Тексты

Умер ли блюз? Окончание

&2L&
   У меня вначале не было сомнений в том, что почта придет жизнеутверждающая – своеобразная отповедь скептикам и меланхоликам. Однако я жестоко ошибся. Первое же письмо из Таганрога от Сергея было совершенно обратного свойства.
    «А чё там обсуждать?!!! Я, например, бросил слушать этот музыкальный труп лет двадцать назад. Ничего нового с тех пор, как Эрик Клэптон и Элвин Ли сыграли, не придумано. Всяких там Хукеров и Би Би Кингов я всерьез не воспринимаю, они и играть-то не могут. Так что и не парьтесь, переходите на этнику и кельтов».
   Вот так вот, прямо последний гвоздь в крышку гроба забил наш Сергей. Жаль его, конечно, немного, поскольку современный блюз на компакт-дисках начинался как раз тогда, когда он бросил его слушать. Зачем, интересно, он тогда на сайт-то заглядывает?

   Другое письмо немножечко смягчило ощущение от прямого хука в челюсть. Оно от Жанны, которая сетует, что в нашем веб-журнале отсутствует форум. Вот там бы и можно было скрестить шпаги на тему. Почему нет форума – другая тема, о ней потом. Так вот, Жанна - совсем юное создание, ей не больше 17 лет, поскольку она еще не закончила школу. Суждение ее вполне резонно.
    «… У нас в Питере блюза достаточно – клубы и все такое. Я хочу сказать, что только сейчас прикололась по блюзу. Случайно услышала, и теперь вот делаю подборочку себе на МР-3. Говорят, что блюзу уже лет тыща. Я не поняла, как он может умереть, если он уже столько просуществовал, а у него все равно появляются новые слушатели. Типа меня. Единомышленников, я, правда, пока не встречала, все вокруг слушают «фабрики», попсищу, металльчик… А мне нравится Стиви Рэй Воэн…»
   Вот в чем суть: все время в любом новом поколении находится какой-то процент людей, которым почему-то этот «старый добрый блюз» нравится. Рассмейтесь в лицо тому, кто будет вам рассказывать бодягу о том, что в России есть у людей предрасположенность к блюзу – что русские типа любят ритм, или что эта музыка печальная, а мы любим погрустить. Некоторые находят даже объяснение в том, у негров и у русских жизнь была тяжелая. На этой почве блюз их объединяет… Нет никакого объяснения этому. Просто всегда находятся новые поклонники. Именно поэтому никогда он дух не испустит. Ладно, что у нас там следующее?

   Вот интересное мнение, к слову сказать, я его в чем-то разделяю. Письмо подписано «Костя».
    «Вообще не пойму, что тут обсуждать! В России слушание блюза – аномалия. Он здесь и не жив, и не мертв. Его здесь, в общем-то, нету. Вот вам простая арифметика. Приезжал в прошлом году Би Би Кинг, выступал в Кремле. Насколько я знаю, в Кремле 5 тысяч мест в зале. И были свободные места. Сколько в Москве народу? Миллионов 10-15. Так вот в Кремль пришли ВСЕ поклонники блюза. Много это или мало? Да вообще нисколько. Так, группа сектантов».
   А ведь, между прочим, он прав. Узок круг этих самых блюзменов в Москве. Это когда мы собьемся в плотную единодушную группу где-нибудь в клубе или ЦДХ, объединимся, так сказать, в едином порыве – покажется, что мы сила. Погалдим на форуме – почудится, что мы не одиноки, нас вон сколько! В действительности пример, который привел в письме Костя, красноречив. Другое дело, что «свидетельство о смерти» глупо выдавать, исходя из этого принципа. Более того, блюзовое сообщество Москвы, например, по-моему, одно из самых дружных, организованных и сплоченных. Тут налицо все признаки самодостаточности: клубный круг, регулярные фестивали, десятка полтора превосходных профессионалов-исполнителей, несколько радиопередач и популярных сайтов. Просто европейский уровень!

   Очередное письмо нарушает лепоту моего рассуждения и швыряет камень в огород отечественного блюза. Письмо от постоянного читателя нашего веб-журнала Михаила К.
    «Блюз, безусловно, жив. Весной я побывал в Австрии и Англии и убедился, что это так. Удалось мне послушать и Бадди Гая. Вот это настоящий блюз! А то, что по большей части творится в московских клубах… Ну не знаю, может, мне не везет… Ну одни и те же исполнители, одно и то же. Мишурис и еще пара ребят молодцы, а остальное скучно. «Блюз Казнс» невероятно однообразная и унылая группа, если вдуматься. Не пойму, чего все с ума сходят по ним. Короче, если блюз и жив, то он живет не у нас».
   Даже и не знаю, что сказать. Может, нашему респонденту действительно не везло. Возможно, в его словах есть доля истины. Я все-таки более оптимистично смотрю на вещи. Оптимизм мой основан вот на каком простом наблюдении. Все блюзмены делятся на две категории. Первая - музыканты и регулярные посетители клубов, слушающие местных музыкантов. Вторая – коллекционеры, покупатели пластинок. Вторая группа несравнимо больше (сравните количество посетителей клубов и число проданных в России пластинок). Поэтому в споре на заданную тему весомо звучит голос из Владимирской области. Вот что пишет Александр.
    «Поднятая тема мне вообще непонятна. Блюз в Россию еще толком и не приходил. Я, например, его услышал в 32 года случайно по радио – в вашей передаче, Алексей. Ничего подобного раньше я не слыхал. Уверен, что то же самое могли бы сказать миллионы людей. Проблема в том, что простому человеку просто негде познакомиться с блюзом. Его не передают в эфире, не показывают клипы по ТВ, не пластинок. После программы я был во Владимире по делам, пытался достать что-то из услышанного в вашей передаче. Продавцы в магазине только репу чесали и предложили мне Джо Кокера и Джо Дассена! Представляете? Так что, может быть, в Америке или где-нибудь еще кто-то серьезно думает, что блюз умирает. У нас же он еще не родился даже».


&3L&

   Может быть, насчет миллионов потенциальных блюзменов Александр немножечко преувеличил, но в целом он прав. Суть: теле- и радиоэфиры тотально монополизированы сами знаете чем. Блюзу протиснуться туда нет ни малейшей надежды. По законам же жанра под названием «реклама», если лишь раз в день показывать по телевизору клип, это увеличивает аудиторию исполнителя на десятки тысяч поклонников! Азбука рекламы… По ОРТ, как я слышал, прошел то ли сюжет, то ли еще что-то о 14-летнем блюзовом гитаристе Эрике Стекле. Это моментально вызвало бурный обмен мнениями на форуме популярного сайта, а торговлю в Москве завалили вопросами, где можно купить диск этого пока в общем-то ничего особенного собой не представляющего подростка. Драма «не родившегося» пока в масштабах России блюза в том, что он не имеет выхода на широкую аудиторию. В масштабах пресытившейся всяко-разно Москвы, конечно, ситуация несколько иная, а вот в провинции – тишина.

   Напомню, что мы просили прислать вас свои списки пластинок, которые подтверждали бы факт живучести блюза, и некоторые это добросовестно сделали. Списки альбомов очень индивидуальны. Поэтому вывести какой-то усредненный массив или набор альбомов не представляется возможным. Их, по мнению нашей аудитории, десятки и десятки. Вот e-mail нашего постоянного респондента Евгения.
    «Аргументов в пользу утверждения The Blues Is Not Dead предостаточно. Подтверждением тому могут служить проводимые, в том числе и у нас, блюзовые фестивали. Их участники и исполнители поддерживают различные направления и традиции современного блюза, они известны. Кроме уже достаточно известных исполнителей, например: Joe Bonamassa “Had to Cry Today” 2004, E. Clapton “Me and Mr. Johnson” 2004, John Lee Hooker “Face to Face” 2003, Lucky Peterson “Black Midnight Sun” 2003 и многих- многих других, я бы включил и Julian Sas (2003, 2005 гг.), Little Charlie & the Nightcats (2004). Список можно продолжать, но только все в ”плюс” блюзу».

   Спасибо Евгению, а также всем, кто не поленился настукать на клавиатуре отклики, иногда весьма эмоциональные и объемные. Должен заметить, копья мы ломали не совсем по тому поводу, который был обозначен в «Блюз Ревю». Там-то вопрос ставился по-другому: способен ли блюз развиваться или он – застывшая, как бы мертвая форма. Но разговор состоялся действительно занятный. Завершу я его небольшим посланием от Михаила. Оно мне очень симпатично, и к тому же лишний раз свидетельствует – блюз вездесущ. Пути его неисповедимы, ему предстоит у нас еще много освоить.

День добрый, Алексей!
Очередной раз огромное спасибо за качественную информацию.
Ещё хочу поделиться впечатлением от маленькой
истории, которая произошла со мной в отпуске.
Отдыхал я под Сочи.
Как-то раз поехал на экскурсию на Красную Поляну.
И вот высоко и далеко в горах остановились
мы перекусить, пивка попить…
И тут у входа в кафе я увидел старинные, большого размера колонки.
Подумал про себя - что же за музыка может играть из такого.
И, о чудо!
Я не поверил своим ушам - заиграл Джон Ли Хукер.
И играл ещё после того, как мы вышли из кафе.
А это дело у нас заняло минут пятьдесят.
И всё это, боюсь повториться, высоко и далеко в горах Кавказа.
Blues forever !

           11 июля АК

Звучание альбома сильно отличается от прошлых работ Аны. Современный поп-саунд, фанк и соул, мягкий звук. Похоже, пластинка с прогибом под вкусы успешных и консервативных покупателей среднего класса, прежде всего, дам, выросших на "уроках" сериала "Секс в большом городе". Продюсером диска выступил знаменитый Кеб Мо, знающий как угодить подобной публике 

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Сильный диск. Ему явно пытались придать характер жёсткого soul-rock, и оно удалось. Этот тренд, кстати, сейчас можно назвать модой – новое поколение тянется почему-то к подобному звуку. Странно было бы не включить в диск «старые любови» Даны типа кантри и акустического фолка, однако пара песен не меняет общей картины. Огонь, много агрессивной меди и превосходный голос. Зачёт-зачёт!   

Абсолютный рок/блюз-шаффл и тяжёлый boogie-рок. Супер!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы