Тексты

Проект «Ray-Roy»: The Doors и добрая щепоть блюза

«Translucent Blues» - самое интересное, что появилось на останках The Doors с момента их развала, - считает наш автор Алексей Таруса. С точки зрения фаната Моррисона и К, спорное утверждение. Однако это мнение не маниакального поклонника великой группы. Это искренняя реакция среднего филофониста, в коллекции которого всего пара дисков The Doors, и фаната блюза – дисков данного жанра в меня на полках пара тысяч. Там, где одеяло на себя перетягивает Манзарек, выходит талантливее и красивее, хотя блюз как таковой там несколько отступает. Рэй – превосходный мелодист, по-прежнему способный на сочинение неординарной темы. К тому же, приятный, хотя и скромный вокалист, изо всех сил старающийся работать под Моррисона. В известной степени это ему удаётся. Roy Rogers – тонкий слайд-гитарист, блюзмен и, очевидно, превосходно чувствующий партнёра артист. Кроме того, у Рэя есть двойной дар, который, похоже, позволил диску сложиться в сильное произведение. Опытный продюсер, он видел проект в целом, его звук, настроение. К тому же он знает, чего ждет от них с Манзареком публика, а разговоры о свободном творчестве – для легковеров. Кроме того, Роджерс из тех, sideman-ов, которые приходят и зажигают ленивого гения идейно и эмоционально.

Зная за ним это редкое качество, Рэй Манзарек, однажды наигравший на пару с Роджерсом инструментальный диск, ввязался в проект, тем более, что и деньги для него сейчас не последний аргумент. Участники проекта эксплуатируют музыкальные традиции The Doors, и в этом нет ничего зазорного. Народ (включая автора этих строк) ждал именно «продолжения Де Дорз», он его и получил. Легко узнаваемый стиль Манзарека будит ностальгию меломана со стажем. Скажем, приятно блеснуть эрудицией и подметить перекличку песни ”Game of Skill” с ”Love Her Madly” сорокалетней давности. Ностальгия ностальгией, однако к музыкальной археологии «Translucent Blues» касательства почти не имеет, гнильцой раскопа тут не пахнет. 70-летний Рэй и 61-летний Рой сделали вполне мужскую, полнокровную и свежую музыку. К 8 композициям Манзарек приложил руку в качестве автора.

В связи с «Translucent Blues» журналист Дон Вилкок из «Блюз Ревю» прибегает к сильным параллелям, поминая сгоряча даже Metallica. Дескать Рэй/Рой создали «эмоциональный эквивалент с точки зрения интенсивности». Диск действительно прилично загружен, это напряженный материал. Эмоциональность его не сводится лишь к саунду. Здесь не просто «тексты», тут «поэзия» в буквальном смысле. Авторы пригласили трёх литераторов - Warren Zevon, написавшего слова одного из самых выразительных треков “The River of Madness Running through L.A” (последнее совершенное поэтом – в начале года он умер от рака), поэт-битник Michael McClure и профессиональный текстовик Jim Carroll.
Вот строфы из песни Зивона

There’s a river of madness runnin’ thru L.A./There’s a river of sadness deep inside the clay/There’s a river of longing through/Another dahlia slips away/There’s a river of need – a river of fright/Wide enough to drown the City of Angels tonight.

Вопрос о стилистике альбома Манзарек закрывает так - 21st century blues. В интервью Вилкоку он объясняет, что The Doors по сути строили свою музыку на блюзовом основании – там все истоки. Да и сам Рэй надышался блюзом, витавшем в атмосфере 60-х. «Моя основа в блюзе, да и Doors всегда были blues band…». Оно, конечно, так…Несмотря на заголовок, не стоит полностью брать на веру комментарии авторов. Лейбл Blind Pig, выпустивший диск, разумеется, специализируется на блюзе. И всё же «Translucent Blues» - определение в большей мере скорее художественное, отвлечённое типа «Biloxi Blues». Доминирует «дух The Doors».

Дюжина треков, честно чередующихся – песня Рэя, песня Роя и т.д. до конца. В номере Роджерса блюза гуще; он действительно берется за этот жанр всерьёз, и тогда его слайд-гитара выходит вперёд с редкой выразительностью и техничностью (чего не скажешь, увы, о голосе). Завершается пинг-понг «Рэй/Рой» двумя инструменталами коллективного сочинения. «Аs you leave», нехитрая, сонная пьеса на «трёх блатных аккордах», меланхоличная и уж точно не имеющая ни капельки общего с надрывом «Металлики». Вполне подошла бы для «белого танца» на школьном вечере. Наверно, единственный заурядный номер на пластинке. Закрывает диск шаффл среднего темпа «Аn organ, a guitar and a chicken wing», обошедшийся без голоса, зато с великолепным саксофоном.

P.S. Кто знает, может быть, что-то из «Translucent Blues» прозвучит на московском концерте бывших участников ДЕ ДОРЗ. Любопытно, как материал вживую. Хотя едва ли гитаристу Робби Кригеру захочется попробовать его...

АТ 2 июня


Ray Manzarek & Roy Rogers «Translucent Blues» предоставила фотомастерская

KIRILL

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

В “Shine Bright” вы найдёте блюз, буги, баллады, зайдеко и ещё много мелодических «солнечных зайчиков» прочей американы . Держите пластинку при себе на случай, если вам потребуется подзарядиться позитивом

На памяти авторов BN столь парадоксальное присутствие наблюдается впервые за многие годы. Поистине загадочное явление: изданная на 4 cd во Франции в 2010 (по лицензии) коллекция находится среди бестселлеров США!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы