вернусь в самое начало 50-х, к Донегану и Барберу.

  • 13. Донеган и Барбер – первый общий хит.
  • В конце 1952-го года группа Барбера ещё не утвердилась в профессиональном статусе и окончательном составе: Крис тасовал музыкантов и названия (Chris Barber’s Washboard Wonders, Crane River Jazz Band) и, наконец, с января 1953-го года оркестр начал функционировать как профессиональный коллектив в составе: Барбер на тромбоне, Ken Colyer – труба, Monty Sunshine – кларнет, Tony Donegan – банджо, Jim Bray – контрабас и Ron Bowden – ударные. Кольер – тоже известный и авторитетный музыкант, он некоторое время даже играл в самом Нью-Орлеане, и Барбер вначале уступил ему лидерство; первое название новой группы Ken Colyer’s Jazzmen. В этом оркестре вновь ненадолго появился Алексис Корнер.
    Теперь началась история уже профессионального коллектива. У Ken Colyer’s Jazzmen есть задокументированная дискография, мало того - зафиксирована каждая сессия Jazzmen. И что вы думаете, как называются две первые композиции, записанные Ken Colyer’s Jazzmen? В феврале 1953-го года на первой профессиональной сессии первыми «нарезаны» именно блюзы: “Blue Blood Blues” и “Slow Drag Blues”. Случайные, но приятные совпадения…
    Ken Colyer’s Jazzmen – коллектив успешный с самого начала. Jazzmen имели постоянный ангажемент в Англии, они выезжали в Европу (в Данию), у них вышли первые синглы и EP.
    Да простится мне очередная ссылка на названия, но в первых же синглах Ken Colyer’s Jazzmen опять половина названий – блюзовые: “Gentofte Blues”, “Wildcat Blues”, “Wabash Blues”.

    В группе не всё безоблачно: Кольер пил, для руководителя профессионального коллектива у него слишком неровный характер. В начале 1954-го года Барбер ушел от Кольера, пригласив трубача и пианиста Pat’а Halcox’а и контрабасиста Dick’а Smith’а. Теперь они официально именуются Chris Barber’s Jazz Band. Звучание этих двух бэндов (Барбера и новой группы Кольера) долгое время оставалось почти идентичным, и репертуар их был очень схожим, опять же – частично блюзовым. И, кстати, многие историки музыки впоследствии будут высказывать полярные мнения на тему: кто от кого ушел – Барбер от Кольера или Кольер от Барбера. С точки зрения развития блюза нас интересует, в-основном, Барбер; хотя и Кольер время от времени соприкасался с блюзом, и как исполнитель, и как работодатель будущих блюзменов.

    &4L&

    Историки британского джаза называют точную дату рождения Chris Barber’s Jazz Band: 1-е марта 1954-го года; и первые «места работы» новой группы: располагавшиеся в лондонском районе Сохо Humphrey Littelton Club и N.J.F.London Jazz Center. Но эту дату можно поставить под сомнение – существует уникальный альбом “The Lost 1954 Royal Festival Hall Tapes. Ken Kolyer’s Jazzmen and Skiffle Group”. Содержание альбома понятно из названия: восстановленные записи выступления группы и «группы в группе» Кена Кольера в прославленном лондонском концертном зале. Так вот - в составе участников указан и Барбер, в том числе. А состоялся этот концерт 18-го апреля 1954-го года, т.е. на полтора месяца позже даты образования Chris Barber’s Jazz Band. Кстати, среди исполненных на том концерте композиций есть и “Good Morning Blues”, и “Temple Blues”. Подобные сведения, ставящие под сомнение официальную дату рождения Chris Barber’s Jazz Band (т.е. сессии от 11, 12 и 19 апреля с участием Барбера и Хэлкокса) указаны в выходных данных нескольких первых синглов Ken Colyer’s Jazz Men.
    Ну ладно, в марте ли, в апреле ли, но собственный бэнд Барбера уже существует. В нём «…нет трубы и пианино. Таким образом – на первый план выходит ритм-секция. Требуются особые аранжировки, появляется другой саунд». Барбер подражал любимым музыкантам – Луи Армстронгу, Джелли Ролл Мортону, Кингу Оливеру. В репертуаре Chris Barber’s Jazz Band много каверов его американских кумиров.

    Первый альбом Барбера состоялся случайно, благодаря помощи энтузиастов-одиночек. Хью Мендл (Hugh Mendl), молодой продюсер студии Decca, мечтал записывать английские джаз-бэнды, и вечер за вечером проводил в лондонских клубах, слушая и выискивая лучшие оркестры. Летом 1954-го Мендл обратился к студийным боссам с просьбой разрешить ему пробные сессии с несколькими джаз-группами; и такое разрешение он получил, благо студия ничем не рисковала: за безрезультативную запись (без последующего выпуска альбома) музыканты ничего не получали, а сама стандартная сессия стоила всего 35 фунтов стерлингов, для Decca деньги смешные.
    И вот 13-го июля Chris Barber’s Jazz Band в полном составе прибыл в Decca’вскую Studio Two на Broadhurst Gardens. Мендлу помогал Артур Лилли (Arthur Lilley), легендарный студийный продюсер, по воспоминаниям коллег - относившийся к работе как к священнодействию. На каждую сессию он одевался как на вечерний приём, а микрофоны устанавливал в белых перчатках.
    И опять о «блюзовых совпадениях»: на первой же сессии Chris Barber’s Jazz Band 13-го июля 1954-го года самой первой записывается композиция под названием “Chimes Blues”.

    Вообще эта июльская сессия – событие для британской музыки эпохальное, расскажу о ней поподробнее. В два приема, с перерывом на легкую выпивку в соседнем пабе, полносоставный Chris Barber’s Jazz Band записал несколько джазовых номеров (уже упоминавшийся “Chimes Blues”, “Merrydown Rag” и другие). В начале десятого вечера работу закончили, часть музыкантов ушла. Мендл, Лили и Барбер обсудили итоги сессии и (к страшному разочарованию Мендла и Барбера) поняли, что материала для полновесного альбома недостаточно. И тут то ли Донегану, то ли Барберу пришла в голову мысль о скиффл-композициях. Вкратце Мендлу объяснили идею: Донеган будет петь и играть на гитаре, Bryden на стиральной доске, а сам Барбер решил сыграть на контрабасе, шутливо успокоив Мендла: «…не волнуйся, я взял целых три урока классического контрабаса». Мендл быстро переставил микрофоны (для уменьшенного состава группы) и за оставшиеся полчаса в две попытки записали “Rock Island Line” и “John Henry”. Эти композиции дополнили чисто джазовый альбом “New Orleans Joy”, разместившись по одной на каждой из сторон диска. При выпуске альбома как исполнители указаны и Chris Barber’s Jazz Band (крупным шрифтом), и Lonnie Donegan Skiffle Group (шрифтом помельче).
    (Мелкий штрих о параллелях в карьерах Барбера и Кольера. Всего через 12 дней после Барбера, 25 июня 1954-го года Ken Kolyer’s Jazzmen тоже записываются на Decca, из этой сессии родится альбом “Back To The Delta” с несколькими блюзами в том числе. И исполнителями тоже числятся две группы: Ken Kolyer’s Jazzmen и Ken Kolyer’s Skiffle Group, с составе второй на мандолине и гитаре играет Алексис Корнер. Всё те же люди, всё тот же скиффл, всё тот же блюз…)
    С выпуском альбома “New Orleans Joy” Decca «раскачивалась» очень долго. “Merrydown Rag” вышла синглом для рекламы альбома, а сам LP “New Orleans Joy” ждал релиза почти полгода, до ноября 1954-го, но зато в первый же месяц пластинка разошлась тиражом 60 000 экземпляров. Для лонг-плэя в Британии в 1954-м году – чудовищный тираж. Через 10-15 лет, когда LP превратятся в ситуацию заурядную, и альбомы будет штамповать каждая более-менее успешная группа, «золотой» статус будет присваиваться при проданном тираже в 100 тысяч экземпляров. А в 1954-м в Британии и понятия такого не было, хит-парад альбомов начнет публиковаться в New Musical Express только восемь лет спустя, в 1962-м году.

    Вскоре стало понятно, что своим сумасшедшим успехом диск “New Orleans Joy” в значительной степени обязан именно включенным в него скиффл-композициям. Самое время выпустить сингл, но опять Decca проявила удивительную неповоротливость. Когда сингл в конце-концов всё-таки вышел (в ноябре 1955-го, через год после альбома), он мгновенно попал в английские чарты и оставался в них больше 5 месяцев, поднимаясь и опускаясь в хит-листе, с 8-м местом как лучшим достижением. Но к тому времени ситуация на британском рынке стремительно менялась, тинейджеры уже услышали первые синглы Элвиса, уже увидели “Blackboard Jungle” с заглавной темой “Rock Around the Clock” и дальнейшее развитие скиффл-музыки в Британии шло в противостоянии с попсовым британским рок-н-роллом.
    С пластинки “New Orleans Joy” началась звездная карьера Донегана. Об этой карьере, об исполняемой Донеганом музыке – коротко в следующей главе.

  • 14. Донеган: «…не называйте меня скиффл-музыкантом.
    Мы – фолк-группа»
  • Весь суперзвездный этап карьеры Донегана уложился в шесть-семь лет, с 1956-го по 1962-й год. Старт этой карьеры был задержан медлительностью студии Decca, а успех именно скиффл-музыки и Донегана, как её «Короля», «разбавлен» противостоянием с растущими как грибы английскими поп-рок-н-рольщиками. Окончательно хитовая «линия» закончилась с воцарением мерси-бита и прилизанных инструментальщиков типа Shadows; хотя Донеган успешно записывался и выступал до самой смерти в 2002-м году.
    За первые семь лет карьеры Донеган успел выпустить более 30 синглов, причем 4 из них возглавляли чарты, 15 попали в Top10, ещё 6 – в Top20, остальные – в Top30. Его версия “Rock Island Line” прошла в Top20 уже американских чартов (уникальное для английских исполнителей достижение в середине 50-х годов), а продана была общим тиражом 3 миллиона экземпляров.

    &5L&

    Грубо говоря, в течение семи лет (!) Донеган из британских чартов вообще «не вылезал». Судите сами:
    - в 1956-м году композиции Донегана присутствуют в чартах в общем 58 недель, лучший показатель у песни “Lost John”, 2 место;
    - в 1957-м году уже 70 недель в чартах (понятно – с «пересечениями», следующий сингл врывается в чарты, когда предыдущий эти списки ещё не покинул); лучший показатель у “Cumberland Gap” и “Gamblin’ Man”, первые места; а “Cumberland Gap” пребывала на первом месте более месяца;
    - в 1958-м году – 42 недели, и одна песня, “Tom Dooley”, поднимается до 3-й строчки чартов,
    - в 1959-м году – 41 неделя, и при этом “Battle Of New Orleans” провела на 2-м, 3-м и снова на 2-м местах полтора месяца;
    - в 1960-м году – 52 недели, полный год; а “My Old Man’s A Dustman” царит на первой строке чартов почти полный месяц.
    - в 1961-м году – 41 неделя;
    - в 1962-м гоуд – ещё 32 недели; и в этом году Донеган всё-таки уступил позиции жизнерадостному мерси-биту.
    Напомню, что всё это – миллионные тиражи, месяцы подряд в чартах, прорыв в американские хит-парады - произошло задолго до Битлз и Роллинг Стоунз.
    За эту «семилетку» не стыке 50-х и 60-х годов успело стремительно взойти и уйти «в никуда» целое поколение провозглашенных было «суперзвездами» певцов-поп-рок-н-рольщиков, вроде Tommy Steele’а, например.

    Почему я так много внимания уделил Донегану? Потому что всю свою карьеру он оставался неутомимым пропагандистом американской чёрной фолк-музыки, читай – блюза. В постоянном репертуаре Донегана песни Leadbelly (уже упоминавшийся “Rock Island Line”, “I’m Alabamy Bound”, “On A Monday” и другие), Leroy Carr’а (“How Long Blues”), множество госпелов (“Nobody Knows The Trouble I’ve Seen”, “Born In Bethlehem”). Он выпускал альбомы с красноречивыми названиями: «Англичанин поёт американский фольклор» (“An Englishman Sings American Folk Songs”, 1957), “Sing Hallelujah”, 1962, и “Folk Songs”, 1965.
    Донеган даже не очень любил сам термин «скиффл». В мае 1955-го года перед прямым эфиром на ВВС он попросил ведущего: «Не называйте меня скиффл-музыкантом. Мы – фолк-группа, поем американские и английские народные песни».

    (продолжение следует)

    "Черный кофе" повторяет формулу самого коммерчески успешного (для обоих!) совместного опуса - диска Don't Explain. Нынешний также как и тот составлен из версий вещей известных и не очень, в основном они из золотого прошлого ритм/блюза

    В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

    Инструментальный диск. Разгул американского гитаризма в разных проявлениях, в заметной части альбома – и в блюзовом ключе

    Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

    Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

    Подписка на новости
    Работает без перезагрузки страницы