Тексты

Mavis Staples

Mavis Staples

Блистательная исполнительница госпел и блюза, она олицетворяет лучшее в традиционной черной музыке. Её история неотделима от этих жанров, также как и от развития soul, который, собственно она и создавала в составе семейного ансамбля The Staple Singers. 17 августа 2004 на лейбле Alligator выйдет диск Мэвис с музыкой gospel “Have A Little Faith”. В апреле австралийский журналист Patric Donovan взял у неё интервью, которое мы публикуем с незначительными сокращениями в переводе Алексея Дорохова.

В детстве Мэвис Стэплс полагала, что вся музыка – это духовная музыка. Однако общество проводило четкую черту между «музыкой Бога» и «музыкой Сатаны», и Мэвис убедилась в этом на собственном горьком опыте.
«Нас приобщили к церкви. Когда мне было 7, я жила на Миссисипи у бабушки с Эллой (сестра – ред.). Вот тогда-то я услыхала песню «Since I Fell For You». Я шагала по проселочной дороге, шла из школы, и услышала, как эта песня звучит из музыкального аппарата – jukе box. Песня засела у меня в голове. Я запомнила ее. И вот однажды во время школьного концерта спела её, а это дошло до моей бабки. Прихожу домой и вижу у нее в руках пруты. Она мне: «А, пришла, сопливка ты этакая!» И меня этими прутами по заднице. «Ты что же, в школе пела блюз? В нашей семье блюз не поют. Мы поем церковные песни». Правда, с тех пор никто мне больше не указывал, что петь», - говорит в интервью 65-летняя артистка, которую в 1999 году включили в «Зал Славы Рок-н-ролла».

В ближайшие же несколько лет отец Мэвис Roebuck “Pops” Staples обнаружил, что он может зарабатывать на пении gospel вместе с семьей гораздо больше, чем работая на стройке.
«Попс выступал с ансамблем Trumpet Jubilees, но это не было всерьез. Ну, он собрал нас в гостиной как-то, взял гитару, купленную в комиссионке за 7 долларов, и говорит: «Я буду петь со своими детьми». Моя тетка Кейт поддержала его: «А вы, ребята, звучите неплохо. Почему это вы не поете у меня в церкви по воскресеньям?» Люди, собравшиеся там, вызывали нас «на бис» трижды. Представляешь, три раза подряд мы исполняли одну и ту же песню!».
Так появились The Staple Singers (на фото). Они пришли из церкви домой, разучили несколько песен, подписали контракт с пластиночной компанией и стали регулярно выступать по воскресеньям с утра по местному радио. Затем поехали в Чикаго и пели в церквах там. Так что сестры Стэплс стали постоянно пропускать занятия в школе по понедельникам.
У Мэвис Стэплс глубокий баритон. Поскольку она была слишком молода, слушатели не могли поверить, что поет маленькая девчонка.
«Мы начали подшучивать. Люди бились об заклад, что вот этот низкий голос, звучащий на пластинке, не может принадлежать девочке. Когда пошли такие споры, мы делали вот что: во время выступлений, когда дело доходило до моей партии, брат выступал вперед, якобы чтобы спеть. И тут вступала я (глубоким низким голосом). Вэлл, вэлл, вэлл!!! Слушатели от этого приходили в полный восторг!»

Как только сестры Стэплс окончили школу, группа отправилась на гастроли. Вначале Попс беспокоился, что его певческая семья вышла за пределы церкви, однако музыкальная профессия властно брала свое. The Staple Singers решительно покинули границы сдерживавшей их музыки госпел и вступили в мир шоу-бизнеса с его напористым и очень земным ритм-энд-блюзом и музыкой соул. Они исполняли поп-песни, снабжая их зарядом позитивной энергии. Среди этих песен было 7 вещей Боба Дилана, так называемые «песни протеста»… В связи с этим их окрестили «звуковая дорожка борьбы за гражданские права в стиле спиричуэлс».
В 1968 они подписали контракт с прославленной компанией Stax. Их вещь «I’ll Take You There» стала хитом 1971-го, за ней последовало еще 11 композиций, попавших в чарты, все это на фирме «Стакс». Их жизнь превратилась в жизнь работающей на износ семьи трубадуров, чья христианская сущность перевернулась с ног на голову. Они сделались поп-звездами.
«Да, вот во что мы превратились, - говорит Стэплс, подчеркивая сказанное энергичным жестом. – Все это звучало по радио. Люди танцевали под нашу музыку до упаду. Но с нормальной музыкой госпел народ не мог выкидывать такие коленца, и религиозные деятели решили «выставить» нас из церкви. Они заявляли: «The Staple Singers поют музыку Сатаны». Мы раздавали интервью налево и направо и твердили, что у Сатаны вообще нет никакой музыки, вся музыка от Бога. Нужно слушать стихи. А в песне пелось вот что: «Я знаю место, где никто не плачет, нет беспокойства, а улыбающиеся лица не разделяются по расам». А теперь скажи мне, где такое может быть, кроме рая? В конце концов, мы достучались, добились своего, и они нас приняли.

Да, это было клево. Я сама не могла устоять на месте. Явно это не была церковная музыка, ничего тут не попишешь. Как в песне «Respect Yourself». Там самый класснейший ритм, который я когда-либо слышала, это моя любимая песня из нашего репертуара. Но мы не хотели уж слишком удаляться и от церкви, - продолжает Стэплс. – Нам хотелось петь позитивные песни, исполненные смысла – песни, которые поднимают настроение, заставляют сбросить груз с плеч, почувствовать себя легко».

Прошло несколько пустых лет, прежде чем The Staple Singers нашли своего нового слушателя, спев кавер-версию группы Talking Heads «Slippery People» в 1984 году. Мэвис сотрудничала с Принцем, который спродюсировал 2 ее альбома, снялась в фильме «Graffiti Bridge». В 1996 она записала трибьют своему кумиру, певице госпел Махэлии Джексон.
И все же Мэвис нашла свой собственный голос и начала сольную карьеру лишь после смерти Попса 19 декабря 2000 года. Сегодня никто не указывает ей, что петь. За что бы она ни взялась – за госпел или блюз – она поет их, чтобы сообщить людям капельку счастья. Не ждите от нее лишь рэпа.
Возвращаясь к теме The Staple Singers, артистка говорит: «По-прежнему мы поем госпел, но не поступим так, как Дайана Росс, которой хватает нервов попробовать себя в роли хип-хопера. Я как-то сказала ей: «Слушай, девочка, ты ступила на неправильный путь. Оставайся тем, для чего ты создана».

АД 18.07.04

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Новый диск Лопеза - это то, что надо любителям блюз-рока по ту и эту сторону Атлантики. Звук увесист, сочен, и диск, что называется, "качает", свидетельствует известный сетевой обозреватель Роман "The Metal Traveler" Химич

Марция Болл посвятила свою новую работу музыкантам Аллену Туссену, «Толстяку» Домино и Баквит Зайдеко. Их влияние присутствует практически на всех записях

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы