Тексты

Charlie Baty

&2L&     Если вы присутствуете на представлении Little Charlie & The Nightcats впервые, то, скорее всего, будете удивлены. Почему гитарист постоянно отнимает инициативу у вокалиста-гармониста, по-видимому, лидера ансамбля? А когда после концерта у вокалиста спрашивают, кто такой этот ужасный гитарист, он отвечает: «Так это и есть Литтл Чарли».
     И не только поклонники оказываются в неловком положении. Многочисленные представители прессы в США и за их пределами несметное число раз брали интервью у Литтл Чарли Бети, принимая его за Рика Эстрина - первоклассного певца, автора песен и виртуозного исполнителя на губной гармонике. «Я совсем не уверен, что они знают, что разговаривают с гитаристом» – говорит Бети. – «Но меня это не волнует, потому что в любом случае речь идет об ансамбле, а не об одном человеке».

&3L&

     В этом парадокс Бети: он один из самых уважаемых и профессиональных гитаристов на сцене, и в то же время наименее узнаваемый. В мире блюза, где успех принадлежит ребятам с блестящими «стратокастерами» и в больших шляпах, у Бети собственный подход, который больше направлен на теплоту и живость звука. Его миссия – постоянно изучать и исследовать музыку, которую он любит.
     Эстрин, коллега Бети по группе вот уже 25 лет, наблюдал за становлением блистательного гитариста.
      «Он самый талантливый парень из тех, кого я знаю. Да, есть много других великолепных гитаристов, но ни один из них не владеет таким огромным набором стилей, как Чарли. Каждый вечер для нас сюрприз. Он всегда выходит с чем-нибудь неожиданным. Он настолько добросовестный и педантичный, одновременно неистовый и вольный в обращении с гитарой. Вряд ли еще у кого найдете такое сочетание страсти и техники исполнения. Вы никогда не достигните уровня Чарли без многих-многих часов тренировок».

&4L&

      «Чем больше я играю, тем сложнее держаться на достигнутом уровне», - говорит Бети. – «В течение многих лет я работал в стилях би-боп и блюз-свинг и сейчас я нахожусь в точке, где они стали моим чувством. Я вижу больше форм владения гитарой. Я слышу то, что раньше не мог слышать. Сейчас я изучаю соло Чарли Паркера. Эти штуки у меня хорошо получаются и помогают мне лучше играть аккомпанемент или соло».
     Но начинал свою музыкальную одиссею Бетти как харпер. Однажды он попросил маму подарить ему на Рождество гармонику и музыкальную пластинку. И что он нашел под елкой? Набор гармоник и пластинку «The Best of Little Walter». «Это было в 1964. Мне было 11. До того момента я никогда не слышал подобной музыки. Я был поражен голосом Уолтера, тем беспощадным звуком, который он извлекал из гармоники».
     Через несколько лет, будучи подростком, Бети стал ездить из своего пригорода в «Парк Золотые Ворота» и Fillmore в Сан-Франциско, где он мог посмотреть на Алберта Кинга, Бадди Гая, Джуниора Уелса и Мадди Вотерса.
     Когда Бети поступил в колледж, все свободное время он посвящал изучению блюза.
      «В библиотеке колледжа хранились старые записи блюза 1930-х и 1940-х годов» - говорит он. – «Днем я слушал их, а вечером шел в клуб. В то же время я пытался научиться играть кое-что на гитаре. Было удивительно видеть прямо перед собой этих парней, записи которых ты слушаешь дома. Я не отводил взгляда от их пальцев и слушал, что они играли, а когда приходил домой, пытался воспроизвести это по памяти».

&5L&

     На этих вечерних занятиях Бети в конце концов и познакомился с Эстрином (на фото) через другого харписта из Района Залива – Гари Смита. Бети хотел научиться у Смита технике медленного вибрато, а тот посоветовал ему разыскать мастера этой техники, Рика Эстрина.
      «Когда играешь на 2-м отверстии вдох, ты раскачиваешь воздух, и тогда у тебя получается этот волнующий звук» - говорит Бети. – «Вы можете услышать это у Джуниора Веллса или Джуниора Паркера. Гари сказал мне, что лучше этим приемом владеет Рик Эстрин. В качестве визитной карточки я дал ему послушать только что переизданный альбом с редкими записями Литтл Уолтера. И мы сразу стали друзьями».

     Партнерами по сцене они стали несколько лет спустя. В декабре 1975 Бети задумал организовать группу, чтобы 1 мая, в день рождения Литтл Уолтера, на всю ночь устроить концерт в его честь. В то время Бети пел и играл на гармонике, а на гитаре был Кени «Блю» Рей. «Я знал Рика уже несколько лет и пригласил его посмотреть нашу группу», – говорит Бети. – «Позже, в 1976 он достал автобус, чтобы мы могли попробовать себя за пределами Сан-Франциско. Он стал приходить играть вечерами. В такие дни я играл на второй гитаре. Кода он присоединился, я был молодым и самоуверенным и считал себя лучшим харпером, но как играл он – это было за пределами моего воображения. Позже в том же году Кенни покинул ансамбль, и я стал гитаристом».
     Как раз тогда Бети осознал важность обдуманного и сосредоточенного подхода к изучению техники исполнения.
      «Это было как резкое пробуждение, когда я понял, что все соло и ритм я должен делать сам; я увидел, какой огромный путь мне предстоит еще проделать. Я не умел делать то, что требовалось делать. Я понимал на слух, но я не мог это воспроизвести. Я слушал постоянно, но рядом не было никого, кто мог бы показать. Поэтому мне приходилось почти все придумывать самому».
     Но годы постоянного вслушивания в то, как гитаристы поддерживают гармонику Литл Уолтера и других харперов, не пропали даром.
      «Очень помогало то, что я знал, как играть на гармонике и знал, какой аккомпанемент я хотел бы слышать, если бы сам играл на гармонике, поэтому я знал, чего ждет от меня Рик. Мы стали прислушиваться к слаженному звуку Джуниора Уеллса и Бади Гая, Рода Пиазы и Джуниора Уотсона».

&6L&

     После почти 10 лет выступлений в качестве местной популярной группы раздался звонок. Глава компании Alligator Records, приятель Эстрина (Брюс Инглэйер) прослушал демо-запись группы и предложил им записываться на его лейбле. С тех пор Литл Чарли и Ночные Коты выпустили восемь альбомов. Постоянные гастроли подтверждают популярность группы, а их эксцентричное поведение на сцене заставляет приходить на концерты снова и снова. Никогда не поворачивайтесь к сцене спиной и не вздумайте пойти в бар на концерте Ночных Котов иначе вы можете пропустить сцену, в которой Эстрин понарошку бьет Бети во время его соло или Бети стреляет в Эстрина из гитары, будто ноты – это пули. Ронни Джеймс Вебер может перекинуть через плечо свою акустическую бас-гитару, а Бети точно так же поступит со своим «стратокастером». Потом они меняются: Эстрин играет на гитаре Бети, а Бети исполняет сложную партию на гармонике Эстрина.
      «Наша философия – это развлекать людей музыкой», - говорит Бети, - «Музыка может существовать сама по себе, но театральность и энергетика – это способ показать людям, что мы получаем удовольствие от того, что делаем. Музыка Луиса Джордона или Луиса Прима, рок-н-ролл и джамп 1940-х и 1950-х годов несут в себе огромную энергию и воодушевление. Некоторые вещи мы проделывали тысячи раз, но при этом мы всегда в поиске чего-то нового, чтобы удивить публику и показать себя с лучшей стороны».
      «Больше всего мне нравится открывать номера в маленьких клубах, потому что тогда у меня есть возможность исполнить джазовый материал, над которым я работаю», - продолжает Бети. – «Еще я люблю что-нибудь, что зажигает публику. Нет ничего ужаснее, чем провести целый день в дороге, остановиться где-нибудь, дать концерт и обнаружить, что люди, пришедшие на представление, абсолютно не в теме. А самый классный для меня момент, это когда я понимаю, что мы овладели аудиторией».

     На любом концерте Бети верен привычке поиграть на всех своих гитарах: от потертого Gibson archtop до блестящего Fender Stratocaster’а.
      «Когда я играю свинг или джаз или акустический блюз Джимми Роджерса или Роберта Локвуда младшего, я предпочитаю акустику. Я очень много практикуюсь на ней, поэтому мне комфортно на ней играть. Когда же дело доходит до жалящего звука Алберта Коллинса или подтяжек струн Бадди Гая, мне нужен Fender. Великие гитаристы получают свой звук, независимо от того, что они играют».

&7L&

     Любимая гитара Бети изображена на обложке первого альбома Ночных Котов “All the Way Crazy”. «Это «Гибсон» 1937, изготовленный для Чарли Кристиана. Я не выступаю с ней. Для меня неважно, перевыпуск это, или на самом деле старая гитара. Я обнаружил, что чем больше играешь на гитаре, тем она лучше звучит, потому что дерево немного «раскрывается», и гитара начинает лучше себя чувствовать».

     Миссия Бети в жизни – никогда не переставать познавать искусство творения музыки. И поэтому он изучает каждый элемент музыки с чувством изумления и открытия чего-то нового.
      «Сколько бы раз я ни слушал гениальные соло Литтл Уолтера или Чарли Паркера, я всегда могу найти в них что-то новое для себя. И моя цель – когда-нибудь завершить изучение одного из этих соло».

23.10.04

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Новый диск Лопеза - это то, что надо любителям блюз-рока по ту и эту сторону Атлантики. Звук увесист, сочен, и диск, что называется, "качает", свидетельствует известный сетевой обозреватель Роман "The Metal Traveler" Химич

Марция Болл посвятила свою новую работу музыкантам Аллену Туссену, «Толстяку» Домино и Баквит Зайдеко. Их влияние присутствует практически на всех записях

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы