Темы

Гиг, гиг, еще гиг

&2L&
Как остроумно заметил один мой близкий к шоу-бизнесу приятель, любое начинание в этой сфере переживает три стадии – 1) пара безумцев; 2) секта; 3) мафия. Все эти понятия, конечно, нужно ставить в кавычки.
Думаю, старик Собакин, как я называю приятеля, чертовски прав. Если это так, то, пожалуй, блюз в Москве переживает в своей эволюции стадию секты. Секта – это когда в артистической деятельности еще нет у ее участников настоящего денежного интереса, то есть больших денег в этом начинании не вертится.
Коллеги-журналисты признают, что блюзмены в Москве образцово сплочены – у них есть средства массовой информации (сайты, радиопередачи), места роения, идеологи и даже собственные интриги, способствующие в итоге консолидации. Для «секты» совсем неплохо. Она маленькая, объединена единой страстью к своему искусству и активна.
Как ни забавно, и в ней есть свое расслоение. В верхнем слое, так сказать, «парят» ветераны-профи (Арутюнов, Воронов, Гия, Петрович, Мишурис и прочие). Вах, уважаемые люди! У них свой круг, свой уровень, они присутствовали, как сказал один из видных деятелей этого слоя, при том, «как Хендрикс языком на гитаре играл».
Далее идет «новая волна» - ребята, кучкующиеся вокруг главного центра притяжения блюза в России – сайта Блюз.Ру. Они возникли в 90-е. Возможно, им и будет принадлежать удовольствие перевести блюзовую «секту» в категорию «мафия» в недалеком будущем. В этом будущем у жанра в Москве образуются не сотни, как сейчас, а тысячи слушателей, и занятие нашей музыкой станет прибыльным делом.
И, наконец, третья, очень немногочисленная и гордая группа – «независимые». Насколько я понимаю, они не зависят от первых двух или не зависят от заработков в сфере блюза. Независимы они в таком разрезе по разным причинам. Здесь Леша Аграновский, Коля Садиков, несколько других эстетов и, конечно Леван со своими «Блюзовыми Кузенами». Последний, вообще-то, «играет в собственной лиге».
К чести всех участников блюзового процесса в Москве нужно сказать, что они в принципе не разобщены. Даже наоборот. Все это разумные, симпатичные в подавляющем большинстве люди, понимающие крайнюю ограниченность рынка, где они толкутся, а по этой причине не раскачивающие общую лодку традиционными артистическими дрязгами и амбициями. Хотя естественные ростки этой неминучей болезни вырываются на поверхность то там, то сям.
Вот такое блюзовое сообщество или «секта» - как хотите.

&3L&

Последнее время я радуюсь тому, что наша «секта» развилась до регулярного приглашения заморских гостей. Я подчеркиваю: регулярного. Раньше такое случалось спорадически. Судите сами: вот только что в Москве отыграл милый негр из Чикаго Джеймс Уилер. Хоть и не гений, но крепкий клубный боец. Или странный тип, что приятно – хороший певец, что особенно приятно – с черной кожей – Кит Данн. В сущности, обычный уличный бич, однако, перебравшись в Европу, он приобрел благодаря нехитрому пиару статус «выдающего харпера», какого-то уникума, благодаря тому, что играет и поет а-капелла (на улицах Нью-Йорка или Амстердама такие - не редкость). В марте в Москве в клубах играл легендарный англичанин Клемп Клемпсон и другой, тоже очень славный господин из Туманного Альбиона – Марк Фелтхем, затем «дубликатом бесценного груза» (вест коуст блюза) сюда прибудет со своей гитарой Джуниор Ватсон. За этим калифорнийским харпером воспоследует уже в апреле представитель славного музыкального клана из «Города Ветров» Lurrie Bell, планирующий, как я понимаю, здесь акустические концерты под гитару. Вот такая «пир духа» выпадает только на одну весну у нас в Москве.

«Секте» надоело слушать только самое себя, она желает ощущать себя частью глобального процесса, иметь сегодня и сейчас у себя аутентичных коллег, учителей, кумиров, звезд, сливаться с ними в экстазе совместных джемов! Процесс ускорился.
Сейчас в нашей блюзовой среде активизировались три основных поставщика заграничных гастролеров. Насколько я понимаю, никто из них, участников этой гиговой активности, не имеет серьезного профита и руководствуется в деле ангажемента американских негров и всевозможных скандинавов исключительно собственным инстинктом и вкусом. Ну и, конечно, толщиной кошелька – своего ли, спонсорского ли.
Во главе процесса уважаемый ресурс Блюз.Ру и его перпетуум мобиле Федор Романенко/Андрей Евдокимов. Усилиями Федора московская блюзовая сцена уже насыщена блюзменами-норманнами, но передохнуть от них Фёдор нам не даст – в марте очередная пара будет здесь. Из этого же источника произрастает популярность вест-коуст блюза. Обычное дело: индивидуальный вкус активного антрепренера формирует вкус расслабленной, непосредственной публики. Ну, и флаг им в руки! Джуниор Ватсон в Москве – дело рук Блюз.Ру, за что ему гранд спасибо.
Активно вступила в игру «группа доктора», как я ее для себя обозначил. Это Аграновский и его приятель аргентинец Омар, а также примкнувшие к ним энтузиасты сочных чикагских шаффлов и махровой традиции. Не будь их в нашей «секте», не приехал бы сюда Джон Праймер, упомянутый Уиллер. Ну, и за ними же, «группой доктора», обещание предоставить отпрыска семьи Харрингтонов-Беллов (см. выше).
Третий «виновник» иностранных гигов одинок. Он безразличен к мнению тусовки, он гнет свою линию, несмотря на относительные неудачи и явные провалы. Он организует вылазки сюда английских патриархов, опять же играя, так сказать, «на интерес», как и первые два. Я имею в виду Николая Арутюнова. Коля уже дважды организовывал клубные гастроли Криса Фарлоу, по его наводке привозили Миллера Андерсона, а теперь – Клемпсона и Фелтхема. Когда Арутюнов и я ходили в среднюю школу, эти мужики уже были частью «Великого Классического Рока». И не менее выдающего английского ритм-энд-блюза. Кто об этом помнит? Мы с Колей, да еще дюжина стареющих московских хиппи. Поэтому и на концерты этих классных музыкантов заманить удается, мягко выражаясь, немногих…Плохая реклама.

Так или иначе, дело делается, причем темп его последнее время ускорился. Гастролеры, и часто совсем не плохие, реже – очень хорошие (сегодня я оставлю за кадром «пивные» фестивали) выступают здесь в клубах. Это их уровень. Собственно говоря, блюз и есть на 90 процентов клубная музыка.
Однако в середине декабря случилось исключение из правила. В Москву приехал доселе не известный внутри «секты» блестящий и в высшей степени оригинальный француз Жан Жак Мильто (на фото). Он выступил в Московском Международном Доме Музыки, и неожиданно для меня и организаторов, собрал зал. Полный зал!

&4L&

Администрация престижного концертного зала на набережной Москвы-реки крепко задумалась, и решила вот что. С 2006 года ММДМ будет приглашать в свой роскошный зал консерваторского формата на 1700 мест блюзовых исполнителей. Причем не просто хороших, а самых хороших – исполнителей блюза мирового уровня.
Вы знаете, ребята, я добре послушал блюза в клубной обстановке по всему миру (может быть, именно поэтому я сейчас и не хожу в московские клубы), и должен вам сказать: блюз в академическом зале – самый обычный блюз! – звучит совершенно по иному. Он становится не просто развлечением, он начинает выглядеть истинным искусством, каковым он и является.
Мильто играл на обычной гармошке «мэрин бэнд» в сопровождении трех музыкантов. Должен присоединиться к тем имейлам, которые пришли после концерта – абсолютно новый эффект. Объем, акустика, чистота звука, сама уважительная по отношению к артисту обстановка открывают по-новому блюз.

&5L&

Так вот, возвращаясь к началу, первыми приедут в октябре Ливин Блюз. Я давно общаюсь с основателем группы Нико Кристиансеном, певцом, саксофонистом и композитором (на фото). Группа существовала в тех или иных формах или комбинациях все эти годы, у нее особенная стать, особенная история в России. Нико страшно удивился, когда узнал, какой шлейф заслуг, какой легион фанатов у его музыки здесь. Однажды, в прошлом сентябре, их гастроли сорвались: я слег в больницу, что печальным образом совпало с кончиной одного из основателей Ливин Блюз, харпера Джона Лагранда.
Моя мечта услышать их в России становится все-таки реальностью. Предполагается, что группа приедет во главе с Нико, а также гитаристом из оригинального состава Обергом. В любом случае, какой бы состав Кристиансен ни привез, это будет супер. 30 января в Амстердаме после долгого перерыва ансамбль дал концерт в театре «Toussaint» 1000 с лишним мест. Мой знакомый, живущий в Амстердаме, попал на этот концерт, прошедший с аншлагом, и поведал мне с широко открытыми глазами, что шесть музыкантов сотворили на сцене настоящее чудо – плотный блюз-рок, с вкраплениями джаза, великолепная слайд-гитара, флейта, превосходный певец. «Маленький Лед Зеппелин», - сказал Сергей. Конечно, он преувеличил (у фаната глаза и уши велики), но я ожидаю, что приезд Ливин Блюз в Москву обернется для всех нас Событием.

Да, я увлекся, и не сказал, что за Ливин Блюз последует Род Пиазза, затем, как предполагается, в ММДМе сыграет Дюк Робиллард, а завершит первый так называемый «блюзовый абонемент» в Доме Музыки виртуоз слайда Дэйв Холл.
Вот что я вам хотел рассказать в этой колонке. Думаю, она провисит на сайте какое-то время, за которое в Москве кто-нибудь интересный из-за бугра да отметится. Следите за нашей колонкой новостей, в самое ближайшее время мы уточним сроки приезда и детали по гастролям всех упомянутых «шишек» современного блюза. Их приглашение, кстати, состоялось благодаря участию нашего интернет-журнала, который выступил консультантом ММДМ.

АК март 2006

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

В “Shine Bright” вы найдёте блюз, буги, баллады, зайдеко и ещё много мелодических «солнечных зайчиков» прочей американы . Держите пластинку при себе на случай, если вам потребуется подзарядиться позитивом

На памяти авторов BN столь парадоксальное присутствие наблюдается впервые за многие годы. Поистине загадочное явление: изданная на 4 cd во Франции в 2010 (по лицензии) коллекция находится среди бестселлеров США!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы