Темы

J.J. Cale ”Roll On”.

Манеру пения Джона Кейла, более известного как Джей Джей, уже лет 30 называют speak-singing, то есть «пение-говорение». Кейл вообще относится к музыкантам негромким и неброским. Его четырнадцатый альбом ”Roll On” - лучшее тому подтверждение.

Человеку 70 лет, а записал он всего 13 альбомов (среди них нет ни одного плохого) - недлинных, лаконичных. Такие же и песни, из которых эти альбомы состоят; три из них («Cocaine», «Sensitive Kind» и «After Midnight») останутся на века, это уже давно понятно.

Джей Джей Кейл играет, наверное, блюз, но блюз, обосновавшийся где-то в темном подбрюшье поп-музыки: от него равно близко как до фолка Дилана и Донована, так и до кантри Вилли Нельсона и Джонни Кэша, не говоря уже о классическом буги. Он не торопится: предыдущий его альбом, «To Tulsa And Back», появился после восьмилетнего перерыва, новый же, «Roll On», - после пятилетнего. Правда, в перерыве был отличный альбом с поклонником и старым другом Эриком Клэптоном - так это для Эрика, ясное дело. Не мог отказать другу.

«Я пишу песни, когда мне больше нечего делать, если честно», - говорит Кейл. Похоже, ему придется поверить: даже в самых пронзительных его композициях есть ощущение покоя и умиротворенности, но не благостной, а, скорее, мудрой. Понимание того, как устроен мир и откуда что берется.

Новый альбом Джей Джей Кейла «Roll On» является в определенной степени дебютным - его выпускают независимые лейблы: в США - уважаемый Rounder, в Европе - французский Because Music. Если попытаться определить его минимумом слов, то это актуальная винтажная музыка. Кейл ничуть не изменяет себе: 12 песен, самая длинная - пять минут, сплошное speak-singing, лаконичная, но, как обычно, невероятно выразительная кейловская гитара (а также стил-гитара и банджо), тексты на вечные темы - дороги, места, судьбы людей, женщины.

Удивительно, но это не надоедает: голос Кейла все так же доверителен и искренен, а мелодии легко ложатся в память. Однако временами 70-летний музыкант позволяет себе подпустить перца в давно знакомую манеру: то атональные клавишные в «Where The Sun Don´t Shine», то разухабистая мандолина в «Strange Days» (лучшей, на мой взгляд, песне альбома), то совершенно лаунжево-дискотечный рояль в эротической «Fonda-Lina»... И тут же - прозрачно-акустическая «Leaving In The Morning» и заглавный трек, записанный опять с Клэптоном, - не лучший, надо сказать, на альбоме, но и не худший.

Так или иначе, звучат эти 12 песен традиционно и в то же время на удивление свежо. Можно сколь угодно долго рассуждать на банальную тему «не стареют душой ветераны», но именно эта пошлая формулировка, как ни странно, максимально точно отражает положение дел. Именно - душой, и именно - не стареют. Наверное, потому, что у них, в отличие от большинства пришедших на смену, есть душа, и они знают, как ее беречь, чтоб не старела.

«Многие хотели сделать меня действительно великим, - сказал как-то Джей Джей Кейл, - но пришлось их окоротить. Слава и успех - неприятные вещи. Мешают сосредоточиться на рыбалке».

Вряд ли к этому можно добавить что-то еще.


22.03.2009 / АРТЕМ ЛИПАТОВ

Траур так объясняет появление альбома: “Я как-то ехал в машине и слушал по радио чье-то исполнение Got My Mojo Workin’. Нужна ли миру еще одна версия этой песни? И я решил, что не буду записывать Stormy Monday или Messin With The Kid. Я решил записать старые забытые песни, которые редко исполняют. Так и родилась идея Survivor Blues”

За неимением рубрики «Ностальгия по 70-м» альбом придётся поместить сюда. У его содержания, бесспорно, блюзовые корни (за редким исключением). Boogie rock – упрощённое продолжение блюзрока 60-х сильно отдающее glam роком

У Кирка потрясающе выразительная, математически точная фразировка, в то же время не лишенная эмоций – в лучших чёрных традициях. Можно сказать, диск для фанатов блюзового гитаризма.  Мелодичные, продолжительные пассажи, однако не заслуживающие упрека в избыточности

Исключительно блюзовый альбом в отличии от предыдущего, где чувствовался явный крен в сторону рока. С момента выхода в мае диск путешествует по блюзовым чартам разных стран, начиная с биллбордовского

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы