Тексты

Алексей Калачёв о блюзе в 2004 - итоги.

Сразу сделаю две оговорки. Заметки эти сугубо субъективные, несколько беспорядочные и мало касаются клубного блюза в России. Они посвящены в первую очередь мировому блюзу и его альбомам. Извините уж за глобальность.

&3L&

Главным блюзменом планеты в прошедшем году оказался Эрик Клэптон. А B. B. King? Оба гиганта в концертном отношении были на одинаковой высоте. Кинг даже заглянул к нам, что, без сомнения, чудесно. Однако в активе Эрика два (!) альбома, два (!) DVD, роскошный фестиваль в Техасе, медаль на грудь в Букингемском дворце и прочее. Словом, Клэптон немножко обошел старика Кинга в номинации «рекордсмен года». Предвкушаю, что в год его 80-летия желтая майка лидера вернется к моему любимцу.

Прошедшие 12 месяцев, увы, не обошлись без потерь, в том числе и тяжелых. Под последними я подразумеваю, конечно, Рэя Чарльза. Сайт испещрен текстами по поводу посмертного триумфа Рэя, не буду повторяться. Печально мне было прочитать в самый канун Рождества сообщение о смерти Сана Силза. Этот год стал последним в жизни великолепного саксофониста и под старость лет поборника здорового образа жизни Эй Си Рида, а также «старейшего подростка планеты» и главы музыкального луизианского клана Рафула Нила. Мир праху их.
&4L&

По всему миру поклонники блюза ждут от очередного года открытий – новых имен, новых музыкантов, обязанных придать блюзу импульс, новую живинку, свежесть и новизну. По-моему, в этом смысле 2004 оказался пустым.
Я надеялся на возродившегося Кенни Вэйн Шепперда, на Джо Бонамассу и Джонни Лэнга. Что же мы получили от них? Джо сделал совсем неплохой диск, однако пятерку я бы ему ставить поостерегся. Два оставшихся «молодых волка» и вовсе кроме досады и скуки ничего не принесли. Большие ставки делались на Алберта Каммингса… я разочарован его новейшим диском.

Хорошего же было ГОРАЗДО больше, чем унылого. И это хорошее пришло вовсе не от новичков, а именно от ветеранов, от некоторых из которых, признаться, я не ожидал такой свежести и адреналина. Мои благодарность и похвалы адресуются прежде всего тройке Чарльз Мазелвайт, Джей Джей Кейл, Доктор Джон. По-моему, лучшие пластинки в этом году сделали именно они. Аэросмит – само собой молодчины, что бы про них там не говорили во всяких критических статьях. Чудесный, свирепый «Honkin’ on Bobo».

&5L&

Год получился исключительно продуктивным на хорошие пластинки! Поэтому мы на BluesNews решили составить расширенный чарт лучших альбомов года – слишком много хороших пластинок, жалко чем-то жертвовать, тем более, что на этот раз нам писали гораздо активнее. Смотрите раздел «Лучшее».

Здесь я соприкасаюсь с самой приятной для себя темой – темой веб-журнала BluesNews.ru Он появился в сети 13 февраля и уже играет заметную роль в популяризации блюза. Рождение первого web-журнала о блюзе на русском языке, по-моему, достойно места среди событий года.
Я горд тем, что сегодня еженедельно на сайт заходит порядка 700 посетителей. Вступив со многими в заинтересованную переписку, я убедился, что мы на правильном пути. На сайт не просто заглядывают и уходят, а приходят и остаются. Его читают, к нему обращаются за НОВОСТЯМИ, по нему ориентируются в новинках, на него ссылаются радиостанции. За неполный год я получил благодаря нашему веб-журналу около 200 E-mail-писем. Это хорошая, содержательная переписка – вопросы, советы, впечатления.
Вы заметили, что, касаясь сайта, я пишу «мы». Дело не в мании величия, а в том, что я уже не единственный автор BluesNews. Андрей Струков, Алексей Дорохов, Алексей Соколов, Илья Верховский, Серёжа Мартынов и целый ряд талантливых авторов составили круг авторов, который, уверен, будет расширяться. Самым значительным личным и профессиональным контактом года я назову появление среди моих коллег по блюзу и товарищей Олега Павлова, обозревателя DVD.

Раз уж я об этом заговорил, отмечу и грустный, хотя и вполне традиционный уже итог очередного года. Журналистика о блюзе по-прежнему существует только на радио. Ни в бумажных изданиях, ни в Рунете я ее не вижу. Разрозненные, мало компетентные отклики на диски или выступления трудно считать серьёзной работой. Может быть, сайт, на котором вы находитесь сейчас, можно полагать началом этой журналистики? Хотел бы надеяться.

С великим извинением повторюсь: не мое дело обобщать информацию о состоянии отечественного блюза. Скажу лишь, что в 49 из 150 имейлов с чартами лучших исполнителей минувшего года упоминались чаще всего следующие исполнители – певец Алексей Аграновский, харпер Саша Братецкий и, конечно, группа Блюз Казнс. «Кузены», Братецкий в блистательном союзе с Володей Кораблиным, кстати, сделали в прошедшем году альбомы, Аграновский собирается сделать это в ближайшем будущем. Так что я, согласный со своими респондентами, считаю ребят «лучшими из лучших» в России, хотя вполне допускаю, что в данном выводе суровой объективности маловато.
Из интервью же, которое я взял у Аграновского для радио «Говорит Москва», - а его мнению я доверяю, – блюзовая сцена, по крайней мере, в Москве, была в прошедшем году на подъеме. Мест, где его исполняют, в Белокаменной стало больше. С другой стороны, меня озадачил факт, почерпнутый из этого же интервью: сегодня в Москве порядка дюжины профессиональных исполнителей блюза. То есть при всем сказанном их стало меньше, что ли, в сравнении, скажем, с 2000 годом? А может быть, просто поднялась планка понятия ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.

&6L&

Би Би Кинг и пивной фестиваль – суперпроисшествия для отечественного блюзмена. Признаюсь, ни на том, ни на другом я не был по более чем уважительным, но не менее досадным от этого причинам. Если относительно Би Би Кинга я откровенно посыпал главу пеплом, то об осенних концертах – почти не жалел. Фестивали, как я наблюдал их в Америке и Европе, - праздники, тесно связанные с понятием комфорт. Успех, в том числе коммерческий, там впрямую зависят от того, насколько организаторы забоятся о публике, о её удобстве. К сожалению, удобство в «пивных фестивалях» сводится лишь к доступности пива. Толчея, грязь, бестолковость, откровенно алкогольный характер мероприятий, отвратительный звук заставляют меня отложить их посещение до тех времен, когда… когда публика морально повзрослеет.

&7L&

Ну, что же, перейдём к следующему пункту. Какой там? Самый приятный – собственно празднование! Веселого вам Нового года, друзья! Не расставайтесь с блюзом, берегите себя, здоровья вам и любви!!!

Ваш АК

"Черный кофе" повторяет формулу самого коммерчески успешного (для обоих!) совместного опуса - диска Don't Explain. Нынешний также как и тот составлен из версий вещей известных и не очень, в основном они из золотого прошлого ритм/блюза

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Инструментальный диск. Разгул американского гитаризма в разных проявлениях, в заметной части альбома – и в блюзовом ключе

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы