Тексты

Robert Cray «Cookin’ in Mobile» \ The Derek Truck Band «Roadsongs»: два концертных альбома лета.

Robert Cray «Cookin’ in Mobile» \ The Derek Truck Band «Roadsongs»: два концертных альбома. При всей диаметральной непохожести стилей их объединяет несколько общих черт. Во-первых, что бы кто не говорил и чтобы вы не думали, в основе обоих – в разной мере – блюз. И тот и другой делали ведущие музыканты ритм-блюза, достигшие пика формы, лауреаты «Грэмми» (Крей аж 5 раз). Оба альбома с бесподобным качеством звука, что с «живыми» записями при всей изощренности технологий случается до сих пор не автоматически. Наконец, и «Cookin’ in Mobile» и «Roadsongs» можно рассматривать как завершение важного для Роберта и Дерека периода – десятилетия. Заметки нашего обозревателя Алексея Дорохова.

Пойдем по старшинству, ведь наши персонажи находятся в возрастном соотношении «отец – сын». Альбом Крэя – это демонстрация надежности, стабильности, равновесия, утверждение непоколебимости стиле, который Крей и Джим Пью нащупали на рубеже двух столетий. В адрес последних студийных дисков, особенно “This Time” можно «запустить» определениями «тусклый» и «пресный», - и в этом есть доля истины. 57-летний (некогда) гитарный слингер, а ныне респектабельный крунер со стратокастером представил филофонистам доказательства того, что он гораздо более живой, непосредственный и эмоциональный артист, чем кажется на студийных альбомах. Новый подход к концертным альбомам – представить публике видео- и аудиоверсию одного и того же. Изначально идея состояла в том, что видеоверсия – это приятное и коммерчески выгодное приложение к аудиодиску. С альбомом Крэя, очевидно, наоборот (да и вообще тренд с этими «дуплетами» сменился именно в этом смысле: посмотри, а захочешь – послушаешь). «Cookin’ in Mobile» составлен из очень спокойной внешне, горячо пульсирующей, внутренне напряженной музыки. На всем диске есть лишь пара моментов, в которых «бушует открытый огонь». Однако достаточно просмотреть пару номеров, где рослый негр, в руках которого фендер смотрится миниатюрно, склоняется к микрофону (странно, Крей в принципе использует такое положение – не выдвигает стойку выше) с закрытыми глазами, чтобы понять, насколько все серьезно. Тут нет шоу, никакой игры, просто большой артист, в нём поднимаются чувства, исходящими из его явно напряженных и в то же время благородно-сдержанных вещей. Группа из трех аккомпаниаторов – «Де Роберт Крэй Бэнд». О принципиальном вкладе в выработку стиля, который Крэй практикует с 2001 года, 70-летнего клавишника Джима Пью, не раз говорил в интервью сам Роберт. Пару раз Пью попадает в центр внимания зала со своими соло, особенно в начале концерта, хотя и так его творческая роль ясна без слов – умеющий уши да услышит. Очевидно, так оно и задумано: показать не только сильного музыканта и стилиста, но отчасти и единомышленника, выдвинув его на авансцену. В Америке альбом моментально попал в блюзовый хит-парад «Биллборда», у нас из магазинов его смели немногочисленные, но верные ценители Крэя. Такую музыку не станут слушать и покупать филофонисты, ориентированные на простой гитарный блюз, за ними абсолютный перевес. Сложно предсказать, каковой была бы реакция музыкальной Москвы, появись здесь Роберт Крэй. Вероятно, престижный клуб или зал Дома Музыки кассовая американская звезда без труда заполнила бы. «Музыкантский музыкант», как назвали бы этот феномен в Америке. Зал заполнили бы коллеги Крэя. С другой стороны, то, что сочиняет и поет Крэй последние 10 лет, едва ли привлекло бы массового меломана-блюзмена России. Объяснять словами и терминами, как же блюз стыкуется с неосоулом Роберта Крэя, бессмысленно. Доходчивее это становится, когда он приступает к своим соло на гитаре. Крэй не использует «примочки» искажающие звук – лишь те, что подчеркивают изысканный звук «голого» фендера. Новый диск не назовешь гитарным, зато у него есть великолепное достоинство, способное открыть глаза (в буквальном смысле слова) на музыкальный феномен Крэя. В его фигуре, в голосе, в самой напряженности, которая разрешается в конце песни радостным возгласом и улыбкой – этот переход от напряженности и страдания к радости бросается в глаза. Этот человек впечатляет. Его сопереживание, его лицо. Это бормотание во время работы пальцев на грифе – словно спиритическое общение нервов со звуками… Зрелище стоит тех денег, что просят за альбом.

Когда я говорил об известной этапности диска, если честно, то просто прибег к расхожему, «шарлатанскому» трюку из арсенала музыкальных критиков. Тут ведь как: шел процесс, развивался и креп стиль, артист его исчерпал, интересно поискать нечто другое – то есть эта глава закрыта. Вот что имеется в виду. В данном случае Крэй, выступивший со сдержанной, лишенной внешних эффектов программой перед сплошь белой аудиторией, заполнившей престижный зал «Мобайл» в Алабаме, ничего не итожит. По-моему, он просто говорит: «Да, вы слышали мои студийные диски, там есть симпатичные, совсем не страшные песни про чувства и все такое; теперь вы здесь и убедились, глянув на меня – вот эти песни вживую, они мне реально, по-человечески близки, и вы это видите. Всё по-честному». Добавьте к этому, что Роберт и Хью здесь здорово поиграли, хотя чувство меры им не изменяет – все в рамках регламента, утомлять интеллигентных и респектабельных слушателей нет смысла.

Хороший альбом. Повторю стикер на «Cookin’ in Mobile» - «первый, снятый по всем канонам, видеоконцерт Крэя». Из личного ощущения: будете смотреть «Cookin’ in Mobile», сделайте чуть громче среднего.

Об альбоме Дерека Трака – «продолжение следует».

АД диск из «Пурпурного легиона»

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Новый диск Лопеза - это то, что надо любителям блюз-рока по ту и эту сторону Атлантики. Звук увесист, сочен, и диск, что называется, "качает", свидетельствует известный сетевой обозреватель Роман "The Metal Traveler" Химич

Марция Болл посвятила свою новую работу музыкантам Аллену Туссену, «Толстяку» Домино и Баквит Зайдеко. Их влияние присутствует практически на всех записях

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы