Темы

Chris Rea “Blue Guitars”

&2L&(mp3 3M , 2.5M , 2.1M , 3.3M , 3.3M , 2.4M , 2.9M , 5.6M , 4.1M , 1.9M )
   Тема “Blue Guitars” и его автора гораздо драматичней и существенней, чем просто история бокс-сета и выдающегося поп-исполнителя, продавшего более 30 миллионов дисков за четверть века. Это тяжелая и в то же время романтическая повесть о появления в блюзе нового мощного игрока, играющего, как говорят американцы, в собственной лиге, т.е. он выработал индивидуальный вид этого самого блюза. Приход Ри принесёт жанру крупные дивиденды.
   В истории этой замешаны смерть, озарение и вера. Напомню.

   Летом 2001 года 50-летний Ри умирал. Врачи не скрывали, что шансы пациента выжить после операции - один к трем. Крису удалили поджелудочную железу, двенадцатиперстную кишку и половину желудка. Операция длилась 14 часов. Под воздействием болеутоляющих ему явился легендарный блюзовый певец Блайнд Уилли Джонсон. Позже в интервью британской газете ”Guardian” Ри признался, что не столько боялся смерти, сколько ужасно расстроился, поняв, что так и не записал свой блюзовый диск. Выкарабкавшись, такой альбом он сделал в 2002 - ”Dancing Down The Stony Road” (или его сокращенная версия ”Stony Road” с урезанным количеством треков).
   Диск прошел у нас почти незамеченным. То, что на него не обратили внимание «широкие массы», не удивительно – там нет песни-хита, песни для радио. То, что его проигнорировали блюзовые слушатели – следствие снобизма.

&3L&

   Сегодня Крис Ри – очень нездоровый человек: к описанному добавьте его диабет, лечение у онколога, а общий анамнез всех бед берёт начало в 1994, с серьёзной операции на прямой кишке. Крис настолько больной, что в 2006 году поедет с гастролями по миру в последний раз. После этого певец перестанет выступать под своим именем и сделается частью трио The Fire Flies и посвятит себя «музыкальным корням». Обо всем этом вы можете и сами прочитать на его сайте www.chrisrea.com

   Ну, довольно о грустном, обратимся к “Blue Guitars”. Что вполне понятно, я не успел одолеть всю массу музыки и сопутствующего арта сразу - не буду гнать лошадей. Впечатления стану выкладывать постепенно.

&4R&

   Подготовка и выпуск художественного альбома с 11 полноценными дисками (+ DVD) в течение года с небольшим не может иметь рационального объяснения. «Написать пять песен за неделю - для меня обычное дело. Отбор материала для очередного альбома обычно превращается в самую настоящую проблему», - сказал Ри в одном из интервью. Ладно, в высшей степени продуктивный автор. И всё-таки. 137 полнокровных композиций. Законченная песня за 3 дня?! Работа ежедневно, без выходных, целый год? Значительное число треков потребовало и своеобразной исследовательской работы, сбора информации. Есть чему удивиться, да?

   Материал бокс-сета можно условно разделить на три группы:

   1) американский блюз в интерпретации Ри;
   2) «блюз в стиле Ри»;
   3) музыка в исполнении Ри, которую он по своим резонам причислил к блюзу

   Сегодня остановимся на категории №1. К ней можно отнести лишь три из 11 дисков – «COUNTRY BLUES» (CD2) и «CHICAGO BLUES» (CD6), а также с серьёзной натяжкой - «LOUISIANA AND NEW ORLEANS» (CD3). На последнем скорее собирательный звуковой образ - не обязательно блюз, - который Ри удалось в меру своих возможностей приблизить к аутентичной музыке тех сказочных мест.

&5L&
   Даже если бы Крис ограничился этими тремя пластинками (на многих CD звук искусственно «состарен» вписанным в хайтек-саунд скрипом иглы по винилу), он бы сделал в блюзе заметное дело (во включенном в полиграфический альбом интервью музыкант – то ли в шутку, то ли всерьёз – обронил о первоначальных планах на 50 штук!). Вопреки скептическим прогнозам они представляют собой полноценные, почти часовые альбомы, куда в той или иной степени добавлены «просто песни Ри». Материал утоляет жажду истосковавшихся по хорошему, оригинальному голосу в традиционном материале: несметное число похожих один на другого, бесцветных вокалистов – застарелый дефицит жанра. А ещё в мелодичнейшем сладе.

   Я сказал, что Крису пришлось пуститься в изыскания. Вот фрагмент интервью журналисту Марку Эдвардсу из газеты «Санди Таймс», помещенного в художественный альбом “Blue Guitars”. Он поясняет, о чём речь.

   Сочинение песен во время работы над «Blue Jukebox» очаровало меня: чудесным было, как различные части блюза взаимосвязаны. Я принялся читать как можно больше по этому вопросу. И сейчас это делаю. Если что-то меня интересовало, я выходил, покупал дюжину книг по теме. И чтиво подтвердило уже поведанное музыкой. То, что превратится в итоге в БЛЮЗ, являлось лишь пунктом в эволюции, в процессе продолжительного странствия…
Я просто стал обдумывать свое желание – желание сделать это абсолютно ради идеи. У меня нет обязательств, моя студия не занята. Так что мне делать весь этот год - горевать, что старюсь? Мне хотелось сделать эти 11 альбомов, как мне кажется, также и потому, что с этого нужно было в свое время начинать. Если я попаду под автобус или меня прикончит мой панкреатит, этот проект окажется «тем, что создал Крис Ри».

   Вопрос: Так это ваша альтернативная карьера – карьера, которая у вас должна была бы состояться?
   Ответ: О, без малейшего сомнения.… Моему бедному инженеру нужно показаться психиатру. Он присутствовал при создании 128 песен, ни одной из которых не позволительно было оказаться на тему счастья.
------------------------------------------------------------------------------
   “Blue Guitars” автор создавал как путешествие – путешествие в прошлое, к истокам блюза, в его богатую символику, путешествие с заходом в гости к жанрам, отпочковавшимися от блюза. Все детали “Blue Guitars”, в первую очередь диски, связаны между собой. Чтобы подчеркнуть это, каждый диск Крис снабдил коротким комментарием, связанным по смыслу с предыдущим диском, и соответственно - с предыдущим комментарием. Вот, например, комментарий к «Чикагскому блюзу».

&6L&

В то время как феномен блюза (Rea называет его Afro-Gospel Blues) распространялся на восток и запад от Нового Орлеана и в Дельту, многие музыканты (наиболее значительный из них Мадди Вотерс) поспешили на север. В поисках работы и навстречу новой жизни. Начальный, примитивный блюз (в редакции Rea – country gospel blues) прижился в новых клубах холодными зимами в больших гетто… Пришли новые темы. Выпивка, любовь, реальная жизнь, секс, деньги украсили изначальные тексты деревенского блюза, однако безошибочно узнаваемые ритмы остались, они сделались тяжелее, жестче и безумнее. Все тот же зов и ответ, пришедший из Африки и из церквей. Между гармоникой и гитарой также происходила перекличка, что вносило вклад в эволюцию изначального материала. Ритуальные певцы Африки – гриоты – теперь носили роскошные костюмы и рассказывали в своих песнях истории жизни. Простые мелодии и эксперименты с аккордами, эмоциями, саксофоном и настроением… И вот музыка зазвучала в джазовом ключе?

   АК
    (продолжение следует)

   Бокс-сет “Blue Guitars” предоставлен магазином «Пурпурный легион»

Звучание альбома сильно отличается от прошлых работ Аны. Современный поп-саунд, фанк и соул, мягкий звук. Похоже, пластинка с прогибом под вкусы успешных и консервативных покупателей среднего класса, прежде всего, дам, выросших на "уроках" сериала "Секс в большом городе". Продюсером диска выступил знаменитый Кеб Мо, знающий как угодить подобной публике 

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Сильный диск. Ему явно пытались придать характер жёсткого soul-rock, и оно удалось. Этот тренд, кстати, сейчас можно назвать модой – новое поколение тянется почему-то к подобному звуку. Странно было бы не включить в диск «старые любови» Даны типа кантри и акустического фолка, однако пара песен не меняет общей картины. Огонь, много агрессивной меди и превосходный голос. Зачёт-зачёт!   

Абсолютный рок/блюз-шаффл и тяжёлый boogie-рок. Супер!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы