Тексты

Long John Baldry, великий голос ритм-блюза

Long John Baldry, великий голос ритм-блюза

В связи с его смертью летом 2005 СМИ перепечатали сообщение агентства Canadian Press, оно гласило: «Умер выдающийся британский певец блюза». Вот что там говорилось ещё. «Длинный Джон Болдри, легенда британского блюза, который способствовал расцвету карьер таких рок-гигантов, как Род Стюарт, «покойся в мире». Цитата из интервью Стюарта в связи с этой печалью: «Джон многому научил меня… Вещам, которые определили мою жизнь как человека и артиста. Он дал мне возможность начать в своей группе, он открыл мой талант… Мне будет его не хватать». Стюарт моментально явился в лондонскую больницу, когда в марте туда положили Джона, и, как писали в газетах, помог оплатить медицинские счета Болдри. В общем, они были друзьями.

Другой приметный господин упоминается в некрологах. Элтон Джон, играл в ансамбле Болдри, хотя и недолго, в середине 60-х. Группа называлась «Блюзология». Тогда он носил свое нормальное имя – Реджинальд Дуайт и псевдоним составил из имен Джона Болдри и саксофониста Элтона Дина.

Еще в телеграмме Кэнедиан Пресс упирается на то, что «Длинный Джон», - а ростом он был более 2 метров, - повлиял на кучу английских рокеров, вышедших потом в «звезды», - «Роллинг Стоунз», «ЯдБёрдз», Эрик Клэптон и пр. Эрик, кстати, действительно говорил в интервью, что взялся по-серьезному за музыку, послушав, как поет блюз Лонг Джон. Болдри был одним из реальных пионеров блюзовой и фольклорной музыки в Лондоне еще в 50-е годы, пел у Алексиса Корнера в «Блюз Инкорпорейтед», участвовал в записи первой английской блюзовой пластинке «R’n’B at the Marquee» (1962). Учитывая эти факты, следует признать, что он действительно повлиял на блюз Туманного Альбиона самим фактом своего артистического существования.

Ни один некролог не обошелся без упоминания его дружбы с Полом Маккартни, с которым Болдри познакомился в Ливерпуле на заре 60-х. Потом, в разгар битломании Пол пригласил Длинного Джона в совместное с «Битлз» телешоу, представив его «как старого приятеля и фантастического певца».

Эпизод 1964 года в малой степени способствовал карьере Болдри. Перебирая информацию о нем, я наткнулся на парадоксальное суждение журналиста Криса Никсона, одного из составителей «Блюзовой Энциклопедии All Music». Смысл пассажа сводился к следующему: в полном смысле слова певцом Болдри в общем-то и не был. Он хрипел, рычал и раздирал в клочья блюзы. Певец группы Манфреда Мэнна, легендарный Пол Джонс весьма скептически отозвался о коллеге-вокалисте. Дескать, что это за пение? Такое ощущение, что слушаешь выздоравливающего после тяжелого тонзиллита.

Факт остается фактом – впервые коммерческий успех пришел к Джону не благодаря блюзу, а совсем наоборот. В 67-ом году он записал балладу во вкусе Энгельберта Хампердинка и стал частью, хоть и очень скромной, «большой британской попсы». Тут его признали за рассудочного, грамотного певца. Америка так и осталась равнодушна к Джону навсегда.

Предостерегаю коллекционеров блюза от приобретения компиляций Длинного Джона за 60-е годы. Никакого блюза вы там не найдете, почти никакого. Последняя его заслуга перед жанром зафиксирована в 1971 году – «It Ain’t Easy». Альбом продюсировали его старые приятели Род Стюарт и Элтон Джон, справочники относят его к стилю блюз-рок. Вообще дискография Джона насчитывает, если верить прощальным заметкам в прессе, более 40 альбомов. Цифры эти можно принять на веру лишь с учетом россыпи компиляций.

В отличие от большинства собратьев по блюзовому цеху в зачете Болдри есть премия «Грэмми». Правда, получил он ее не за пение блюза, а за голос, неповторимый голос Джона, использованный при озвучке диснеевского мультфильма.

Вот почти и все, что принесла заметка агентства Canadian Press. Последняя её строчка приоткрывает завесу над человеческой драмой Болдри. Он не стал звездой, как Род Стюарт, например, хотя выложился для этого полностью. Не получилось. Не дотянул. Не оказался в нужное время в нужном месте. И это разбило ему сердце. Джон не оставил наследников, не создал семью, и отчасти оттого, что обозлился на мир. Вся его семья – это сестра Маргарет и брат Роджер. А также, как говорится в упомянутой заметке, «интимный друг и партнер Felix (Oz) Rexach.

Большой, мужественный Лонг Джон Болдри был гей. По этой причине расстроились его отношения с родителями, и, как писали в свое время «желтые» издания, именно это послужило причиной его эмиграции в Канаду в 1981 году. Там он со своим нетрадиционным сексуальным влечением не был объектом столь пристального внимания, как на родине, туда он перебрался, влекомый страстью к тогдашнему «интимному другу и партнеру».

Кстати, отчего ушел из жизни действительно этот выдающийся и обиженный судьбой певец, остается неясным. В сообщениях для прессы причина обозначена как «грудная инфекция» (a chest infection). Вполне можно представить себе, что Джон подхватил в Лондоне этой весной тяжелое воспаление легких. Сложно, с другой стороны, предположить, что, находясь под присмотром мощного канадского здравоохранения, он мог умереть от простой пневмонии – в 21 веке пневмония хорошо лечится и крайне редко приводит к летальным исходам. Однако брешь, пробитая СПИДом в иммунной системе даже такого великана, как Болдри, вполне могла привести к трагическим результатам.

Пожалуй, копание в этом вопросе – удел бульварной прессы. С другой стороны, на некоторых форумах в связи с кончиной Болдри посетители, в первую очередь канадцы, с удивлением спрашивали: зачем было замалчивать? Вроде бы времена травли геев позади, и каждый дурак знает, что Элтон Джон и Фредди Меркюри, так сказать, «люди в трико».

Совсем последнее. Был ли Длинный Джон выдающимся, если не великим, певцом? Недвусмысленный ответ вы найдете, послушав его диск 1993 года “On Stage Tonight – Baldry’s Out!”. Не забудьте и про два первых альбома. В них Длинный Джон пережил своё БЛЮЗОВОЕ время.

 

ИП 25/07/05 (По материалам Canadian Press, Billboard, BBC)

"Черный кофе" повторяет формулу самого коммерчески успешного (для обоих!) совместного опуса - диска Don't Explain. Нынешний также как и тот составлен из версий вещей известных и не очень, в основном они из золотого прошлого ритм/блюза

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Инструментальный диск. Разгул американского гитаризма в разных проявлениях, в заметной части альбома – и в блюзовом ключе

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы