Темы

Steve Cropper преподаёт урок исторической памяти

Steve Cropper. Впервые я задумался, что же такого особенного в этом скромном гитаристе, когда увидел его в журнале Rolling Stone лет…не помню, много лет назад. Он стоял на коллективном фото среди «самых влиятельных гитаристов поп-музыки». Клэптон, Би Би, Кит Ричардс, Робби Робертсон, Слэш, Сантана, Джимми Пейдж и прочие. Ричи Блекмор отсутствовал. Странно. А какой-то Кроппер - пожалуйста. Собака оказалась зарыта в ключевом определении – «влиятельные». То есть, которые не просто обладают собственным стилем, не просто виртуозы, а повлияли на многих – другие артисты попали под их влияние. Причём не только отдельные артисты, а целые стили и направления. Кроппер, при всём к ним респекте, другим служил как бы маяком, ориентиром. Для кого? Для тех, кто занимается ритм-блюзом под названием soul. Steve Cropper – гитарист № 1 в соул-музыке, пионер гитаризма стиля, лауреат Grammy. Вышедший в августе 2011 года альбом «Dedicated: A Salute To The 5 Royales» не только подтверждает его статус, но и отдаёт некоторые долги. Заметка Олега Мансурова.

Не бывает в черном искусстве такого, чтобы «чемпион» не «стоял бы на плечах» каких-то предшественников, так? Совершенно верно! В этом смысл «Dedicated: A Salute To The 5 Royales». С «маленькой помощью друзей» Кроппер сделал работу признательности негритянской певческой группе начала 50-х - The 5 Royales и её гитаристу по имени Lowman ”Pete” Pauling. Альбом дуэтов Кроппера составлен главным образом из песен Полинга и его ребят. Российская публика едва ли с распростёртыми примет «Dedicated». Альбом «элитарный»: музыка, далёкая от наших массовых вкусов и достаточно утонченная, не все врубятся – просто не наше (всё равно, что америкосов заставить слушать романсы). Кроппер – мастер «грува», ритмической помпы-качалки; его игра не блещет примитивной беглостью. Он мастер заполнять «пустоты» в ритмично-вокальной материи соула. Его фразы-заплатки потрясающе остроумны и мелодичны, хотя ничего, кроме блюзовой гаммы, Стив не использует – та же сакраментальная «азбука» ритм-блюза.

Steve Cropper попал в “Blues Brothers 2000”, фильм кинематографически убогий, зато с потрясающей музыкой. С Blues Brothers Band его связывают долгие годы сотрудничества. Отмечающий в этом году 70-летний день рождения музыкант отдалённо напоминает Стивена Сигала в его «средний период» - овал лица, мощная фигура, сдержанность, волосы в пучок сзади. Кстати, Сигал, тоже немного гитарист, восхищается Кроппером. Когда The 5 Royales выскочили на гребень, Кроппер вступил в пору подростковых прыщей и первых аккордов на купленной родителями гитаре. Пластинку «коронованных» ему притащил школьный приятель, впоследствии знаменитый басист и приятель по жизни Donald ”Duck” Dunn. Песня “Think” прозвучала, и Стив понял, чего он хочет в жизни – играть также. Увидев The 5 Royales вживую, несколько потрёпанных, но всё ещё мощных, несколько лет спустя на концерте в Мемфисе, будущий гигант ритм-блюза был покорён. «Полинг и его группа делали музыку более или менее в блюзовом ключе – фраза поётся, за ней музыкальная фраза проигрывается. Зов и ответ, как в госпеле», - говорит автор нескольких канонических хитов США. Среди своих влияний группу The 5 Royales называет и Eric Clapton.

Первоначально Кроппер прогремел как стилист и аранжировщик лейбла Stax, где без его студийной группы Mar-Keys, превратившейся затем в Booker T. & the M.G.’s, не обошелся ни один шлягер. Кроппер приложил руку к сочинению нескольких боевиков ритм-блюза, ставшими перлами американской поп-культуры на века. Например, ”The Midnight Hour” для Уилсона Пикета и супер-хита в исполнении Отиса Реддинга ”(Sittin’ On) The Dock of the Bay”.

Однако, многое у него связано с The 5 Royales. У них тоже имеется собственный подзабытый шлягер ”Dedicated to the One I Love”, известный в Америке по версии групп The Shirelles и the Mamas & the Papas. На новом диске его поют Lucinda Williams и Steve Winwood. Если Винвуда и Виллиамс, а также Brian May, Bettye LaVette, Delbert McClinton и John Popper в представлении не нуждаются, кое-кого из партнёров по диску стоит отрекомендовать. Например, дивную 55-летнюю черную певицу Sharon Jones, рвущую душу в трех треках, или нового, довольно блеклого крунера, блондина из Луизианы по имени Dylan LeBlanc. Вместе с Джонс они составляют разительный по эмоциональности контраст в «Come On & Save Me». Единственный трек собранный, так сказать, в реальной студии (остальные большинство вокалистов записывали у себя «дома» и переправлял для дальнейших продюсерских действий по Сети), - «Baby Don’t Do It». Чтобы записать его, Стив специально отправился в Лас-Вегас, где живёт B.B. King, туда же подтянулась Shemekia Copeland. Кроппер отмечает, что момент был незабываемым и трогательным. Правда, если честно, получился один из самых умеренных номеров, который, к сожалению, свидетельствует о неизбежном – об увядании почти 86-летнего «короля блюза». В последнее время это второй случай, когда Кинг выступает в качестве партнёра по дуэту – предыдущий на диске Бадди Гая 2010 года – и отчётливо видно убывание былой мощи старика. Он еле поёт. Копленд вынуждено «прикрутила фитилёк» и зажигала в песне без фанатизма, в полголоса. Сверстник и давний приятель Кроппера белый соул-певец и композитор Dan Penn мило прошептал лирическую балладу 1952 года «Someone Made You For Me». Пару певческих номеров «хозяин» альбома обратил в инструменталы, в том числе свой любимый с юности, превращенный Джеймсом Брауном в хит «Think».

Разочаровал банальной игрой в «I Do» гениальный гитарист Brian May (сложно, предположить, что Мей участвовал в проекте ради денег. Тогда зачем он извлёк тут несколько формальных нот?). Именно этот трек используется в качестве рекламного сингла, в том числе в Интернете, хотя он не только не самый удачный, но и не самый характерный для альбома. В остальном же диск остро любопытный для любителей вдумчивого слушания и «раскладывания на атомы» любой материи, в том числе ритм-блюза, который обнаруживает при таком отношении массу сюрпризов. Главное – гитара Кроппера, которую он просто включает в комбик, не используя никаких «примочек», и заставляет звучать так же звонко, чисто и затейливо, как его надоумил 60 лет назад Lowman ”Pete” Pauling.


ОМ/АК 30-08-11

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

В “Shine Bright” вы найдёте блюз, буги, баллады, зайдеко и ещё много мелодических «солнечных зайчиков» прочей американы . Держите пластинку при себе на случай, если вам потребуется подзарядиться позитивом

На памяти авторов BN столь парадоксальное присутствие наблюдается впервые за многие годы. Поистине загадочное явление: изданная на 4 cd во Франции в 2010 (по лицензии) коллекция находится среди бестселлеров США!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы