Тексты

Robben Ford

Robben Ford

Robben Ford – любимец российской блюзовой публики, герой материала, пришедшего из Лондона. Его любезно предоставил сайту Ираклий Киквадзе, он же Dr. Ika. Много лет назад Ираклий перебрался из родного Тбилиси в Англию, где сменил профессию биолога на блюз, теперь Dr. Ika считается одним из лучших блюзовых гитаристов туманного Альбиона. В марте 2004 он встречался с приехавшим в Лондон на гастроли Фордом и взял у него интервью. Перевод Алексея Соколова.

В современном сумасшедшем и непостоянном музыкальном мире «звезды» поп-индустрии появляются и исчезают, как кометы в ясном ночном небе, ничего не оставляя за собой, кроме пыли. Настоящие же звезды будут светить всегда, и на них держится Вселенная. Роббен Форд с его пестрой, почти сорокалетней карьерой в музыке определенно является одной из таких настоящих звезд.
Играть на гитаре Роббен научился самостоятельно в 13 лет и, по его собственному признанию, первым на него оказал влияние Майк Блумфилд. В 18 лет Форд переехал в Сан-Франциско, где вместе с братьями Патриком (барабаны) и Марком (гармоника) организовал коллектив под названием The Charles Ford Band (в честь отца, который также был гитаристом). Вскоре после этого он получил работу в группе Чарлза Мазелвайта. В 1971 в составе The Charles Ford Blues Band произошли некоторые изменения, и в начале 1972 они записали диск для Arhoolie.
Форд играл со многими музыкантами, в том числе с Джимми Витерспуном (1971-1972), затем в The L.A. Express с Томом Скоттом, с Джорджом Харисоном и Джонни Митчелл. В 1977 он основал группу The Yellow Jackets, где оставался до 1983. В 1986 Форд гастролировал с Майлзом Дэвисом.
Однако по-настоящему Форд нашел себя только в 1992, когда вернулся к своим корням – к блюзу. Он собрал новую группу The Blue Line с басистом Roscoe Beck и барабанщиком Tom Brechtlein и в таком составе записал несколько блестящих альбомов в жанре блюз-рок-фьюжн.
Сейчас Роббен занимается продвижением нового альбома ”Keep On Running”, вышедшего на Concord Records”.


DR. IKA:
Давайте поговорим о ”Keep On Running”. На мой взгляд, это сильный, стилистически многогранный альбом и, наверное, более живой и чуточку более сырой (как раз, как мы любим в Англии), чем ”Supernatural” и ”Blue Moon”. Лично мне больше всего понравились песни ”Bonnie”, ”Hand in Hand With the Blues”, ”Cannonball Shuffle” и ”My Time After a while”. Я уверен, что британские слушатели также оценят замечательные кавер-версии классической ”Keep On Running” Спенсера Дэвиса и кримовской ”Badge”. Как вы выбирали песни для этого альбома?

RF:
Каждую из песен? (смеется) DR. IKA: Нет, только кавер-версии. RF: Мне принес их мой продюсер Джон Вулер (из Point Blank Records), британец. Он предложил ”Keep on Running”, ”Homework” и ”Badge”, а я подобрал остальные. Для этой записи я хотел быть немного более открытым к внешним предложениям, поэтому мы действительно приложили усилия, чтобы найти продюсера, который мог бы сидеть со мной, и я чувствовал бы, что могу его слушать. Я сам тщательно присматривался, и когда мы встретились с Джоном, он сразу мне понравился. И вот он притащил что-то, мы попробовали, и эти вещи оказались очень удачным выбором. Было весело их играть, и ребята постарались – сыграли отменно.

DR. IKA:
Мы, «гитарные маньяки», избалованы вашими инструментальными альбомами (например, ”Tiger Walk” и ”Jing Chi”), которые обычно выходят сразу за вашим «главным» вокально-инструментальным релизом. У вас есть какие-нибудь планы на этот счет?
RF:
По чистому совпадению мы собираемся сделать еще один «Jing Chi» в следующем году. Это всего лишь совпадение, никакого плана не было. Мне на самом деле нравится Jing Chi, и мне бы хотелось больше играть с этой группой, но это очень дорого -брать их в турне, поэтому мы поиграли с недельку в клубе, записали вживую выступление, и все. В следующем году мы сделаем что-то подобное – мы сделаем альбом, и когда он выйдет, выступим где-нибудь.
DR. IKA:
Можете ли вы описать процесс написания песни? Что вдохновляет на новую мелодию, текст, и как вы все это материализуете? Что вам помогает: гитара, клавиши, компьютер или что-то еще?

RF: Я сажусь с гитарой, блокнотом и ручкой. Обычно у меня есть вдохновение. Песня начинается либо с названия, либо с простого гитарного риффа или последовательности аккордов и небольшого мелодичного вступления; затем я сосредотачиваюсь на тексте, насколько возможно. Нет текста – нет песни. Об этом нельзя забывать. Для песни нужен сюжет. К сожалению, у большинства современных поп-песен совсем никчемные тексты. При этом они сильно перепродюсированы, обложка классная, а внутри пусто.

DR. IKA:
Как вы начали свое музыкальное образование? Кто были ваши учителя и на каких других инструментах, кроме гитары, вы играли?

RF: Моим первым инструментом был саксофон. Я начал заниматься им в школе в десять лет. Тогда же немного научился читать ноты. Гитару освоил самостоятельно в тринадцать лет без всякого специального образования. Я изучил аккорды по книге «Джазовые голоса» и стал играть музыку в той сравнительно простой, нетребовательной гармонической форме, которую мы называем блюзом. Блюз – чудесная, ритмичная, притягательная форма музыки. Она довольно простая, в то же время очень важна для западных музыкантов, не имеющих классического образования. Где-то должна быть душа и для американских музыкантов она - несомненно в блюзе и в ритм-энд-блюзе. Таким образом, я играл блюз на джазовых аккордах и пытался воспроизвести то, что слышал на записях великих джазовых исполнителей.

DR. IKA:
У вас великолепный характерный звук, который, я думаю, идет от вашего сознания, от ваших пальцев, а хорошо подобранное оборудование делает его ярче. Какова концепция вашего звука?

RF:
Я стараюсь подражать звукам человеческого голоса, трубы, саксофона. По сравнению с гитарой духовые инструменты обладают большим потенциалом к имитации человеческого голоса. Кроме того, я развивал себя как ритм-гитариста, за годы игры я хорошо изучил ритм-гитару, наиболее выгодные приемы игры, что очень важно, потому что гитара - это не одноголосый инструмент, ты можешь играть аккорды.

DR. IKA:
Вашей первой «по-настоящему хорошей гитарой» была Single Cutaway Guild RF:
На самом деле моей первой гитарой был бас Vox (смеется).
DR. IKA: Затем разные Гибсоны и ваш характерный Fender, который вы недавно сменили на Baker. В чем различие между Фендером и Бейкером по форме, весу, ощущениям и звуку?

RF:
Они очень похожи. Baker что-то вроде двойника Fender’а, только слегка другая форма и чуть меньше. У него корпус из красного дерева, верх из ели, гриф из клёна, широкие лады, резонаторная выемка и датчики split coils. Я обратился к Бейкеру, потому что он делал для меня гитары на Fender’е, он делал то, что мне нравится. Когда он ушел, мне стало все равно, что делали для меня на Fender’е, который стал загибаться. Я решил просто распрощаться с Fender’oм и попросить Джина (Бейкера) делать гитары для меня, и получилось очень здорово! Позвольте рассказать вам побольше о гитаре. Звукосниматели очень важны для звука, который я стараюсь получить. Я пользуюсь звукоснимателями Seymour Duncan в течение многих лет. У них есть серия датчиков, которые классно звучат на гитарах, изготовленных для меня. Например, в нэковой позиции (датчик устанавливается у грифа – прим пер.) я пользуюсь ”Pearly Gates”. По-моему, он был разработан для Seymour Duncan Билли Гибонсом (ZZ Top). Он дает отличный звук. Но другие гитаристы, возможно, выберут другие модели для своего звука.


DR. IKA:
У вас очень насыщенная программа записей и гастролей, это, наверное, ужасно изнуряет, но по вам этого не скажешь. Вы случаем не горец? Какие физические или духовные упражнения вы используете, чтобы быть в форме?

RF (смеется) Я думаю, это гены. Мои родители всегда выглядели молодыми и продолжают так выглядеть. Поэтому, если честно, я думаю, главную роль играют гены.

DR. IKA:
Вы преподаете где-нибудь: в институте или, может, даете частные уроки?

RF: Я занимался чем-то вроде консультаций в Музыкальном Институте в Голливуде. Я приходил на денек или на недельку потусоваться, мы собирались в комнате и просто сидели и болтали. Кроме того, каждые три месяца я провожу однодневный семинар в Огайо, и он пользуется таким успехом, что я пытаюсь найти возможность перенести его в Европу.

DR. IKA:
Есть ли у вас время слушать других гитаристов и если да, то кого вы слушаете?

RF: Я стараюсь не слушать других гитаристов, потому что, если ты слушаешь кого-то, неважно кого, и тебе нравится, ты станешь немного похож на него. Это точно. Поэтому мой совет гитаристам: покончить с этим! (Смеется)

Полностью интервью опубликовано в британском издании “Blues Matters” 2004

Звучание альбома сильно отличается от прошлых работ Аны. Современный поп-саунд, фанк и соул, мягкий звук. Похоже, пластинка с прогибом под вкусы успешных и консервативных покупателей среднего класса, прежде всего, дам, выросших на "уроках" сериала "Секс в большом городе". Продюсером диска выступил знаменитый Кеб Мо, знающий как угодить подобной публике 

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Сильный диск. Ему явно пытались придать характер жёсткого soul-rock, и оно удалось. Этот тренд, кстати, сейчас можно назвать модой – новое поколение тянется почему-то к подобному звуку. Странно было бы не включить в диск «старые любови» Даны типа кантри и акустического фолка, однако пара песен не меняет общей картины. Огонь, много агрессивной меди и превосходный голос. Зачёт-зачёт!   

Абсолютный рок/блюз-шаффл и тяжёлый boogie-рок. Супер!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы