Тексты

Mahalia Jackson. Часть 3.

&2L&

    Замечание частично справедливо: на Columbia певица выпустила не только “He’s Got the Hole World In His Hand”, но и “Down By the Riverside”, но также “When The Saints Go Marching In”. Вообще период её сотрудничества с Columbia дает многие примеры компромиссов, скорее всего, вынужденных, или же тех, результат которых было трудно спрогнозировать заранее. Если записи с Перси Фейтом еще можно объяснить какими-то творческими поисками (Percy Faith в те годы – музыкальный директор Columbia, один из самых успешных в продолжительной истории студии), то уж записи с комиком Harpo Marx очень далеки от «музыкальных корней» Мэхэлии Джексон.
    Что бы не говорили музкритики, примадонна оставалась верна госпелу. Кроме того, новый репертуар привлекает к Мэхэлии большее число поклонников. Теперь она уже не только «расовая» звезда - в 1954-м Джексон в Top-40 с синглом “A Rusty Old Halo”.

    Пуританская критика часто противоречила самой себе. Наибольшие восторги строгие последователи классического госпела высказали в адрес альбома 1956-го года “Bless This House”. А в этом альбоме, кроме традиционных спиричуэлов и госпелов «пера» Дорси и Андерсона ещё и “Summertime” Гершвина, и суперэнергичная “Down By the Riverside”, и “Let The Church Roll On”, которая свинговым драйвом способна украсить любую подборку “best of swing-music”. В общем, ситуация лишний раз доказывает, что критика – дело субъективное.
    Собственно, в эти годы Джексон – уже где-то вне критики, над ней.
    В жизни Мэхэлии наступил момент, когда её статус стал мешать ей. У Джексон, настоящей звезды, появились менеджеры, отслеживающие её интересы, а также свои ставки за выступление, которые к середине 50-х составляют более 10 тыс. долларов за вечерний концерт. Вряд ли в то время нашлась бы хоть одна негритянская община, которая могла позволить себе выплатить такой гонорар, пусть даже и очень любимой певице.
    Известно, что Мэхэлиа получала и более соблазнительные предложения. За выступления в клубах Лас-Вегаса, например, ей обещали по $ 25 000 за концерт. Она отказалась.

&2L&

    В 1958-м году состоялось триумфальное выступление Мэхэлии Джексон на Ньюпортском джазовом фестивале. Есть альбом этого выступления, включающий, в том числе, «живые» версии “When The Saints Go Marching In”, “Keep Your Hands On the Plow” и “I’m Going to Live the Life I Sing About In My Song”:

    …If I’m in а crowd, or I’m alone,
    On the street or in my home,
    I’m gonna live the life I sing about in my song.

    …I can’t sing one thing and then live another,
    Be a saint by day and a devil undercover.
    I’ve got to live the life I sing about in my song.

    If at day, if at night, I must always walk in the light.
    Some mistake me, underrate me
    Because I wanna do what’s right.
    I can’t go to church and shout all day Sunday,
    Go out and get drunk and raise sand on a Monday.
    I’ve got to live the life I sing about in my song

    В песне целая моральная программа, по сути – обязательство одного из лидеров негритянской культуры: «я должна быть всегда на виду, и должна вести себя в соответствии с теми ценностями, которые в своих песнях проповедую». Недаром журналист Дик Грегори назвал Джексон «моральной силой мирового масштаба».

    При всем внешнем звездном антураже Мэхэлиа осталась доступной, простой в общении, полной доброжелательности и юмора. Однажды она сказала: «Я – добрая сильная женщина из Луизианы, которая умеет хорошо готовить рис: так, что он получается рассыпчатым, зернышко от зернышка отдельно».
    Её дом всегда полон родственников. Всё время вокруг священники из чикагских и окрестных приходов, юные таланты, ищущие поддержки, поэты и композиторы с очередными предложениями, журналисты и писатели со всего мира, сотрудники муниципалитета и общественные деятели с новыми проектами.

    С середины 50-х годов значительную долю посетителей составляют представители различных негритянских организаций. Начиная с 1955-го года, со знаменитого автобусного бойкота, «разлившегося» из городка Монтгомери в Алабаме по всем США, Мэхэлиа проявила себя как активный участник гражданского негритянского движения. Она поддерживала Мартина Лютера Кинга и стала его другом, советчиком, щедрым спонсором. Сам Кинг относился к Мэхэлии с огромным уважением: «Такой голос рождается раз в тысячелетие». В 1963-м году именно Мэхэлиа традиционным спиричуэлом ”I Been ’Buked and I Been Scorned” предварила знаменитую речь Кинга «У меня есть мечта» во время «Вашингтонского марша свободы». А на похоронах Кинга пять лет спустя опять же Мэхэлиа Джексон исполняла одну из любимых песен Кинга ”Precious Lord, Take My Hand”. Памяти М.Л.Кинга Мэхэлиа посвятила свой очередной альбом «…Sings the Best-Loved Hymns of Dr.M.L.King” 1968-го года.
&2L&
    С 1961-го по 1965-й год Мэхэлиа была замужем за Зигмундом Гэллоуэем (Sigmund Galloway). Сам музыкант, он понимал и отдавал должное величию Мэхэлии. В одном из интервью после её смерти он скажет репортеру: «Другой такой талант поискать…».

    В 1961-м году Мэхэлиа Джексон пела на инаугурации Джона Кеннеди.

&4L&

    Мэхэлии уже за пятьдесят. Она по-прежнему полна сил. Традиционно шутит с журналистами: «Мой боевой вес – 200 фунтов. Но я так хорошо готовлю, что иногда набираю и до 240…».
    Со своим мощным голосом она позволяет себе петь некоторые концерты без микрофона. Концертов, кстати, насчитывалось до 200 в год; как правило, все они «полноформатные», от 17 до 20 песен. Плюс выступления в «сборных» концертах и на различных фестивалях. И даже после первого сердечного приступа в 1964-м году, несмотря на требования врачей, Мэхэлиа не сократила обычный гастрольный график.
    Кроме первого триумфального европейского турне в 1952-м, Мэхэлиа гастролировала в Европе в 1961-м, 1962-м и 1963-64 годах. Во время шведских гастролей состоялось две сессии в Стокгольме, 18-го и 25-го апреля 1961-го года. Позже эти записи выпустили альбомом “…Live in Europe”.
    В Японии по ходу успешных гастролей она была принята членами королевской семьи – случай по тем временам в Японии невообразимый.
    В 1970-м году с серией концертов Мэхэлиа посетила Индию, где встретилась и долго беседовала с Индирой Ганди.
    Именно в эти годы Мэхэлиа дала очень много бесплатных концертов для родной публики – для различных церковных приходов, в том числе и очень маленьких, скромных. «Я люблю видеть счастливую публику. Мне нравится, как они подпевают и подтанцовывают. Не то, что на этих телевизионных съемках. Ты взываешь к Господу, а вокруг эти камеры и объективы, которые заглядывают тебе прямо в глотку. Ты только-только чувствуешь, как святость нисходит на тебя, а тут выбегает какой-нибудь ассистент и кричит «Снято!». Нет уж, в маленьких церквях, с моей любимой публикой из глубинки – мы лучше понимаем и друг друга, и Господа нашего…»

    Мэхэлиа постепенно отдаляется от негритянских общественных активистов (она вообще отойдет от движения за гражданские права после убийства М.Л.Кинга). Но не от благотворительной деятельности. Она основала «Образовательный фонд Мэхэлии Джексон», который ежегодно помогал 50 негритянским молодым людям получить образование.

    Мэхэлиа снялась в нескольких кинолентах: “Imitation of Life”, “St.Louis Blues”, “The Best Man” и “I Remember Chicago”.

    В самом начале 70-х Мэхэлиа пережила очередной, очень неприятный развод. Публика, как это часто бывает, сгорала от любопытства, средства массовой информации были на редкость бесцеремонны. Мэхэлиа сильно переживала, с ней случился ряд микроинфарктов, она похудела почти на 40 кг., не выпустила ни одного диска в течение 1969-71 годов.
    Но постепенно все вернулось на круги своя. Здоровье поправилось, насколько было возможно в той ситуации. Начались очередные американские, и, позже – европейские гастроли. Своеобразным прощанием с публикой стали германское турне 1971 года. В Мюнхене, накануне очередного концерта она почувствовала полный упадок сил. Гастроли отменили, Мэхэлия вернулась в США.

&5L&

    Умерла Мэхэлиа Джексон 27-го января 1972-года, в своем доме, в Evergreen Park, шт.Иллинойс.
    Её похороны превратились в национальное мероприятие, которое проходило фактически в двух городах - Чикаго и Нью-Орлеане.
    Сначала грандиозная церемония в Чикаго: служба в Great Salem Baptist Church, 50 тысяч человек внутри церкви и снаружи, среди публики чикагский мэр Ричард Дейли, деятельность которого Мэхэлиа активно поддерживала. На следующий день – мемориальный концерт в Arie Crown Theater, который, кстати, состоял в основном из «заводной», радостной музыки, в точном соответствии с прижизненными пожеланиями Джексон.
    Через три дня прах Мэхэлии доставили в её родной город Нью-Орлеан, и церемония почти полностью повторилась: служба в присутствии мэра Нью-Орлеана и губернатора Луизианы; мемориальный концерт в Rivergate Convention Center с участием Ареты Фрэнклин, Сэмми Дэвиса, Эллы Фитцджеральд. Похоронный кортеж из 24 лимузинов частично повторил «жизненный путь» Мэхэлии, проследовав по улицам Нью-Орлеана мимо McDonough School и Mount Moriah Baptist Church, и доставил гроб в Providence Memorial Park, где церемония и закончилась в присутствии нескольких тысяч горожан.

    При жизни Мэхэлиа выпустила около 30 альбомов (от 27 до 29 по различным источникам). В середине-конце 70-х большинство её архивных и неизданных по разным причинам записей выпущены на различных леблах. С началом эры CD все записи Мэхэлии вновь переизданы, причем какими-то бешеными темпами и тиражами – по 7-10 альбомов ежегодно!!!

    Ещё несколько «посмертных» событий:
    В 1972-м году – «Грэмми», “Lifetime Achievements Award”.
    С 1997 Мэхэлиа – член Rock-n-roll Hall Of Fame.
    15-го июля 1998-го года Почтовая Служба США выпускает марку с портретом Мэхэлии. Кстати, в этом мемориальном мероприятии США отстали от других стран.

            А. Струков

Звучание альбома сильно отличается от прошлых работ Аны. Современный поп-саунд, фанк и соул, мягкий звук. Похоже, пластинка с прогибом под вкусы успешных и консервативных покупателей среднего класса, прежде всего, дам, выросших на "уроках" сериала "Секс в большом городе". Продюсером диска выступил знаменитый Кеб Мо, знающий как угодить подобной публике 

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Сильный диск. Ему явно пытались придать характер жёсткого soul-rock, и оно удалось. Этот тренд, кстати, сейчас можно назвать модой – новое поколение тянется почему-то к подобному звуку. Странно было бы не включить в диск «старые любови» Даны типа кантри и акустического фолка, однако пара песен не меняет общей картины. Огонь, много агрессивной меди и превосходный голос. Зачёт-зачёт!   

Абсолютный рок/блюз-шаффл и тяжёлый boogie-рок. Супер!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы