Темы

Алексей Калачёв: итоги 2006.

&2L& Алексей Калачёв: итоги 2006. Прошедшие 12 месяцев оказались на редкость пустыми в смысле открытия новых имен, ярких событий и запоминающихся альбомов. Скорее всего, со мной не согласятся поклонники московского клубного блюза, однако в этих заметках пишется в первую очередь о международном блюзе и о его дискографии. Хотя московская сцена – вот, пожалуй, то место, где происходили сколько-нибудь отрадные события для нас, местных блюзменов. Единственное, что без всяких оговорок бросается в глаза при подведении итогов – слишком длинный список потерь. Ветераны американского блюза удручающе дружно покидали наш беспокойный мир в 2006 году.

Вот это-то, наверно, и есть главный итог года, про который мой любимый поэт мог бы сказать: «Вот какое время наступило – такое ровное, взгляни, Алиса». На этой плоскости плывут прощальными японскими фонариками имена Руфь Браун, Байтер Смит, Лу Ролз, Флойд Диксон, Джей Макшон, Роберт Локвуд, Бонни Ли, Билл Престон, Али Фарка Тур, и т.д, и т.д. Замыкает эту печальную цепочку умерший на католическое Рождество Джеймс Браун – самая крупная утрата. Так и не «покоящийся с миром» на момент, когда я стучу по клавишам, Браун - неистовый, дикий, гениальный, необузданный в своих желаниях и низменных поползновениях, - оставил шестерых своих наследников и их мамаш перед сложными проблемами. Как они будут делить его состояние, пока не прояснилось. Женщина, считавшаяся последней женой, с которой гигант ритм-блюза, соула и фанка расписался 6 лет назад, как выясняется, выходя за него замуж, не развелась с предыдущим мужем. По каким причинам Браун не внес ее в свое завещание (теперь пишут, что он составил завещание до того, как расписаться с последней супругой), неизвестно. Сам же «крестный отец» соула, лежащий в черном костюме, алой рубахе и лакированных ботинках в холодильнике морга, объяснить уже не в состоянии. Он и при жизни-то не всегда мог внятно изложить мотивы своих поступков.

Да, я несколько увлекся своим любимцем. Вообще же говоря, блюз лишился не меньше 2 с половиной десятков ветеранов, создателей настоящего блюза второй половины 20-го века.

Жалко, конечно, что 2006 год оставил нас без радости общения с двумя явлениями мировой музыки, вполне подходящих под категорию «небожители». Я имею в виду отмену концерта Клэптона в августе и неявку Роллинг Стоунз на стадион Кирова в Питере. Но если с Роллингами причина ясна как ясный день, - идиотская выходка Кита Ричардса, умудрившегося расшибить башку, упав где-то там на островах с пальмы, - то с Клэптоном все так и осталось тайной. Я остановился на банальном: не захотел петь на Спуске, а возжелал только там же, где его не очень-то любимый соотечественник Пол Маккартни развлекал через силу слушавшего его президента Путина – на Площади.

Ну, да Бог с ними, с гигантами. Зато блюзовую отдушину устроили нам достойные иностранцы, посетившие московские камерные сцены. Сам я не являюсь даже пассивным их гостем, поэтому могу порадоваться за тех, кто побывал на выступлении Криса Дуарте в июне и на выступлении, например, Джеймса Виллера. «Пивной фестиваль», насколько я могу судить по отзывам окружающих, не имел в прошедшем году прежнего успеха, если измерять его массовостью и количеством выхлебанного пива. Но тут уж вина, с одной стороны, организаторов, которые не нашли ему достойной площадки. С другой стороны, опять же их беда в том, что они не оценили реалистически привлекательность гастролеров для московской публики. Ни Джон Праймер, ни Зора Янг, при всем уважении к ним, не могут являться привлекательной наживкой для массового вкуса. Для пуристов – может быть…

Бесспорным успехом 2006 года стали концерты «блюзового абонемента» Дома Музыки. Я согласен с авторами e-mailов, которые отмечают: вот это настоящий инструмент популяризации жанра. Клубный блюз с его ограниченной аудиторией как варился в собственном соку, так и продолжает этим заниматься, а в Дом Музыки шли люди в массе своей не фанатского склона, не искушенные в блюзовом предмете, и это позитивно, - написал мне слушатель Михаил Р. Я согласен с Михаилом. Ни один блюзовый концерт в ММДМ не прошел ниже отметки «4 с плюсом», и народ выходил из зала в массе своей с настроением «праздник удался». Если с группой Ливин Блюз и Родом Пиазза у меня почти не было сомнений (примерно так и будет), Дон Тайлер Ватсон, совсем неизвестная здесь канадская певица, которая собрала фактически полный зал, меня удивила. Как ей-то удалось?! Думаю, за этими концертами закрепилась репутация качественных, необычных развлечений, на которые не грех прийти нормальному среднему человеку со вкусом. Мой прогноз: и Дюк Робиллард, и Дэйв Холл, которые выступят в начале этого года, соберут благожелательную публику, и это будет ситуация, близкая к аншлагу. Жаль только, проблема с отстройкой звука в Доме Музыки, похоже, неискоренима. К слову сказать, вполне возможно, этой осенью там выступит Джо Бонамасса. Следите за нашей колонкой новостей.

Если обратиться к выпуску пластинок, то при видимых успехах и отсутствии откровений на этом фронте, по-моему, можно отметить пару любопытных тенденций. Во-первых, американский ритм-энд-блюз «прибаливает» сейчас кантри. Наверно, там, в США, сейчас подули такие ветры конъюнктуры – женить традиционную негритянщину с белой «деревней», и люди, как говорится, к тебе потянутся. Ничто не ново под Луной - такое уже было и не раз. Вспомните, сказочный успех Рэя, когда он предпринял такое в начале 60-х (и удручающий провал Би Би, когда он попробовал тот же ход в неурочное время – в начале 80-х). Если смотреть по самым крупным именам, то в кантри потянуло, например, Тэба Бенуа и Соломона Бёрка, этот же маркетинговый ход попробовали братья Холмз на своем новом альбоме. Может быть, немножко далекий от блюзового мэйнстрима господин, но целиком корневой музыкант Вэн Моррисон также тиснул кантри пластинку в прошедшем году. В данном случае, я имею в виду то, что называется ритм-блюз, то есть в широком смысле музыка, ОСНОВАННАЯ на блюзе. У нас же, в клубах, насколько я могу судить, по-прежнему сильна мода на так называемое bluesabilly – помесь джамп-блюза с рок-энд-роллом.

Другая филофоническая фишка – камбэк британского блюза. Речь, конечно, не идет о втором рождении, втором пришествии и т.д. Просто на Горбушке регулярно стали появляться английские пластинки. Благодаря Олегу Афонину, который скрупулезно перемывает и заказывает фактически все, что он вычитывает в блюзовых журналах, и мы можем оценить состояние лондонской блюзовой сцены. Ну, хотя бы в первом приближении. Уже есть и первые приятные открытия, например, трио лондонского гитариста по имени Мэтт Скоффилд. Уверен, что в 2007 году нам стоит обратить внимание на выходцев из туманного Альбиона (и Канады, где творит заметное число экс-англичан), особенно в связи с тем, что Америка обманывает наши надежды на достойных новичков, по моим подсчетам, уже года 3 подряд. Приличная молодежь не просматривается, или, как в случае в Джонни Лэнгом, она удаляется от блюза, а старики покидают поле битвы. Печальный круг замыкается, и начинаешь с надеждой смотреть за его пределы – в Скандинавию, Францию, Германию, Голландию и т.д. Но и оттуда пока что нет особо крепких заявок на замещение освобождающихся вакансий «надежд блюза» и «легенд блюза».

Блюз совершает скорее не круг, он выписывает очередную фазу синусоиды, и в прошедшем году траектория его достигла некой низшей точки. Не берусь давать точные оценки, но, по-моему, в блюзовой музыке 21-го века происходит, чем дальше, тем более явно, полное замещение черного белым. Был период, когда черный блюз слушали только черные, дальше пришел этап, когда черные играли для белой аудитории, теперь наступают времена, когда и исполняют блюз, и слушают в основном белые. Причем традиционалисты в нашей музыке, бледнолицые относительно молодые джентльмены типа Ника Мозза или Майкла Вэлша молятся на стариков типа Би Би Кинга и стилизуют свой звук под блюз 50-х годов, черные же лишь посмеиваются над «сумасшедшими белыми задницами», которые «гонят отстой стариков-ниггеров».

Как я сказал, 2006 год вышел не только пустоватым, но и несколько печальным. О некоторых причинах я уже упомянул. Дополнительную грусть навевает и «достижения» творцов классического рока. Как видите из колонки новостей, мы не обходим их вниманием по вполне объяснимой причине – все они в той или иной степени обязаны своим появлением американскому ритм-энд-блюзу. Кто-то, как Род Стюарт, продолжающий череду своих «караоке-альбомов», продолжает стричь купоны, а кто-то, как видится, заканчивает карьеру. Я не говорю про Роллингов, которых, наверно, ногами вперед вынесут со сцены. Я про других ветеранов, переступивших 60-летний предел. Жаль, конечно, The Who, называвших свою музыку «максимальным ритм-энд-блюзом». Выход их альбома в прошедшем году – одно из самых разочаровывающих событий. Надо думать, кто-то из их скрытых недругов посоветовал включить в альбом, «которого ждали фэны начиная с 1982 года», DVD с их концертом актуальной поры. Чудовищно. Если Таунсенд по-прежнему в относительной форме, Долтри лишился своего восхитительного голоса. Прощайте, когда-то великие The Who. Кэт Стивенс, теперь известный как Юсуф, тоже вылез с пластинкой, которую, наверно, ему, утратившему огонь и часть своего необыкновенного вокала, не стоило показывать людям. Большая часть диска спета выдохшимся, усталым лириком…

Если коснуться дел нашего сайта, лично для меня 2006-й стал «годом Андрея Струкова». Раздел «Тексты» прочно закрепился за ним. Фантастическая работоспособность и энтузиазм Андрея, написавшего не просто тексты – целые исследования! - о Сонни Бое, Махэлии Джексон, Джо Тёрнере, а теперь потрясающий по объёму и тщанию труд о бритблюзе, можно считать «началом блюзовой журналистики».

Наконец, о лучших альбомах, которые мы по сложившейся за 3 года традиции определили с вашей помощью. Спасибо авторам 60 с лишним имейлов, которые прислали свои варианты «лучшие альбомы блюза в России в 2006 году». На протяжении этого периода мы несколько раз обращались к активным респондентам сайта, и я хочу поблагодарить всех их за общение и интересную почту в адрес БлюзНьюс и моих передач. Кстати, хочу напомнить, что кроме программы на Радио России в ночь со вторника на среду (00.10), можно слушать также более доступную и удобную по времени передачу по субботам на частоте 92 FM – она выходит в 22.10.


1. Ike Turner “Risin’ With The Blues”
2. Mark Hummel “Ain’t Easy No More”
3. Otis Rush & Friends (featuring E. Clapton & Luther Allison) “Live At Montreux 1986”
4. The Derek Truck Band “Songlines”
5. Coco Montoya “Dirty Deal”
6. J.J. Cale & Eric Clapton “The Road To Escondido”
7. The Robert Cray Band “Live from Across the Pond” 2cd
8. Larry McCray “Live On Interstate 75”
9. Jeremy Spenser “Precious Little”
10. Gov’t Mule “High & Mighty”
11. Dr. Duke Tumatoe & The Power Trio “You’ve Got The Problem”
12. Bob Dylan “Modern Times”
13. Guitar Shorty “We The People”
14. Keb’ Mo’ “Suitcase”
15. Lil’ Ed & The Blues Imperials “Rattleshake”
16. Jimmy Thackery with The Cate Bros. “In The Natural State”
17. Sherman Robertson & BluesMove “Guitar Man - Live”
18. George Thorogood & The Destroyers “The Hard Stuff”
19. Janiva Magness “Do I Move You?”
20. Gary Moore “Old New Ballads Blues”
21. Matt Schofield “The Trio, Live”
22. Steven Seagal “Mojo Priest”
23. Paul Lamb & The King Snakes “I’m On The Roll”
24. Joe Bonamassa “You & Me”
25. Etta James “All the Way”
26. John Long “Lost & Found”
27. Eric Burdon “Soul Of A Man”
28. Mitch Kashmar “Wake Up & Worry”

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Новый диск Лопеза - это то, что надо любителям блюз-рока по ту и эту сторону Атлантики. Звук увесист, сочен, и диск, что называется, "качает", свидетельствует известный сетевой обозреватель Роман "The Metal Traveler" Химич

Марция Болл посвятила свою новую работу музыкантам Аллену Туссену, «Толстяку» Домино и Баквит Зайдеко. Их влияние присутствует практически на всех записях

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы