Темы

“Cadillac Records”

&2L&
“Cadillac Records”. Фильм с таким названием вышел на экраны Америки 5 декабря 2008. Бог даст, увидим его и мы: в Рунете уже повсюду висит предварительная реклама. Сложно оценить, каков вес этого события в будущей истории блюза – настоящее ещё не состоялось, - но то, что это исключительное событие, - вне сомнений. Оно сравнимо с выступлением Мадди Вотерса в Ньюпорте в 1960, с появлением эпохального альбома “Texas Flood” или демонстрацией по МТV клипа песни “In The Mood” с Хукером и Сантаной в 1989, положившей начало «второму блюзовому буму» 90-х. Словом, речь о таких происшествиях, которые приобщили к блюзу миллионы молодых белых людей. «Братья Блюз» – единственный серьёзный вклад Голливуда в популяризацию блюза (чего нельзя сказать о «Братья Блюз 2000», провалившемся в прокате). Серия мероприятий в рамках так называемого «Года блюза-2003», в том числе 7 фильмов под общим присмотром-продюсерством Мартина Скорцезе, в принципе «не выстрелила»: спонсорских денег «Фольксвагена» было потрачено немеренно, а блюз никуда не двинулся. Так и остался уделом энтузиастов, фэнов. Любопытно, удастся ли “Cadillac Records” стать массовым зрелищем и, как следствие, поработать на раскрутку жанра в 21-м веке. Забавно, что вперёд самого фильма в Москву («Пурпурный легион») прибыл его саундтрек, затем сдержанные положительные рецензии американской критики и свежий номер «Блюз ревю» с заметкой о картине. Со всем этим материалом общался Алексей Калачёв, не мешкая сколотивший из него выпуск радиопрограммы «Доктор блюз». На внутренней станице её текст, позже мы разместим там и саму передачу в МР3.

&3R&
Здравствуйте! Сегодняшний выпуск передачи начнет произведение, которое положило начало одному из величайших проектов в истории жанра. Песня называется «I Can’t Be Satisfied» (Нет мне покоя). Исполняет ее актёр Джеффри Райт.
1
Хрестоматийно известный шлягер 1948 года, на доходы от которого начали строить в Чикаго блюзовая империя под названием «Чесс Рекордз». История этого уникального предприятия экранизирована в Голливуде в прошлом году. В моем распоряжении саундтрек, наполненный специально записанной для картины в высшей степени качественной музыкой. Львиная доля материала, заключенного в 2 диска, конечно, отлично известна поклонникам блюза. Но в новом звуке, с новыми солистами, которые поют под аккомпанемент, фактически копирующий классические пластинки 50-х годов, это звучит и любопытно, и свежо. Тем более – с неожиданными голосами. Джеффри Райт играет в фильме Мадди Вотерса. Этот известный голливудский актер не является профессиональным вокалистом, однако, как и любой негр, он легко входит в блюзовые образы.
2 (Hoochie Coochie Man)
Фильм «Кадиллак Рекордз» населен историческими персонажами, которых играют звезды сегодняшней негритянской эстрады. В центре всеобщего внимания – Бьонсе (с ударением на последний слог) Жизель Ноулз. Она исполняет роль взрывной и непредсказуемой певицы по имени Этта Джеймс. И, разумеется, поет ее хиты, например, первый шлягер Джеймс – At Last.
3
Как я сказал, фильм передает, как создавалась, расцвела и начала сходить на нет фирма звукозаписи, задавшая стандарты современного блюза. Ее основали два выходца из Польши, братья Леонард и Фил Чесс. Братья сделали в Америке начальный капитал на торговле алкоголем в негритянских кварталах Чикаго. В высшей степени предприимчивые польские евреи смекнули, что местные негры, не только превосходные музыканты, но и превосходные же слушатели, но у этих слушателей нет возможности покупать пластинки с блюзом – блюз после Войны не входил в число приоритетов индустрии звукозаписи. И когда в 1948 они рискнули издать одна из «кабацких» песен, а она сделалась тотальным хитом и принесла им на удивление хорошие деньги, Леонард и Фил Чесс делают ставку на запись, издание и продажу блюза. В середине 50-х годов к этому репертуару «Чесс» присоединится и черный рок-н-ролл в лице Чака Бэрри, на чьей музыке они сделали состояние.
Роль Чака Бэрри в новом фильме сыграл черный рэппер Моs Def. Сам Чак Бэрри был приятно удивлен тем, как тот исполнил в картине его вещи.
4 (No Particular Place to Go)
Саундтрек кинофильма «Кадиллак Рекордз». Его снял по собственному сценарию режиссер Darnell Martin, а главную роль (Леонарда Чесса) – за котoрую его хвалит критика – исполнил Adrien Brody, получивший три “Оскара” за игру в фильме «Пианист» (Если б спросили меня , идеальным «Леонардо Чессом» был бы превосходный английский артист Боб Хоскинс, поразительно похожий на Лео и внешне, и темпераментом. Помните сыщика из «Кто подставил кролика Роджера»?). Броди не пришлось петь – в истории его прототип остался продюсером гениальных блюзовых записей. Он – одна из ключевых фигур в этом бизнесе и в этом искусстве. Алчность и беспринципность, с которыми он обращался с полуграмотными и часто нищими неграми, не исключают того, что этот человек осуществил высокую миссию – он создал центр подлинного искусства. Компания «Чесс Рекордз»… Для блюза она была тем же, чем «Ла Скала» для оперы, «Третьяковка» для русской живописи или «школа Гегия», например, для скульпторов античных Афин. В «Чесс Рекордз» творился бессмертный блюз. Возможно, это утверждение звучит чрезмерно высокопарно, однако песни, сделанные в студиях «Чесс» в 50-е годы, останутся на века.
Роль главного гармониста жанра, Литтл Волтера, в фильме играет голливудский артист Columbus Short. Вот как он поет произведение своего прототипа – песню “Last Night”. В гармонь дуем хорошо нам знакомый Ким Вилсон.
5
Сложность задачи (снять творцов блюза на фоне эпохи), как мне кажется, в том, что блюз тогда был населен исключительно колоритными характерами. Насколько удалось, например, воплотить гигантскую, причудливую, экзотическую и абсолютно блистательную личность Хаулина Вулфа, нам еще предстоит увидеть. Играть Вулфа, кстати, пригласили английского актера-негра Имона Волкера. В песне “Smokestack Lightnin” о несущемся в ночи и выбрасывающем из трубы вместе с дымом снопы искр локомотиве Волкер старается подражать Вулфу. И в какой-то степени ему это удается.
6
В фильме «Кадиллак Рекордз» всплывают и персонажи, не относящиеся напрямую к “Чесс Рекордз”, однако входившие в число тех, кто определил характер музыкального климата в 50-е годы, как следствие, повлиял на жизнь миллионов американцев. Например, знаменитый радиоведущий Алан Фрид, который изобрел словосочетание «рок-н-ролл» или Элвис Пресли с группой «Роллинг Стоунз». Последние, кстати, в 1964 году сделали в студиях «Чесс» десятки песен. Роллинги были и остаются величайшими поклонниками музыки, созданной чикагскими неграми-блюзменами. А вот один из патриархов блюза, ныне действующий и весьма активный Бадди Гай, его карьера в «Чесс Рекордз» сложилась проблемно. Но и он продукт «Чесс Рекордз», и в саундтреке - его песня “40 Days and 40 Nights”.
7
“Чесс Рекордз”, ее музыканты, ее история стали предметом голливудской экранизации. Наконец – добавлю я. Основатель «Чесс Рекордз» Леонард Чесс умер в 1969 году, создав кроме этой компании еще целый ряд афилированных предприятий, в том числе и радиостанцию в Чикаго. К моменту кончины Лео его «империя» вошла в пике, завершившееся неизбежным крахом. И драма «Чесс Рекордз» связана с драмой самой музыки блюз: к середине 60-х годов публика в Америке совершенно охладела к ней, и шансов у нее остаться серьёзным бизнесом не было никаких. Фил Чесс (он, кстати, в фильме вовсе не появляется) пытался заниматься радиобизнесом, но не преуспел. Маршалл Чесс, сын Леонарда (консультант фильма), еще один из совладельцев, также покинул детище своего родителя и работал какое-то время на группу «Роллинг Стоунз». Сегодня он также занимается звукозаписью, продюсирует и издает музыку. То, что осталось от «Чесс Рекордз» – фонд бесценных пленок – сегодня является собственностью транснациональной корпорации BMG, время от времени предпринимающей масштабные переиздания. Вот такая оптимистическая драма.
Саундтрек фильма «Кадиллак Рекордз». Отсюда я возьму сейчас песню “Country Blues”. Это жемчужина негритянского фольклора в исполнении Джеффри Райта и Билла Симса-Джуниора.
8
Вы можете спросить: почему режиссер Мартин использовал именно историю «Чесс Рекордз»? И еще: если новое поколение – а именно молодежь в основном и в первую очередь ходит в кинотеатры – будет равнодушно к истории «Чесс Рекордз», фильм не имеет смысла. Абсолютно точно! Создатели картины рассуждали так: звукозапись, шоу-бизнес, музыка в целом – это почти война, а значит, тут полно страстей и конфликтов. Стало быть, это хорошая история для кино. Как привлечь молодежь? Рецепт простой - большую часть ролей в «Кадиллак Рекордз» исполняют звезды R’n’B и хип-хопа. Эдриан Броди, по опросам, один из самых кассовых актеров в Голливуде. Мне остается добавить, что некоторая часть музыки саундтрека впрямую указывает бестолковым, что прошлая негритянская музыка напрямую связана с актуальной черной музыкой.
Один из таких номеров - ИВОЛЮШН ОФ Э МЭН. Исполняют два рэппера – Q-Tip и парень по прозвищу Аль Капоне.
9
На этом блюзовая передача сегодня подошла к концу. Она представляла собой этот раз бенефис смелого голливудского проекта - мы слушали музыку из кинофильма «Cadillac Records». Сам фильм, надеюсь, мы скоро увидим…В нём есть, как я вижу из откликов, доля и немалая доля вымысла. Маршал Чесс уже критиковал картину, где его отец выведен взяточником и бойфрендом Этты Джеймс, грязно играющим, чтобы привязать артистов к своему бизнесу (что превосходно известно и без фильма). И последнее, однако, не по важности. Музыкальный продюсер и прославленный барабанщик Steve Jordan, продюсировавший музыкальную часть «Мартин Скорцезе представляет: Блюз» собрал первосортную команду. Песни для «Кадиллак рекордз» записывали гитаристы Eddie Taylor Jr. и Billy Flynn, бассит Larry Taylor из Canned Heat, харпер Kim Wilson, пианист Barrelhouse Chuck Goering. Словом профи самого высшего разбора, чтоб не сказать «звёзды»…

Сайт фильма - http://www.cadillacrecordsmovie.com
Ещё о фильме - http://www.beyoncelady.com/news-2008-3.php

АК 25 января

"Черный кофе" повторяет формулу самого коммерчески успешного (для обоих!) совместного опуса - диска Don't Explain. Нынешний также как и тот составлен из версий вещей известных и не очень, в основном они из золотого прошлого ритм/блюза

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Инструментальный диск. Разгул американского гитаризма в разных проявлениях, в заметной части альбома – и в блюзовом ключе

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы