Тексты

Роберт Джонсон. Жизнь, миф, песни. Часть 5. .

…Собственно, рассказать осталось совсем немного – о том, как покинул сей неспокойный мир наш герой в августе 1938 года.
Поскитавшись вдоволь, Роберт Джонсон оказался тем памятным летом в местечке под названием «Три Вилки». Это несколько километров от микроскопического городка в штате Миссисипи под названием Гринвуд. Компанию Джонсону тогда составлял такой же «блюзмен-перекати-поле» по кличке Сладкий Мальчик. Со слов Хани Боя Эдвардса впоследствии биографы и реконструировали происшедшее.
В «Трех Вилках», на околице у проезжей дороги, располагалось некое увеселительное заведение – со стойкой бара, с музыкой, танцами и, как положено, с разборками и мордобоем. Последнее, понятное дело, происходило из-за дам. Они появлялись в кабачке пропустить стаканчик-другой, пофлиртовать, пострелять глазами, а исчезали, как правило, к концу вечера в компании какого-нибудь нового веселого приятеля. Одним словом, там собирались, чтобы завязать мимолетный роман.
Как вы помните, Роберт Джонсон был ходок еще тот, поэтому у него моментально сладилось с некоей чернокожей красавицей. Беда была в том, что красавица эта, как выяснилось потом, принадлежала как раз владельцу данного заведения. История, старая как мир: здесь вам и завязка, стремительный смертельный сюжет, и страшный банальный финал.

13 августа 1938 года в Фри Форкс выступал Сони Бой Вильямсон. Великолепный гигант, поперек груди которого красовался специально сделанный для концертов пояс-патронташ, в маленькие карманчики которого было заправлено полтора десятка гармоник разных тональностей. Позже этот записной врун утверждал, что Роберт Джонсон испустил дух у него на руках. В тот вечер они как будто даже выступали дуэтом. Но это уж на совести мифотворцев блюза.
Зажигательная музыка звучала вовсю, веселье достигло апогея, табачный дым и пыль из-под ног танцующих поднимались к потолку. То, что произошло дальше, я расскажу со слов Сонни Боя. Не потому что его рассказ самый правдивый – в это-то я как раз верю меньше всего – а потому, что он самый колоритный. И еще потому, что правды не знает никто.
Все было хорошо, но…что-то нехорошо, как показалось Вильямсону. Нехорошо было то, что Роберт Джонсон, полностью поглощенный флиртом, не замечал, как за ним откуда-то наблюдают. Этот взгляд был полон ненависти. В этом взгляде таился смертный приговор.
Откуда вынырнула бутылка, уже откупоренная бутылка, которую кто-то предложил Роберту? Кто знает? Когда Джонсон поднес ее к губам, Сонни Бой выбил её ударом из руки приятеля. Вильямсон был опытней и осторожнее. «Парень, никогда не пей из открытой бутылки. Ты же не наешь, что в ней может быть». Джонсон уже прилично заложил за воротник. Осклабившись, он лениво пробурчал в тон Солнечному Мальчику: «Парень, никогда не вышибай бутылку у меня из рук». Когда ему поднесли вторую – также уже распечатанную – Сонни Бою ничего не оставалось, как молча наблюдать.
Роберт Джонсон вновь взялся за гитару, вновь запел, и вечеринка покатилась своим чередом. И вдруг посреди одной из песен он неожиданно прервался. Танцующие остановились и недовольно загалдели. «Эй, приятель, у тебя что, струна лопнула? Жги, играй дальше, а то ты нам все танцы испортишь». Роберту стало крепко не по себе, в глазах плавали круги, желудок свело, но окружающим наплевать – они пришли веселиться. Через силу наш герой продолжил, однако часам к двум ночи ему сделалось настолько плохо, что Джонсона пришлось отвезти в Гринвуд.

Говорят, Роберт Джонсон умирал несколько дней. Никакой медицинской помощи ему не оказали. Рядом не оказалось никого, кто мог бы ему помочь. Задним числом большинство интересовавшихся этим случаем очевидцев, исследователей, журналистов пришли к выводу, что блюзмена отравили. Отравили, скорее всего, стрихнином. Он умер 16 августа 1938 года.

Никто не знает, где покоится прах сумрачного блюзмена. По одним источникам, в последний путь его сопровождали мать и сводный брат. Денег у них не было, поэтому Роберта Джонсона похоронили за казенный счет на церковном кладбище городка Морган-Сити, штат Миссисипи, в двух шагах от шоссе № 7. С тех пор надгробный памятник перемещали, уточняя место могилы, трижды. Последний раз – пару лет назад – его установили на другом церковном кладбище и в другом городе – в упоминавшемся уже Гринвуде. Нашелся ныне здравствующий, хотя и весьма ветхий от старости свидетель похорон, который указал место.

Надо сказать, среди поклонников Джонсона, а их, начиная с 1961 года, образовался легион, не было уверенности в его физической смерти в результате отравления. Лишь спустя 30 с лишним лет после злополучной августовской ночи в архивах разыскали официальное свидетельство о его смерти в упомянутый выше срок.

Вместо эпилога. Сообщения из газет за 29 июня 2000 года: Суд Сан-Франциско подтвердил обвинение от правопреемников Роберта Джонсона в отношении группы The Rolling Stones в нарушении авторских прав. Крошечная фирма под названием «Дельта Хейз» вчинила самой великой из ныне здравствующих рок-групп иск в несколько миллионов долларов. Роллинги использовали две чужие песни. Кит Ричардс и Мик Джаггер услышали их еще в юности. На пластинках в графе «авторство» значилось «паблик домейн», то есть произведение, являющееся общим достоянием - автора нет, «народное творчество». Минуло несколько лет, к соблюдению авторских прав стали относиться скрупулезнее, выяснилось, что песни сочинил Роберт Джонсон.
Вспоминая легенду о том, как блюзмен якобы продал душу дьяволу в обмен на уникальные музыкальные способности, одна из газет написала: «Не удивительно, что с музыкой Роберта Джонсона, даже спустя десятилетия после его смерти, возникают неприятности».

Ноябрь 2002 – апрель 2004 А. Калачёв &2L&

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

В “Shine Bright” вы найдёте блюз, буги, баллады, зайдеко и ещё много мелодических «солнечных зайчиков» прочей американы . Держите пластинку при себе на случай, если вам потребуется подзарядиться позитивом

На памяти авторов BN столь парадоксальное присутствие наблюдается впервые за многие годы. Поистине загадочное явление: изданная на 4 cd во Франции в 2010 (по лицензии) коллекция находится среди бестселлеров США!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы