Тексты

26th W.C. Handy Awards

&2L&
     Очевидно, что серебряная нотка на подставочке, символ премии Хэнди, досталась в высшей степени достойным леди и джентльменам. Особенно отрадно, что она ушла к Мазелвайту и Хукеру-младшему. Есть надежда, что какой-то процент объективности процедуре голосования прибавило участие обычных слушателей через Интернет. И все же само возникновение вопроса «справидлива ли Хэнди?» оголяет проблему.
     Только неизлечимый наивняк может верить в полную справедливость «художественного» состязания. Там, где судят по научным результатам и по неоспоримой пользе для дела (изобрел, значит, гений, а, значит, получай сюр, получай приз). Тут еще ладно. Когда собирается куча знатоков возвышенного, объективности не жди. У них свои вкусы у каждого, собственные тараканы в голове. Вспомните, скажем, кому давали Нобелевские премии по литературе последнюю пару лет. Услышав имя лауреата, и крепко начитанные-то люди переглядывались: а кто это? В принципе и «Хэнди» такова же.

&3L&

     Прибавьте сюда «национальные особенности подведения итогов». Хотя премия и считается формально «высшей в мире блюза», остается она сугубо американской, предназначенной исключительно американцам и дающейся только американцам. Кстати, клише «высшая в мире блюза» стало журналистским штампом, почерпнутым из документов «Фонда блюза» - учредителя «Хэнди».

     Ну ладно, из битвы за «высшую» в условиях перечисленных особенностей выпадает Эрик Клэптон. Однако как объяснить отсутствие в списках номинантов, скажем, Стиви Рэя Воэна? Не заметить его заслуг в деле популяризации блюза могут только очень предвзятые члены жюри, очень предвзятые. Почему в списки новичков, дебютантов, новых имен не попали в свое время ни Джонни Лэнг, ни Кенни Вэйн Шепперд? Почему «Фонд блюза» и его премия игнорируют миссисипского старика Бёнсайда? И уж совсем необъяснимо невнимание конкурса к «Слепым Мальчикам из Алабамы». Про всеобщего любимца Джона Мэйолла, при всех его гигантских заслугах, ветеранстве, оригинальности – молчу: наверное, для «Хэнди», несмотря на то, что в Штаты он переехал еще в 1968 году, Джон так и будет иностранцем – «дедушкой британского блюза».

     Короче говоря, вопросов к тому, кто получил (и получал в прошлом) у нас нет. Вопрос есть относительно того, что в «Хэнди» не попадает.
     Проще всего отделаться таким объяснением: в жюри сидят аксакалы, представляющие страну, породившую блюз, и им лучше видно. Хотя имена этих золотых людей неизвестны широкой публике, нет повода сомневаться в сказанном. И все же будь они хоть боги – все одно, люди субъективны. Это неизбежное зло любого жюри.

     Чтобы понять, вероятно, главную причину причуд «премии Хэнди», необходимо заглянуть за кулисы. Простым людям этого не говорят, но любой музыкальный конкурс – масштабная рекламная акция. Это не только праздник, а еще, и, может быть, прежде всего – бизнес-мероприятие. Следовательно, тут сталкиваются интересы денежных людей, а точнее, так называемых независимых звукозаписывающих компаний, дистрибьюторских сетей, концертных агентств. Они остро заинтересованы в том, чтобы именно их артисты попали в число номинантов и лауреатов.
     Крупнейшая пластиночная компания современного блюза – «Аллигатор». Она с гордостью отрапортовала, что восемь артистов, находящихся у нее на контракте, получили на этот раз 11 «премий Хэнди»! С одной стороны, это говорит о том, что «Аллигатор» по-прежнему подписывает контракты с наиболее сильными исполнителями, ведет дела наиболее доходных в Америке музыкантов. С другой стороны, известно из неофициальных источников, что «Аллигатор» остается одним из главных спонсоров и промоутеров «Фонда блюза». Владелец «Аллигатора», мультимиллионер Брюс Инглэйер (на фото) – одна из ключевых фигур в блюзовом бизнесе (этакий Игорь Крутой от американского блюза), способный оказывать влияние.

&4L&

     Не будем погружаться в то, как это делается в шоу-бизнесе. Механизм принципиально везде один – связи, деньги, деловые контакты в государственных сферах разных уровней и т.д. Не нужно питать иллюзий относительно бизнеса под названием «блюз», а «Хэнди» - лишь его часть. Заметим, что компания «Аллигатор» лишь частный пример в этой игре, но самый яркий.

     Невозможно не заметить: год за годом в списках номинантов мы видим массу кочующих из года в год одних и тех же имен. Так вот, с учетом сказанного проясняется, почему за рамками конкурса остается немало талантливых музыкантов, работающих с маленькими компаниями звукозаписи, не имеющих возможности для массированной рекламы, раскрутки своих подопечных.
     По грустной иронии, именно они зачастую чрезвычайно популярны у русского слушателя, что не всегда можно сказать об артистах того же «Аллигатора», «Слепой Свиньи» и др.
     Справедливости ради нужно еще раз подчеркнуть, что качество музыкантов в Америке оценивается по их востребованности в концертном кругу, прежде всего - на доходных фестивалях, проходящих в Штатах в вакационный период. И с этой точки зрения список «премии Хэнди» трудно в чем-либо упрекнуть. Он просто не совпадает с альбомами артистов, пользующихся максимальным спросом у нас.

     Но как же все-таки быть со Стиви Рэем и «Слепыми Мальчиками»? Возможно, в принципы жюри не входит отмечать нотной статуэткой обласканных уже другими премиями, допустим, «Грэмми». Тогда почему седьмой раз подряд в этом году лауреатом в главной номинации сделали Би Би Кинга?
     В череде вопросов и сомнений хочется сделать комплимент номинации «Лучший новый артист». В нее в данном случае, на 26-ой раз, попали, без сомнения, очень интересные исполнители. Любопытно будет проследить за их дальнейшей судьбой, особенно за последующей эволюцией Джона Ли Хукера-младшего и волшебного певца Майкла Пауэрса. Кстати, чтобы попасть на почетное ристалище, и тому, и другому пришлось переступить 50-летний рубеж – зелеными мальчиками их трудно назвать…

&5L&
     Мэвис Стэпплз победила в четырех позициях – «Лучший альбом, «Песня», «Соул-блюзовый альбом», «Соул-блюзовый артист». Восхитительная певица предоставила, между тем, на суд экспертов и публики альбом музыки госпел! Таким образом, формально все четыре «нотки» чуть-чуть не по адресу. Но это формально (см. «национальные особенности подведения блюзовых итогов»). К тому же Мэвис, к слову, обладательница кучи других премий, включая и «Грэмми», осыпали почестями в виде «Хэнди» именно тогда, когда она стала партнером «Аллигейтор Рекордз». У нас ставшая причиной такого триумфа пластинка ”Have a Little Faith” и не продавалась – российские музыкальные магазины избегают предлагать покупателю диски такой стилистики. Не покупают.
     В номинации «Блюзовая группа года» победили братья Холмс. «Де Холмс Бразерз», для справки, никогда не исполняли блюз! Не делали они этого и на своей последней пластинке. Коллектив остается одним из самых блистательных интерпретаторов соул и госпел в очень необычном формате. Говорят, что их клубные выступления – просто фантастика. И все же – почему среди шести номинантов пяти блюзовым командам жюри предпочло команду, принципиально специализирующуюся на другом жанре? А вы уточните, какая компания выпустила диск «Простые истины».

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

В “Shine Bright” вы найдёте блюз, буги, баллады, зайдеко и ещё много мелодических «солнечных зайчиков» прочей американы . Держите пластинку при себе на случай, если вам потребуется подзарядиться позитивом

На памяти авторов BN столь парадоксальное присутствие наблюдается впервые за многие годы. Поистине загадочное явление: изданная на 4 cd во Франции в 2010 (по лицензии) коллекция находится среди бестселлеров США!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы