Тексты

British Blues.

&2L&     BN: Что произошло с британским блюзом после бума 60-х?

     RB: Заблуждение, что появившиеся тогда, чтобы играть блюз музыканты, сошли на нет. Ряд начавших с ритм-энд-блюза, такие, например, как Fleetwood Mac, Eric Clapton, Savoy Brown, Free, the Climax Blues Band и даже Moody Blues (они стартовали как исполнители блюзовой музыки) вскоре принялись писать материал, ориентированный на поп-музыку, а не на блюз. Факты говорят: они сделали больше денег таким способом и если они гастролировали по США и достигли успеха на американском рынке, они обеспечивали себе продолжительную карьеру. Многие записали помпезные, скучные альбомы в стиле «прогрессив-рок», чтобы продемонстрировать свои музыкальные способности, вспомните Emerson, Lake and Palmer и Yes.
     Не забывайте, что «Роллинг Стоунз» дебютировали как бэнд, исполнявший блюз и ритм-энд-блюз в чистом виде, кроме того, в большей части своего авторского материала они попросту использовали то, что усвоили из базового для себя материала, то есть из блюза. И они заработали кучу денег, производя песни для хит-парадов. Однако другие музыканты блюза оставались преданными ему. Georgie Fame, Jo Ann Kelly, Bob Hall, Tony McPhee и его The Groundhogs, Stan Webb’s Chicken Shack, Alvin Lee и другие просто-напросто играли в гораздо меньших по размеру клубах и пабах в течение 70-х годов. Их аудитория стала скромнее по охвату, она состояла главным образом из преданных, свято верящих в блюз фанатов, чьи вкусы сформировались в 60-х.
     Когда в Британию в 1976 нагрянул панк, идея играть простую музыку в любом месте, включив в усилители 3 гитары, вооружившись тремя аккордами и ударной установкой, вновь овладела умами. Так утвердился панк. Теперь молодые блюзовые группы двинулись на подмостки скромных пивных. Wilko Johnson с Dr. Feelgood, Lew Lewis, Nine Below Zero и другие, использовав блюз, исполняли его в зажигательной панковой обработке. В этот процесс вступили и ветераны, давшие начало блюзу в Британии из которых выделялся Paul Jones, бывший вокалист группы Манфреда Мэнна. Он обзвонил старых приятелей Tom McGuinness, Hughie Flint (бывший ударник у John Mayall), Dave Kelly (из John Dummer Blues Band, брат певицы Jo Ann Kelly), Gary Fletcher из London Blues band. Они сформировали группу, объединившись под простым названием The Blues Band. The Blues Band возглавил блюзовый ривайвл в Великобритании после 1979. Группа по-прежнему дает концерты, ее дискография, насчитывающая 18 альбомов и множество наград, растянулась на 25 с лишним лет.

     BN: Есть ли смысл говорить об ирландском блюзе как отдельном направлении?

     RB: Я бы сказал, рассуждая реалистически, что блюз – он и есть блюз. То, что некоторые ирландцы исполняют эту музыку, не делает ее отличной от другого блюза. Хотя ирландцы более артистичные и более эмоциональные люди, нежели британцы. Так или иначе, исполнители типа Гэри Мура (гораздо большую часть карьеры он отдал исполнению хэви металла, чем блюза), Рори Гэлахера и в известной степени Фила Лайнота из «Тин Лиззи» появились в Британии для того, чтобы оставить навечно свои имена в этой профессии. Успех здесь может привести к популярности в Америке, а число мест, где в Ирландии можно выступать, ограничено. Вероятно, наибольшего успеха в блюзе и в соул музыке, если говорить об ирландцах, достиг Van Morrison. И сегодня он способен хорошо петь блюз.

     ВN: Что происходит на блюзовой сцене Британии сегодня?

     RB: Много чего! Сегодня блюзовая сцена у нас гораздо более заполнена, продвинута, чем это было в 60-х. Сотни новых групп, исполнительское мастерство очень высоко. Блюз часто пускаю днем в эфире BBC Radio Two, Пол Джонс ведет две популярные радиопередачи на Би-Би-Си и по субботам – на Джаз FM. Чудесно еще и то с британским блюзом сейчас, что, в отличие от 60-х, когда музыканты вынуждены были иметь дело с непонятными импортными пластинками, чтобы послушать настоящий блюз, сейчас они имеют в своем распоряжении компакт-диски. Вся значительная классика блюза и ритм-энд-блюза 30-60-х, весь каталог Чесс Рекордз сейчас можно купить на CD и по весьма умеренной цене. Я уж не говорю о том, что любой блюзовый фэн может просто выйти в Интернет и разыскать любого желаемого музыканта. Такие компании, как London’s Secret Records регулярно издают комплекты ритм-энд-блюзовой музыки по бросовым ценам. Новые артисты блюза также регулярно получают контракты на запись альбомов в компании Blues Matters label. Эта компания принадлежит журналу Blues Matters, изданию, которое быстро распространяет свое влияние, становясь все более и более популярным. Последние гастроли Джона Мэйолла собирали полные залы. Ряд новых музыкантов, таких, как Эрик Бибб, строят успешные карьеры в Британии…

     ВN: В чем различие между британским и американским блюзом?

     RB: В музыкальном отношении и то, и другое строится на 12-тактовом формате. Первоначально разница была лишь в расовом факторе: большинство признанных певцов блюза являлись чернокожими. В начале 60-х Британия последовала за своими собственными блюзовыми лидерами, такими, как Alexis Korner, Cyril Davies, John Mayall и другими, а также за Lonnie Donegan и Chris Barber. Последние в действительности являлись джазменами, однако Донеган изобрел стиль скиффл – гибрид американского белого фолка, смешанного с блюзом. Все эти музыканты принялись копировать выдающихся американцев, они освоили электрическую гитару, стили Би Би Кинга, Бадди Гая и других.
     То, что сделало звучание британского блюза особенным, связано с молодыми белыми английскими юношами. Так вот они начали свои карьеры в менее суровых условиях. Они могли позволить себе хорошие гитары и аппаратуру, они практиковались в исполнении блюза, чтобы достичь высокого уровня профессионализма. Не всегда это означало, что они были лучше, чем старики-американцы. Просто они были более техничны и более свободно играли в этом стиле. Никому в Британии не удалось даже приблизиться к исконной мощи Muddy Waters, Buddy Guy, John Lee Hooker, Howlin’ Wolf. Их музыка звучала обманчиво просто. Однако их искусство было основано не на технической простоте. В него эти исполнители заключили свои жизни, они вложили свой опыт борьбы с предубеждением. Тут душа каждого чернокожего. А такое невозможно воспроизвести посредством дорогих гитар и прекрасных усилителей. До сих пор в Британии существуют исполнители блюза, способные убедить слушателя в своей истинности - Chris Farlowe, Dave Kelly, Joe Cocker, Gary Booker, Stevie Winwood, конечно, John Mayall.

     Вопрос: Что делает британский блюз важным в глобальном контексте?

     Ответ: В 60-е годы, говоря на едином с Америкой языке, Англия принесла эту музыку в Европу. Мы оказались способны заставить американскую молодежь понять, что у них есть своя собственная музыка, внутри общества. Музыка лежит за пределами расового барьера, который они сами не смогли переступить. Ведь чернокожие слушали собственные радиостанции и вели отдельную жизнь. Когда Роллинг Стоунз появились в телевизионном Ed Sullivan Show в Нью-Йорке в начале 60-х, они потребовали, чтобы Мадди Вотерс, Хаулин Вульф и Джон Ли Хукер также появились по телевизору вместе с ними. Белолицые американцы, управлявшие телестудией, представления не имели, о ком речь. Сейчас всем известно, что британцы, по меньшей мере, сделали что-то полезное для мира.

&3L&

От переводчика: Roy Bainton – автор книги «Talk To Me Baby: The Story of the Blues Band», сайта группы.


Перевёл А. Дорохов 20.11.04

"Черный кофе" повторяет формулу самого коммерчески успешного (для обоих!) совместного опуса - диска Don't Explain. Нынешний также как и тот составлен из версий вещей известных и не очень, в основном они из золотого прошлого ритм/блюза

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Инструментальный диск. Разгул американского гитаризма в разных проявлениях, в заметной части альбома – и в блюзовом ключе

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы