Тексты

The Blues Is Dead

&2L& Коротко статья в Ревю под названием “Fifteen In Fifteen” сводится к следующему. Речь не идет, конечно, о коммерческом капуте блюза, хотя пластинки с ним, мягко выражаясь, редкий гость в хит-парадах. Глядя на количество выпускаемых регулярно новых пластинок, тоже не скажешь, что дело табак. В Блюз Ревю они ежедневно вагонами приходят. Проблема в том, что блюз – мертвый жанр примерно в том же смысле, в каком латинский является «мертвым» языком. То есть это канонически затвердевшая, как янтарь или кокс субстанция, которую без устали перерабатывают или обрамляют бесконечные неофиты. Так что огонь-то вроде пылает, и красота пребывает вечной, но нового в ней – ноль. Никакой эволюции. Вот такой взгляд на предмет.
Кстати, точка зрения, имеющая полное право на существование.

Блюзовое Ревю не совсем с ней согласно. По мнению редакции, у жанра имеется потенциал для новаций, экспериментов и, в итоге – право идти в ногу со временем. В конце концов, вся история блюза – это увлекательная сага о движении и о многообразии в рамках глубокой традиции. Сан Хаус или Бака Вайт стали играть на металлических гитарах и привнесли новое звучание в уже тогда достаточно развитый жанр. По сравнению с ними Мадди Вотерс, включивший всю эту миссисипскую музыку через усилители, выглядит отпетым революционером. Даже Стиви Рэй Воэн – лишь напряги мы чуть-чуть извилины и фантазию! – тоже по-своему освежил жанр, доведя звук традиционных техасских шаффлов до громоподобных кондиций. В общем, есть о чем поспорить, господа.

Далее Ревю в доказательство того, что «все течет, все меняется» приводит список 15-ти альбомов, созданных с 1990 по 2005 гг., которые, по мнению издания, и есть доказательство. Дескать, вот экспериментируют ведь люди, раздвигают горизонты; может, что-то у них не получилось, однако отчаянных людей, способных кроить и перекраивать, корежить и ставить эксперименты, в блюзе хватает. Вот вам список этих альбомов, а потом продолжим.
1. Robert Ward “Fear No Evil” 1990
2. Michael Hill’s Blues mob “Bloodlines” 1994
3. Ali Farka Toure with Ry Cooder “Talking Timbuktu” 1994
4. Johnny Moeller and Paul Size “Return Of The Funky Worm” 1996
5. R.L. Burnside “Come On In” 1998
6. Kelly Joe Phelps “Shine Eyed Mister Zen” 1999
7. Mighty Mo Rodgers “Blues Is My Wailin’ Wall” 1999
8. Andy J. Forest “Letter From Hell” 1999
9. Otis Tailor “White African” 2001
10. Rick Holmstrom “Hydraulic Groove” 2002
11. Corey Harris “Downhome Sophisticate” 2002
12. Robert Randolph & The Family Band “Live At The Wetlands” 2002
13. North Mississippi Allstars “Hill Country Rvue” 2004
14. The Black Keys “Rubber Factory” 2004
15. Nathaniel Mayer “I Just Want To Be Held” 2004

Вот такой занятный списочек. Подозреваю, что большинство позиций из него широкому слушателю в России неведомо. А если бы нам и дали послушать образцы этих пластинок, многие бы сильно удивились такому выбору «звуковых улик» существования «живого блюза».

В реальности дело, наверное, выглядит вовсе не интригующим. На своей страничке Блюз Ревю осуществил один из самых банальных, испытанных в журналистике способов слегка спровоцировать читателя. Уверен, что вы не раз сталкивались, если хоть сколько-нибудь интересуетесь музыкой, искусством, политологией или философией с поводами-заголовками типа «Традиционный театр умер», «Гибель философии в 20-м веке», «Европейская цивилизация обречена» или колоритное «История – смердящий труп». Ряд подобных апокалиптических утверждений бесконечен, как и неизбывен зуд журналиста, старающегося притянуть к себе внимание читателя.

Тема «Блюз умер» возможно, увлекательна для узкой группы сектантов-эстетов, увлеченных схоластическими сюжетами. Ведь в принципе можно обсуждать любой сюжет, пусть самый абсурдный, например, что ноль – это вовсе не ноль, а квадрат, что русский и американский народы – братья, что плохое – это хорошее. Искусство демагогии, высасывания из пальца, создания бурь в стакане достигло высот подлинного искусства.

Приведенный список никак не доказывает (хотя, впрочем, и не опровергает) способность блюза подбрасывать буквально каждый год пикантные, подчас не понимаемые большинством сигналы самой продвинутой креативности и поиска. Так вот, список 15-ти я не буру всерьез не потому, что он смехотворен в смысле содержания пластинок и поразительной ограниченности в этой теме авторов де-факто рекламного журнала. Просто, по моему глубокому убеждению, свидетельство живучести блюза – он сам. Когда я говорю «он сам», я выискиваю не эксперименты, сдвиги, мутации и извращения на основе тех самых «кокса и янтаря». Положа руку на сердце, нужно сказать, что процентов 80 выходящих блюзовых дисков – абсолютно безликие перепевки, заигранные до полусмерти ходы и свидетельства полного отсутствия музыкальной оригинальности исполнителей. Я имею в виду те три-четыре альбома из сотен и сотен выходящих за год, убийственно доказывающие, что блюз – одна из самых свободных, эмоциональных, свежих и таинственно притягательных форм музыкальной фантазии.

Если тема вас заинтересовала, уважаемый читатель, давайте условимся поделиться своими аргументами в пользу утверждения The Blues Is Not Dead. Если будет не лень, пульните через «КОНТАКТ» пару-тройку дисков, которые вы считаете таким доказательством. А я через несколько дней опубликую в этой же рубрике свой список – «Альбомы, которые держат блюз на плаву последние 15 лет».
АК 28.05.05

"Черный кофе" повторяет формулу самого коммерчески успешного (для обоих!) совместного опуса - диска Don't Explain. Нынешний также как и тот составлен из версий вещей известных и не очень, в основном они из золотого прошлого ритм/блюза

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Инструментальный диск. Разгул американского гитаризма в разных проявлениях, в заметной части альбома – и в блюзовом ключе

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы