Тексты

Philadelphia ”Jerry Ricks

&2L&                     Джерри Рикс в Липецке

     Вероятно, многие любители блюза или просто знающие город Липецк, услышав фразу «Джерри Рикс в Липецке», примут её за шутку. Признаться, сам был удивлен, когда узнал, что к нам приезжает блюзмен такого уровня, и, естественно, заблаговременно обеспечил себе теплое местечко на его концерте.
     Народ собрался очень разный, начиная с милых старушек, которые ритмично покачивались в такт гитаре Рикса, заканчивая всякого рода гопотой, в подъезжающих машинах которой раздавались жирные биты гангста-рэпа.&7L&
     Свет погашен, и на сцену выходит молодой человек из нашей филармонии (кстати, неплохой харпер) и затягивает долгое и нудное вступительное слово. Правильно, конечно: надо хоть объяснить людям, кто к ним приехал. И, наконец, после зычного представления вышел и сам Джерри Рикс. Надо сказать, для своих лет выглядит очень прилично. Поздоровался, подстроил комбик, гитару и…

     Вот оно, чего я ждал так долго! Хотя я приверженец блюз-рока как такового, акустика Рикса зазвучала так, что заставила меня на те неполные 2 часа, что шел концерт, забыть о сумасшедших забоях на завывающем овердрайве, как об издержках молодости. Сыграв несколько стандартов, разукрашенных так, что хотелось сорваться с места и пуститься в джем, ‘Филадельфия’ предоставил возможность народу послушать его слайд-гитару, предварительно объяснив, что блестящая железненькая штучка на пальце – это гильза.

&3L&

      Мне любопытно было послушать и наблюдать так называемую «старую школу» блюзовых концертов, про которую много читал, в которых помимо композиций присутствуют какие-то номера без гитары и вообще не про блюз. Рикс продемонстрировал и это. Так, после нескольких песен он отложил гитару, снял пиджак, шляпу и очки и показал номер под незамысловатым названием cookie jar. Похлопывая себя по разным местам, он укладывал это все в классные ритмы.
     Концерт прошел на одном дыхании. Было видно, что, несмотря на не совсем компетентную публику, Рикс тоже получал удовольствие. Вплоть до того, что во время одного из потрясных буги-запилов он сказал: «Сейчас в пляс пущусь!». Он общался с залом, периодически отмачивая такие шутки, что зал гоготал, как у Петросяна. Но липецкие парни тоже не промах. Во время одной его вокальной партии, состоявшей из периодических запевов типа Shubi-dubi-du, с последних рядов донеслись вариации на эту тему, причем так громко и так невпопад, что Рикс сначала улыбался, а потом и просто сорвался в смех, не допев одну из своих dubi-du-di. Он пел вместе с залом, предварительно объясняя, где надо hey-hey, а где whou-whou, и публика отвечала ему этими завываниями и благодарными притоптываниями-прихлопываниями. В конце концов, когда все успокоились, и он затянул очередной 12-тактовый shuffle, из зала послышались робкие ритмичные хлопки, он остановился: «Эй, если вы хотите хлопать, я буду очень даже не против». Не забыл и про старый добрый чикагский блюз, отметив его парой отличных вещей (естественно, мне это понравилось больше всего).
      Подводя итог, нужно сказать, что Джерри Рикс, как настоящий блюзмен-профессионал в полном смысле этого слова, не отработал мертвый концерт за деньги наших спонсоров и уехал. Было видно, что он играет концерт, а не только работает. Даже в Липецке.

&4L&

      Интервью с “Philadelphia ”Jerry Ricks.

      Правда ли, что знаменитое blues feeling прежде всего прерогатива черных музыкантов?

Конечно. Каждый народ лучше всего исполняет именно свою собственную музыку. У испанцев – это фламенко, у альпийцев – йодль, и так далее. Это не означает, к примеру, что русские люди чувствуют нашу музыку менее глубоко и серьезно, просто – по-другому, иначе. Когда блюз исполняет человек другой культуры, он выражает тем самым свое отношение и уважение к ней, но, прежде всего, доносит через музыку себя, свои чувства. Сейчас, когда появились компакт диски, можно слушать джаз сколько угодно и научиться играть его. Но сыграть блюз и быть настоящим блюзменом совсем не одно и то же.

      Вы хотите сказать, что даже белый американец никогда так хорошо не сыграет блюз?

     Я бы назвал это стремление «большой белой надеждой». Да, в Америке переплелись белая и черная культуры, в этом есть вызов и противовес. Но многие американцы открыто признают, что белая американская культура не произвела ничего своего, её корни в Европе, а вот афро-американская культура подарила миру новую самобытную музыку.

     Где и как рождаются ваши песни? Случается ли, что они приходят к вам на концерте?

     Нет, на сцене – никогда, на сцене мои песни растут. Рождаются они из жизни. Из того, как мы разговариваем, как ты к примеру, жестикулируешь, когда задаешь свои вопросы…Из всего, что нас окружает, что можно увидеть, потрогать, пощупать. (на фото самый «свежий» диск Рикса 2000 года)

&5L&

     Легко ли выступать перед русским слушателем? Как вы считаете, передается ли им то, что вы вкладываете в свою музыку?

     Когда я играю перед русскими слушателями, я чувствую, как много они требуют, «тянут» из меня. Ни перед кем из европейцев я так не устаю на своих концертах. Русские не просто слушают музыку, они «просят на концерте твоей души». Наверное, это связано с тем, что блюз пришел в Россию значительно позже, чем в Европу. Такое внимание к блюзу британцы, немцы и итальянцы, мне кажется, переживали в 20-х годах.

     У кого вы учились своей музыке? Есть ли у вас ученики?

     Я многих научил играть, но никого не могу назвать своими учениками. А меня научил играть Lonnie Johnson, тот самый, который играл в оркестре Дюка Эллингтона. Еще когда я был ребенком, просил грандов, которые изобрели блюз, научить меня, и можно сказать, что в итоге я получил эту музыку из первых рук. Все эти люди родились в тысяча восемьсот каких-то годах, и, когда в Америке разразилась депрессия 20-30-х, а позже пришла мировая война, им было за 60 лет и больше. В то время всем было не до блюзов, и эти люди не осознавали, каким даром владели. Все эти талантливые блюзмены сначала шарахались от меня, думали, что я ненормальный – зачем мне нужна была музыка, которой свыше ста лет?! За то, что они мне показывали, я мыл у них окна, убирал на улице…
     Всего месяц назад в Чикаго состоялся фестиваль джаза, он самый крупный в мире и собирает около миллиона зрителей. На нем играли 87-летний, 90-летний и 94-летний блюзмены, я играл с ними вместе; я был, как бы это лучше сказать, их дитятя.

     Вы долгое время играли в Европе. Неужели там тогда интерес к блюзу был больше, чем в самой Америке?

     Это скорее газетная версия, так интереснее для СМИ. На самом деле, я уехал в Европу, чтобы мои дети получили европейское образование и знали несколько языков. Когда это произошло, я вернулся в Америку.

      Как вы считаете, изменился ли блюз с тех пор, как бродячие музыканты исполняли его на проселочных дорогах?

     На самом деле, не имеет значения, где ты выступаешь – на стадионе или в кабачке возле дороги. Блюз и его наполнение нисколько не изменилось за эти годы. Ты по-прежнему играешь для себя и для тех, кто захотел тебя слушать. Но если в начале века были спиричуэлс и блюзы, то теперь из них вышли новые направления, появились джаз, рэп, музыкальные инструменты стали более тяжеловесными и дорогостоящими, добавилось фортепиано…

     Вы всегда выступаете один или играете с ансамблями?

     Я учился у людей, которые играют сами по себе, и потому чаще всего играю один. Я могу исполнить несколько песен с ансамблем, но мне это не особенно нравиться. Потому что во время игры я часто импровизирую, играю то, что хочется исполнить в данный момент. А когда играешь с ансамблем, надо под него подстраиваться…

     Как вы оказались в русской глубинке, что вам дают эти выступления?

     Липецк – это такой же мир. Главное для меня – что и как я пою, и хотят ли меня слушать. Я приехал сюда, потому что мне легче приехать к вам, чем вам оказаться в Америке. Никто не будет знать, что я играл здесь, но я-то знаю.

Боб 17.10.04

&6L&

P.S. На фото центр Липецка. Если вы не различаете его на фото, поясню – Ленин. Время не властно. Но кое-что новое происходит. Иногда. Вот Рикс добрался-таки до Липецка. Спасибо за тексты, Боб.
Ред.

"Черный кофе" повторяет формулу самого коммерчески успешного (для обоих!) совместного опуса - диска Don't Explain. Нынешний также как и тот составлен из версий вещей известных и не очень, в основном они из золотого прошлого ритм/блюза

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Инструментальный диск. Разгул американского гитаризма в разных проявлениях, в заметной части альбома – и в блюзовом ключе

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы