Тексты

James Blood Ulmer

   Прежде чем вы перейдёте к публикации в “Guitar Player” напомню, что речь в ней идёт о двух по-настоящему блюзовых альбомах Алмера - «Memphis Blood: The Sun Sessions» и «No Escape From the Blues: The Electric Lady Sessions». До этого он, в общем-то, не занимался блюзом, хотя многие убеждены в обратном. Оба альбома продюсировал гитарист Вернон Рейд – проводник Алмера в мире блюза. Слово самому Алмеру:
      «Блад – мой наставник, …настоящий блюзмен. Я задумал этот проект в виде трех альбомов: в первом действие происходит на юге, во втором – на промышленном севере, и последний я хочу сделать в Европе, …в Abbey Road в Лондоне. Мое видение альбома предполагает, что он будет наименее традиционным из трех».
     В тексте речь пойдёт о довольно надуманной теории harmolodics, придуманной джазменом по имени Ornette Coleman. Орнетт был гениальным музыкантом и сомнительным философом. Репортёр журнала пытался получить внятные ответы о связи теории и музыки, однако, насколько я могу судить, ему это не удалось. Если возникнет желание, воспользуйтесь этими ссылками и рискните вникнуть в его наукообразную теорию Ornette Coleman account Надеюсь, вы преуспеете в этом больше меня.

АК &3L&

   Джеймса Блада Алмера мало, что волнует кроме истины. Последователь школы harmolodics джазмена Орнетта Коулмена, он хорошо известен благодаря экспериментам с унисонным строем гитары в стиле free jazz. Неоспоримая самобытность Алмера оказала большое влияние на гитариста из группы Living Color Вернона Рейда, который решил во что бы то ни стало поместить этого гитариста-самородка в блюзовую оправу. Как ни странно, но блюз – единственный жанр, в котором Алмер не работал.
     В 2001 г. Рейд привел Алмера на «священную землю» студии Sun, где в свое время записывались Элвис, Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, чтобы записать альбом «Memphis Blood: The Sun Sessions» (на фото). &4R&

     Этот альбом, коллекция кавер-версий классических блюзов, привлек внимание критиков, но через неделю после его выхода, 11 сентября, в Нью-Йорке произошел теракт, который стал причиной быстрого спада интереса к записям Алмера. Но неожиданно альбом получает премию Грэмми в номинации «Лучший традиционный блюзовый альбом», чем снова приковывает к себе внимание. В результате альбом переиздаётся на Hyena records, кроме того осуществляется финансирование второй части запланированной блюзовой трилогии.

&5L&

   Вторая часть называется «No Escape From the Blues: The Electric Lady Sessions» (на фото), и была записана в студии Джимми Хендрикса в Нью-Йоркt. Рейд решил, что этот эпизод должен отразить миграцию блюза от его сельских корней Юга к городским центрам на севре. Такие мелодии как “Going to New York” и “Bright Lights, Big City” повествуют также о самом Алмере – о человеке, который живет жизнью блюзмена уже более 60 лет, но начал записывать блюз только в новом тысячелетии.

     Были какие-нибудь трудности или неудобства в адаптации вашего стиля к блюзу?
     Нет, не было, но это потому, что я не рассматриваю блюз как авторскую музыку. Суть блюза заключается в том, что он принадлежит каждому в той или иной степени. Это как с анекдотами: неважно, что анекдот, который вы рассказываете, может быть, кто-то рассказывал до вас. Мадди Уотрес и Хаулин Вульф не всегда исполняли свои собственные песни. Они исполняли много песен Вилли Диксона, но через эти песни они выражали собственное «Я». Если ты живешь блюзом, ты можешь его выразить. Блюз – это душа человека. И ты не должен в своем звучании повторять кого-то другого.

     Вы очень выразительны и как гитарист, и как певец. Как вы сочетаете эти два качества, чтобы лучше донести песню до слушателя?
     Джимми Хендрикс – единственный, кто мог одновременно жевать резинку, курить, петь и играть на гитаре. У меня нет такой способности. Если я хочу петь, я сосредоточиваюсь на пении. А когда я собираюсь играть, это нечто совсем другое, не имеющее ничего общего с пением. Я не могу петь, пока играю на гитаре. Меня просто не услышат.

     Тогда что вы ожидаете от аккомпаниатора или партнера-гитариста?
     Если честно, у меня было немного партнеров до этого. Мне понравилось, как играет Ронни Дрейтон, потому что я не знаю, как он это делает. То же самое с Верноном. Я смотрю на его руки, когда он играет, и думаю: «Какого черта он делает» [смеется]. Я так не смогу, и это как раз то, что мне нравится в других исполнителях. Если я знаю, что они играют, зачем я буду сидеть с ними и слушать их?


&6L&     На записи много гитарных звуков. Вы можете определить, какие из них ваши, а какие Вернона?
     Я стал играть на своей Gibson Byrdland. Одну или две песни мы записывали ее через микрофон, не включая. Я никогда так раньше не делал, это Вернон придумал. Потом я подключился к фуз-машине, так я получил на записи три или четыре гитарных звука. Остальные звуки от гитары Вернона.

      Какие темы вы затрагиваете чаще всего, когда разговариваете с Верноном о гитаре?
     Мы обсуждаем жизненные вопросы, мы не разговариваем непосредственно об инструменте, потому что мы оба опытные «хармолодические» гитаристы. Чтобы быть «хармолодическим» гитаристом, нужно понимать, что значит быть «хармологической» личностью. Хармолодика – это концепция, которую каждый должен изучить.

     Можете ли вы объяснить, что значит быть хармолодической личностью?
     Хармологическая личность – это тот, кто может проявить себя в любом жанре, играет ли он блюз, рок-н-ролл, джаз, и т.д. Что бы ни появлялось в американской музыке, он может участвовать в этом на каком-то уровне.

     Но, предположим, у вас джазовое выступление – разве вам не нужно иметь какой-то опыт в этом жанре?
     Хармолодическая личность должна изучать все американские звуки, джаз – часть американского звука. Но на самом деле вам не нужно это учить. Вы можете научиться играть его с помощью ассимиляции с людьми, которые знают, как его играть. Я играл с Артом Блэйки, Джо Хендерсоном и Орнетом Коулменом, все они джазовые музыканты.

     Как хармолодическая личность создает искусство?
     Все начинается с идеи, затем из своей идеи вы формируете искусство, и потом у вас появляется хармологическое мышление. Вы можете сказать, что это ваше искусство, потому что вы создали чувство, предвосхитившее его появление. Приведу хороший пример создания искусства хармологически: когда я был во Франции, один художник пригласил в деревню, где он сам создал пейзаж, изображенный на его картине. Он насыпал холмы, вырыл пруд, посадил цветы на воде. Он смог написать пейзаж, потому что сам его сотворил. Это и отличает концепцию хармолодики от всех других концепций.

     Интересно. Как вы можете объяснить хармолодическую концепцию в отношении музыканта?
     Ты должен изучить все аспекты музыки, прежде чем назовешь себя музыкантом. Ты должен быть музыкантом по какой-то причине, а не просто так. Ты должен быть подготовлен к тому, чем ты занимаешься, потому что ты используешь все звуки своей страны и ты создаешь музыку из того, что ты увидел. Ты сеешь, ты и пожинаешь плоды. Это твое искусство.

     Что значит быть хармологическим исполнителем в значении гамм и аккордов? Или вы отказались от них?
     Хармологический музыкант отличается от обычного, но есть правила хармологического исполнения. Я учился этим правилам у Орнета Коулмена, и они существуют обособленно от правил западной концепции исполнения. Мы не используем гаммы и аккорды в терминах западной концепции и в линейных ситуациях. Ваш ритм вырабатывает концепцию, которая накладывается на линейную концепцию. Все идет по кругу. Ничто не линейно. Это и есть хармологическая концепция в музыкальном смысле.

     А что такое хармологический аккорд?
     Хармологический аккорд – это аккорд, который невозможно транспонировать. Из всех аккордов только пять нельзя транспонировать и из них вы можете получить мажорные, минорные, увеличенные и уменьшенные аккорды.

     Какие это аккорды?
     Не хочу вдаваться в подробности, потому что обсуждение этих пяти аккордов займет целый день. Я не знаю, как это выглядит на пианино или еще где-нибудь, я знаю только, как хармологические аккорды работают на гитаре. Я не могу сказать, какие именно, потому что для меня это просто аппликатуры (положение пальцев на грифе).

&7L&     Вписываются ли в эту концепцию дополнительные настройки?
     Вы можете играть в стандартной настройке или можете пользоваться всеми настройками, смотря, что вы хотите. У меня есть так называемая «хармологическая настройка», в которой я настраиваю все струны в унисон. Это значит, что все шесть струн настроены на одну ноту, и это может быть любая нота…

     Как вы применяете хармологическую концепцию к блюзу, который опирается на свои собственные формулы?
     Я всего лишь делаю то, что делают все блюзовые исполнители: аккомпанирую песне. Если ты поешь про петуха, ты имитируешь звуки петуха на гитаре. Если ты поешь про охотничью собаку, ты стараешься звучать как охотничья собака. Это называется говорящая гитара – вопросы и ответы, построенные на том, о чем ты поешь. И никогда не пытайся превратиться в гитариста. Когда ты слушаешь старые блюзовые записи, ты слышишь посланника блюза, а не исполнителя блюза.

     Скажите, кто из городских блюзменов оказал на вас влияние?
     Мне не нужно было слушать блюз – блюз был в моей жизни. Например, когда я был мальчишкой, меня не волновало, что я слушал кантри музыки, потому что все, что звучало на радио в то время, было кантри музыкой. Мне не нужно было это изучать, потому что это было уже в моей природе. Мне не нужно было записывать исполнителей, и по сей день у меня нет в доме никакой музыки. Я не позволяю себе слушать Мадди Уотерса и копировать его манеру. Я слушаю только для (формирования собственной – ред.) концепции. В каком бы коллективе я ни играл, это было не ради музыки, а для утверждения концепции. Ты не должен играть музыку, ты должен играть концепцию чего-либо. Ты не должен знать, кто автор песни, это может быть чья угодно песня, основанная на чьем угодно опыте. Тебе нужно лишь понять концепцию.

&8L&     Интересно, что вы снова записали на этом альбоме песню «Вы рады, что вы в Америке?»
     Да, я записывал эту песню много раз и в этот раз сделал ее в блюзовой форме. Первый раз я записал «Вы рады, что вы в Америке?» когда был в Англии, и она стала английским хитом андеграунда. Так я получил контракт с CBS. Это большой вопрос, и ни один американский политик не задаст его, но я собираюсь петь эту песню до тех пор, пока они не сделают этого. Я жду, чтобы президент Буш выступил по телевидению перед нацией и спросил: «Вы рады, что вы в Америке?»

     Допустим, президент выступил по телевидению и задал этот вопрос – как бы вы ответили?
     Предполагаемый ответ - «Да», но я хотел бы знать сначала, получу ли я какой-нибудь гонорар за это [смеется].

     Какое значение имеет название «Нет выхода из блюза» по отношению к истории вашей жизни?
     Всю жизнь я отказывался записываться на блюзовых пластинках. Мне всегда нравился блюз, но мои родители запрещали мне играть его, потому что они были верующими. Поэтому я всегда стеснялся откровенно исполнять блюз и мне приходилось изучать другой материал. В конце концов, Вернон пришел со своей блюзовой идеей и я согласился. Я не мог избежать блюза, потому что он существует. И эта пластинка – тому доказательство, вот почему я выбрал такое название. Кроме того, блюз раскрывает душу человека, поэтому нам не следует его бояться.

АС 17.08.04

"Черный кофе" повторяет формулу самого коммерчески успешного (для обоих!) совместного опуса - диска Don't Explain. Нынешний также как и тот составлен из версий вещей известных и не очень, в основном они из золотого прошлого ритм/блюза

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Инструментальный диск. Разгул американского гитаризма в разных проявлениях, в заметной части альбома – и в блюзовом ключе

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы