Темы

Памяти Соломона Бёрка, предваряя его посмертный альбом «Hold On Tight». Заметка Алексея Дорохова.

Памяти Соломона Бёрка, предваряя его посмертный альбом «Hold On Tight». Заметка Алексея Дорохова.

Бёрк шутил: «Я родился между небом и землей». И отчасти это правда. Легендарные негритянский певец появился на свет в 1940 году в чердачной комнате баптистского молельного дома в Филадельфии. Печальная ирония в том, что закончил жизнь он также между небом и землей.

Соломон Бёрк сел в самолет в Лос-Анджелесе, расцеловав на прощание четырёх дочерей (всего у Бёрка их 14, а также семеро сыновей). В аэропорту Амстердама с борта 10 октября 2010 вынесли его уже бездыханное тело.

Концерта не будет. Лауреат Грэмми-2003 и песен, известных всей Америке, в первую голову стандарта ”Everybody Needs Somebody to Love”, отошел в мир иной.
Последнее время Бёрк довольно часто – для глубоко больного человека – выступал: иногда по 10 концертов в месяц. А ведь к 70 годам (круглый юбилей он отметил в марте) человек, который продал на протяжении карьеры 17 миллионов пластинок и считался одним из королей музыки соул, передвигался лишь в инвалидном кресле. На сцене Бёрк сидел на гигантском троне, выкрашенном золотой краской, одетый в столь ослепительный и пестрый сценический костюм, что ему позавидовал бы мифический король Мидас (говорят, тоже имевший слабость к роскошной, броской одежде).

От чего скончался наш герой? Причины не называются, но желтая пресса называет такой букет недугов, что…причин достаточно. Диабет, ожирение, кардиология, гипертония, больные суставы, артрит. Словом, для афроамериканца его поколения – то, что на официальном языке называется «естественные причины».

Цитата из некролога газеты ЛОС-АНДЖЕЛЕС ТАЙМС «Черная Америка потеряла одного из своих патриархов» - не преувеличение. Черная Америка действительно скорбит.
“The King of Rock and Soul” поднялся к вершинам уважения и славы из самых низов. Причем в те времена, когда на 90 процентов белая Америка твердо знала: черные рождены обслуживать, а ещё у них криминальные наклонности. Иногда попадались хорошие черные парни, конечно – боксеры, бейсболисты, баскетболисты и – сложно это не заметить – музыканты.

Черная община Америки, которая и сегодня считает себя «отдельной Америкой», боготворит своих спортсменов, музыкантов и священников.
Соломон Бёрк стал и музыкантом, и священником фактически еще в детском возрасте. Уже подростком он пел религиозные гимны и проповедовал в той самой церкви Филадельфии, на антресолях которой он появился на свет. Впоследствии песни преподобного будут петь Bruce Springsteen и Rolling Stones.

Его воспитывала бабка, и она внушила Соломону веру в Библию и в собственную исключительность. Из Бёрка под влиянием её речей и личного примера получился настоящий босс – и в жизни, и в музыкальном бизнесе. Стоит ему войти в комнату, преподобный Соломон не просто доминирует – он подавляет, - писал журналист Карл Палмер. Харизма и энергия певца, весом полтора центнера и ростом 190 сантиметров – поразительна, - писала одна из французских репортеров.
Сегодня в поп-музыке Америки доминирует черная мода, построенная на ритме, речевках и сексе. Мало кто за пределами шоу-бизнеса отдает себе отчет в том, что все это пришло из-под крыши баптистского молельного дома – оттуда, где родилась музыка госпел, ритмичное хоровое пение негров, которые вкладывали в тексты Евангелия специфический смысл, ритм, надежду и ярость.

Бёрк всю жизнь пел госпелы. В 50-е годы церковная музыка негров незаметно переместилась в танцевальные залы, превратилась в песни о любви и стала называться ритм-энд-блюз. Соломон Бёрк легко перешел с церковного на секулярный язык – ведь в сущности, это одно и то же: музыка та же, слова разные. Первый госпел в его исполнении попал в чарты, когда исполнителю было 14 лет. Однако он быстро усвоил – слава преходяща: уже через несколько месяцев его забыли вместе с его песней. Последующее десятилетие Бёрк проповедовал и провожал в последний путь, работая в семейном похоронном бюро.

В 1961 году Бёрк подписал контракт с одной из ведущих звукозаписывающих компаний Америки Atlantic Records. И там, в студиях Атлэнтик в течение последующих 10 лет совершилась его музыкальная карьера. Тогда были спеты его главные шлягеры. Прежде всего КРАЙ ТУ МИ и ЭВРИБАДИ НИД САМБАДИ ТУ ЛАВ. Последняя вещь стала ритм-блюзовым стандартом, а десятки ее версий в исполнении звезд типа Люсинды Вильямс, Роллинг Стоунз и Эми Вайнхауз сделались источником дохода, на который Бёрк мог спокойно содержать свой обширный дом и семью. Кроме детей (а их 21 обоих полов), у него осталось 90 внуков и 19 правнуков. А также 9 вдов – женщин, на которых он никогда не был официально женат, поэтому не разводился, считая: раз мать моего ребёнка – значит жена от Бога.

Какая-то часть этого клана уже встроилась в отцовский бизнес. А интересы Бёрка лежали не только в области музыки. Быть популярным проповедником, иметь персональный приход «Church of God for All People в Америке» – тоже доходная профессия, особенно если ты имеешь доступ к радио и телевидению. Кроме того, Соломон Бёрк занимался розничной торговлей в Лос-Анджелесе – имел ряд магазинов и автомастерских.

В 2003 году он получил Грэмми. Так уже совсем немолодой артист вдруг попал в центр всеобщего внимания, а карьера его обрела второе дыхание.
Неожиданно для него самого. Он строил обширные планы на будущий год – записи, концерты, съёмки, гастроли. Бёрк в очередной раз поднялся над землёй. Но не приземлился. А поднялся выше. На земле же к продаже (в конце октября) готов его прощальный альбом, записанный в этом году, «Hold On Tight».

АД  октябрь 2010

Траур так объясняет появление альбома: “Я как-то ехал в машине и слушал по радио чье-то исполнение Got My Mojo Workin’. Нужна ли миру еще одна версия этой песни? И я решил, что не буду записывать Stormy Monday или Messin With The Kid. Я решил записать старые забытые песни, которые редко исполняют. Так и родилась идея Survivor Blues”

За неимением рубрики «Ностальгия по 70-м» альбом придётся поместить сюда. У его содержания, бесспорно, блюзовые корни (за редким исключением). Boogie rock – упрощённое продолжение блюзрока 60-х сильно отдающее glam роком

У Кирка потрясающе выразительная, математически точная фразировка, в то же время не лишенная эмоций – в лучших чёрных традициях. Можно сказать, диск для фанатов блюзового гитаризма.  Мелодичные, продолжительные пассажи, однако не заслуживающие упрека в избыточности

Исключительно блюзовый альбом в отличии от предыдущего, где чувствовался явный крен в сторону рока. С момента выхода в мае диск путешествует по блюзовым чартам разных стран, начиная с биллбордовского

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы