Тексты

Mahalia Jackson. Часть 2.

&2L&

   Мэхэлиа развелась с Хокенхаллом в 1941-м году. Хокенхалл со временем ушел из шоу-бизнеса и стал спортивным функционером.
   Продолжается сотрудничество с Томасом Дорси. С 1937-го по 1946-й год Мэхэлиа – его основной творческий партнер.

   Во второй половине 30-х годов Джексон уже известна по всему Среднему Западу. Кроме музыкальной популярности у неё уже собственный немузыкальный бизнес: с появлением первых серьезных свободных денег, Мэхэлиа как ученица посещает салон красоты Madame C.J.Walker и местный Scott Institute of Beauty Culture, а вскоре открывает свой собственный салон.
   В 1937-м году она подписывает первый серьезный студийный контракт – с Decca, причем она первая госпел-певица в каталоге студии. 21-го мая Мэхэлиа записывает 4 композиции, из которых составлены её дебютный сингл “God Shall Wipe All Tears Away/ My Lord” и следующий за ним “God’s Gonna Separate the Wheat From the Tares/ Keep Me Every Day”.
   Обе пластинки продавались откровенно слабо, но популярность Мэхэлии росла за счет активного гастролирования. Теперь география выступлений расширилась значительно – она пела в Баффало, родном Нью-Орлеане, Бирмингеме. Прихожане восхищались не только её мощным голосом, но и раскованной, иногда вызывающей по церковным канонам манерой поведения на сцене. По воспоминаниям очевидцев, временами это напоминало не госпел, а «нечто фривольно-блюзовое».
   Из-за плохих продаж двух первых пластинок Decca не пригласила Мэхэлию для записи следующих. Потом истек срок контракта, потом вступил в силу запрет на записи и выпуск пластинок (действовавший до 1944-го года), и Мэхэлиа выпустила следующие пластинки уже как контрагент Apollo Records.

&3L&

   Вновь, как и 15 лет назад, её сотрудничество со студией вначале не заладилось: два сингла, записанные 3-го октября 1946-го года “I’m Going to Wait Until My Change Comes” и “I Want to Rest” продавались средненько, и руководство студии возражало против продления контракта. Но почти через год, 12 сентября 1947-го года, под руководством продюсера Арта Фримена (Art Freeman) Мэхэлиа записала композицию, которая всё «расставила по местам».
   Фримен предложил для записи “Move On Up A Little Higher” Герберта Брюстера (W.Herbert Brewster), баптистского проповедника из Мемфиса.
   Впервые в жизни Мэхэлии работа в студии потребовала значительных усилий. Несколько репетиционных часов плюс несколько вариантов большой, двухчастевой песни.
   Результат стоил тех усилий. Вышедший в начале 1948 года сингл стал самой продаваемой пластинкой в истории госпел! В течение всего 48-го года студия вынуждена была вновь и вновь допечатывать тираж, в буквальном смысле не успевая за всеамериканским спросом. Точный тираж этого сингла до сих пор неизвестен. Разные источники указывают от 1-го до 2-х миллионов копий; но называют и цифру 8 (!) миллионов экземпляров, например, журнал EBONY в апреле 1972-го года.

   В конце 40-х годов Мэхэлиа – всеми признанная «Королева Госпел-музыки». Её выбрали официальной солисткой National Baptist Convention.
   Мэхэлиа сотрудничает с известными чикагскими композиторами, например, с Кеннетом Моррисом (Kenneth Morris). Apollo’вский сингл c песнями Морриса “I Can Put Trust In Jesus/Let the Power of the Holy Ghost Fall on Me”, вышедший в ноябре 49-го, стал очередным миллионселлером для Мэхэлии, а французская его перепечатка отмечена French Gran Pix du Disque.

   Джексон становится общенациональной звездой. Гастроли расписаны на год вперед, она даже не записалась ни разу в течение триумфального для нее 1948-го года. Хотя в 1948-м и начале 1949-го года вышло пять новых синглов, это были записи, нарезанные на той самой сентябрьской 47-го года сессии и еще одной – в декабре 47-го.
   В 1950-м году она становится регулярным гостем знаменитого чикагского тележурналиста Studs’а Terkel’а, чьи популярные телешоу смотрит «всё Чикаго и его окрестности».

&4L&

   Мэхэлиа становится одной из культовых фигур американской музыкальной культуры. Ведущие музыкальные журналисты отмечают её успехи и оригинальный стиль исполнения, патриархи джазовой журналистики обнаруживают сходство Мэхэлии Джексон с другой легендарной певицей – Bessie Smith. Огромное количество статей, рецензий, обзоров.
   Джэксон уже популярна в Европе. Завоевание Старого Света началось с Франции. Французский журналист, историк джаза и радиоведущий Hugh Panassie в своем еженедельном шоу на национальном радио ORTF регулярно запускал записи Джексон. Его программу слушала не только Франция, но и Великобритания, и Германия, и даже некоторые страны Восточной Европы. Потом последовал тот самый французский тираж “I Can Put Trust In Jesus” с наградой French Gran Pix du Disque – и вот уже французская и европейская публика готова к встрече с Мэхэлией.
   Гастроли 1952-го года отмечены целым перечнем рекордов посещаемости. Попутно вся Европа выпускает синглы Джексон, и эти пластинки тоже бьют все музыкальные рекорды. Например, в Норвегии сингл “Silent Night” стал одним из самых продаваемых за всю историю звукозаписи в этой стране.

   А что происходило в это время с госпел-музыкой вообще?
   Благодаря, в том числе, и успехам Мэхэлии Джексон, госпел-музыка стремительно развивалась. 40-50-е годы считаются «золотыми годами» госпела. Из церкви госпел вышел на эстраду, где его исполняют, в первую очередь, компактные коллективы – квартеты, квинтеты, секстеты. Dixie Hummingbirds, Pilgrim Travelers, Five Blind Boys of Mississippi представляют поклонникам госпела произведения новых композиторов, активно модифицируют стилистику госпела, развивают импровизационные возможности солистов, экспериментируют с бэк-вокалом. Появляется несколько сольных звезд, в том числе несколько женщин - Bessie Griffin, Clara Ward, Roberta Martin.
   Уже давно функционируют несколько publishing companies, ориентированных на госпел. Более 10 лет Национальная Конвенция Госпел-хоров и Вокальных Групп поддерживает, учит, воспитывает молодых музыкантов, певцов и композиторов госпела. Немного осталось до официального оформления Gospel Music Association, а в 1971-м будет создан свой собственный зал славы – Gospel Music Hall of Fame, одной из первых избранниц которого станет как раз Мэхэлиа Джексон…

   С 1950-го по 1954-й Мэхэлиа стабильно записывается. Три сессии в 50-м году, одна – в 51-м, одна – в 52-м, три – в 53-м и две – в 54-м году. Каждая сессия дает материал для двух-трех синглов, которые продаются высокими тиражами.
   В 1950-м Мэхэлиа впервые выступает в нью-йоркском Карнеги-Холле. Она шутила в привычной для себя манере: «Ребята, не забывайте, что мы в Карнеги-Холле. Ведите себя прилично, а то нас всех выставят отсюда».

   Мэхэлиа не забывает о бизнесе. Попутно с процветающим салоном красоты Мэхэлиа теперь владелица крупного цветочного магазина в Чикаго.
&5L&

   В 1954-м Мэхэлиа расторгает контракт с Apollo. На этой студии она записал более 100 песен, выпустила свои триумфальные синглы. Можно сказать, что эта студия сделала серьезный вклад в формирование звездного статуса Джексон. Но, как выяснилось, Apollo постоянно обманывала Мэхэлию с авторскими отчислениями. Когда этот факт был подтвержден, Мэхэлиа пришла в ярость, и о продолжении отношений с Apollo не могло быть и речи.
   Несколько студий выдвинули предложения, и Мэхэлиа стала партнёром Columbia Records, как оказалось - на 13 последующих лет. Её постоянные студийные аккомпаниаторы Mildred Falls (фортепьяно) и Ralph Jones (орган) тоже переходят на Columbia.

   Первый же сингл Columbia “The Treasures With Love/A Rusty Old Halo” четко обозначил стиль, которого будут придерживаться Мэхэлиа и студия в течение всех следующих лет: безупречные аранжировки, мощная бэк-группа (состоящая из белых, к слову), струнные.
   Одно из существенных преимуществ Columbia Records – огромная дистрибьютерская сеть, которая теперь работала и на Мэхэлию.
   К началу 1954-го года популярность Мэхэлии Джексон достигает высот заоблачных. Она получает беспрецедентное приглашение от CBS (Columbia Broadcasting System) крупнейшей теле- и радиовещательной компании США – вести еженедельное национальное радио-шоу, посвященное исключительно госпелу.

            (продолжение следует)

"Черный кофе" повторяет формулу самого коммерчески успешного (для обоих!) совместного опуса - диска Don't Explain. Нынешний также как и тот составлен из версий вещей известных и не очень, в основном они из золотого прошлого ритм/блюза

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Инструментальный диск. Разгул американского гитаризма в разных проявлениях, в заметной части альбома – и в блюзовом ключе

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы