Тексты

Otis Taylor

На внутр.

&2L&       Знаете, почему негры в Америке на дух не переносят собственного блюза? Потому что он напоминает им об унижении – о рабстве, о сегрегации. Не в прямую, ассоциативно. Отис Тэйлор без затей сделал эту тему одной из главных в своём творчестве. Возьмите его диск “Respect the Dead” или новый “Double V”, и вы обнаружите, насколько он предан этому тяжелому сюжету. Наверно, поэтому чернокожие братья на концерты Отиса не ломятся. На них сидят бледнолицые благополучные ценители. С 2001 Тэйлор аккуратно выпускает раз в год диск с таким материалом и его с неизменным энтузиазмом раскупает вышеописанная публика.

&3L&

     Секрет успеха Тэйлора в Америке - отчасти в нравоучительном характере его творчества. Стоит появиться артисту, так сказать, с социальным содержанием, его там начинают нахваливать, везде приглашать, ставить в пример и т.д. Не факт, что покупают его диски, не факт, что он вообще дельный певец… Музыкальная критика моментально становится на сторону такого артиста, ну, в худшем случае, то есть если оказывается, что ничего кроме «социального содержания» и нет, не станет растаптывать.

     55-летний черный бард, самого мрачного и свирепого вида, до глаз заросший бородой, которого я не стал бы, кстати, целиком относить к блюзовому цеху, берет и правда экзотические сюжеты. Для жанра, и сегодня редко дерзающего за пределами темы «о-малышка-почему-ты-ушла-мне-так-паршиво-без-тебя», опрометчиво, знаете ли, петь о проблемах индейцев, одиноких нищих стариков, о наркоторговле, мордобое в семье, о бездомных и опять же о прошлой гнусности, сотворенной с африканскими рабами. Вот, например, оцените тему для песни, она на альбоме «Respect the Dead»: женщина запирается в гостиничном номере и от отчаяния упивается до смерти. Другой сюжет, песня под названием «Три дня и три ночи»: мужчина не может вылечить свою дочь, видит, что она умирает, укачивает ребенка, напевая и прощаясь. Или в песне «Моя душа в Луизиане»: совершается преступление на расовой почве, в результате убивают не виновника этого преступления, а жертву. Всё это из жизни. Включая песню, повествующую, как мать самого Тэйлора попала за решетку за торговлю наркотиками.

&4L&

     Есть, конечно, и натяжки. Вот песня, почерпнувшая фабулу из русской действительности, ведь наш герой посетил Москву и Питер пару лет назад. Отису показали питерские «Кресты», буйная фантазия чувствительного здоровяка лихорадочно заработала - у него родилась квази-уно фантазия: злодей насилует женщину, в результате на свет появляется младенец, он вырастает, становится ментом и теперь сторожит в «Крестах» своего биологического папу-насильника. Каково? А что, если историю положить на три блатных аккорда, спеть на нашем языке с хрипотцой, она, пожалуй, станет шлягером на каком-нибудь «Радио Шансон».

     У Тэйлора сильнейший козырь – он отличный, эмоциональный певец. В массе своей слушатель в России не вникает, я полагаю, в суть песен Отиса. Они, подчеркну ещё раз, минорны, что является для нашего слушателя существенным, они надрывны и хорошо, с чувством спеты. Аминь.

     Отис Тэйлор получил премию Уильяма Хэнди за свой альбом 2001 года «White African». Он выиграл в категории «Лучший новый артист». Дебютную пластинку он записал без вмешательства посторонних сил, отдав ее для транснациональной дистрибуции канадской компании Northen Blues.
     Пришествие середины 90-х не было первой попыткой Тэйлора заняться музыкальной профессией. В начале 70-х он играл в нескольких рок-группах в штате Колорадо, включая и команду T&O Shortline, где Отис играл на бас-гитаре вместе с будущим гитаристом Deep Purple Томми Болином. У него был собственный ансамбль, с которым он попал в Англию и едва не выпустил пластинку на лэйбле Майка Вернона Blue Horizont.
     В 1976 году после драки, учиненной его группой прямо на сцене, Тэйлор бросил музыку. Он занялся продажей антиквариата и открыл свой настоящий, как он полагает, талант в этой сфере. Этот совестливый негритянский поэт, импровизирующий тексты песен, по несколько минут играя один и тот же аккорд, сегодня также остается успешным торговцем с разветвленной сетью магазинов и компаний-партнеров. В интервью он рассказывал, что начал собирать и приторговывать предметами искусства древних индейцев лет в 15. «Я знал, что купить, и что я буду способен продать. Это талант», - сказал он в интервью журналу «Блюз Ревю» в 2002. В 1996 году Тэйлор возобновил занятия музыкой.

&5L&

     Обсуждая свой стиль, Отис Тэйлор в частности сказал в интервью «Блюз Ревю»:
      (со смехом) «Мы не репетируем, просто играем. Не обязательно репетировать, если все на одном аккорде. Как в джазе, как в импровизации. Иногда не понимают, говорят: чем больше аккордов, тем сложнее. Если играешь без перемен всю вещь в одной тональности, - больше свободы, не о чем беспокоиться, ничего не усложняешь…»
     И далее: «Джон Ли Хукер оказал на меня самое сильное влияние в смысле пения. И возможно, поскольку он повлиял на мою манеру пения, я и играю так же, как и он.
     …Меня всегда удивляет, если люди говорят: Отис, это отличная песня. Но ведь никто их не исполняет, мои песни. Это невозможно, их петь, вот поэтому. Потому что это просто, но и в то же время… совсем непросто. А может быть, они просто меня не любят, те, кто так говорит. Я не знаю».

     О прошлом Отис Тэйлор:
      «Мой отец торчал от джаза, тащился от bebop, хотя был рабочий-железнодорожник. В наш дом всегда приходили люди, умевшие играть на музыкальных инструментах. Наша семья переехала в Денвер из Чикаго в 1952. Мать ненавидела Чикаго, у нее там погиб брат, его застрелили во время карточной игры… В Денвере имелся фольклорный центр и как раз там я научился играть блюз и другую народную музыку начиная где-то с 14-ти лет. Учили меня, кстати, белые люди. Забавно, да? Они преподали мне техническую сторону музыки, но не могли научить меня чувствовать ее, конечно.
     На фото – Отис в 1964. На пластинках и концертах он играет на гитаре, мандолине, банджо, гармонике.

&6L&

     Как я вернулся в музыку после 20-ти лет отсутствия? Да по недоразумению, можно сказать. Я занимался мотогонками в 80-е годы и потом, позже, в 90-е. Так вот, парень, который спонсировал нашу команду, разорился и решил открыть кафе. Я ему сказал: если ты возьмешься за это, я буду у тебя выступать. Я позвонил Кенни (Kenny Passarelli – продюсер Отиса, бас-гитарист и клавишник, в действительности уговоривший Тэйлора вновь петь. Он работал с Элтоном Джоном, Джо Волшем, Стивеном Стиллсом и др., а в 70-е участвовал в группе Отиса Тэйлора. – ред.) и Эдди (Eddie Taylor – лид-гитарист Тэйлора до 2003 года). Мы собрались, сыграли, прозвучало это по-настоящему хорошо. Вот так и вышло, я вернулся к музыке».

     Отис Тэйлор о музыке, которая на него НЕ повлияла.
      «Много ли я слушаю музыку в жизни? Нет. Главным образом я слушаю разговорное радио. Мне никогда не было интересно слишком уж вслушиваться в работу других, потому что через неделю ты начнешь звучать так же, как они. Не хочу попадаться на эту удочку. Знаете, у меня ведь никогда не было и проигрывателя, пока я не выпустил первую пластинку».

     На вопрос, как он относится к тому, что люди называют его музыку угнетающей, Тэйлор сказал так:
      «Я полагаю, это…чудесно. А что, блюз обязан быть счастливым? Мне не нужно исполнять ничего мрачного? Так что ж, и блюз больше не таков как надо? Нет, это очаровательно (что я пою мрачно)».

&7L&

АК 25.11.04

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Новый диск Лопеза - это то, что надо любителям блюз-рока по ту и эту сторону Атлантики. Звук увесист, сочен, и диск, что называется, "качает", свидетельствует известный сетевой обозреватель Роман "The Metal Traveler" Химич

Марция Болл посвятила свою новую работу музыкантам Аллену Туссену, «Толстяку» Домино и Баквит Зайдеко. Их влияние присутствует практически на всех записях

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы