Темы

John Fogerty «Wrote a Song for Everyone», кроме блюзменов

John Fogerty «Wrote a Song for Everyone», кроме блюзменов

Дуэтная пластинка Джона с его бессмертными хитами мало касается блюза. В диске доминирует звук, близкий к современному кантри, кое-где рок. Такова воля создателя: Джон лично определил стилистику и саунд собственного шедевра. Шедевра? Журнал “Rolling Stone” ставит 5 баллов (совершенство), другие музкритики более сдержанны. Наиболее блюзовые моменты – «Lodi» (в оригинале - кантри в чистом виде), в которой с Джоном на гитарах играют его юные сыновья Шейн и Тайлер.

Другой перл (ритм-блюзовый) диска – Джон вполне оправданно закрывает им пластинку – «Гордая Мэри». Тут дуэт ему составила полностью черная команда – певица Дженнифер Хадсон, плюс медный негритянский коллектив Rebirth Brass Band во главе с Аленом Тусcеном. Рецензент журнала «Катящийся камень» считает этот трек наислабейшим. В редакции же BN разочарованы двумя кантри-артистами, откровенно испортившими, с нашей точки зрения, пару гениальных треков. Алан Джексон и группа My Morning Jacket. Однако они не слабаки, они просто далеки от блюза. На внутренней странице извлечения из рецензии “Rolling Stone”, переведённые Олгой Тан.

На рубеже 60-70-х Фогерти являлся Голосом Американского Рок-энд-Ролла. С Creedence Clearwater Revival с 1968 по 1971 пять альбомов на верхушке хит-парада и 7 его песен подряд в ТОР-5. Джон перезарядил потрёпанную фундаментальную поэтику фолка, кантри, блюза и rockabilly скрежещущей страстью своего голоса, обжигающими гитарными соло и язвительными наблюдениями над нашей демократией. В ”Proud Mary”, ”Lodi”, ”Fortunate Son” Америка предстаёт запачканной кровью и грубым правосудием и все же многообещающей и идущей к славе; Джон представляе её таковой с репортёрской лаконичностью и убеждённостью мечтателя.

Альбом «Wrote a Song for Everyone» - доказательство неувядающей мощи и истинности величайших песен Фогерти. Для переделки он взял дюжину вещей, главным образом эпохи «Криденс», сработанных в динамичном партнерстве с тщательно отобранными современными звёздами и родственными его таланту, включая, Bob Seger, My Morning Jacket, Keith Urban, Miranda Lambert, Foo Fighters. В итоге мы получили лучшую музыку Джона, по крайней мере, со времен CCR. Его голос силён, он цепляет, даже обдаёт жаром, когда он противостоит Кид Року в ”Born on the Bayou”. Нынешняя форма Фогерти-гитариста позволяет ему превзойти Brad Paisley, коллегу из цеха кантри-музыки в собственной песне ”Hot Rod Heart” 1997 года из пластинки «Blue Moon Swamp».

Оценивая эти песни с точки зрения земляка, следует признать – Фогерти зажигает, в нём есть нерв. Мотивы и истории Джона звучат с новой свежестью. С Foo Fighters в ревущей ”Fortunate Son” Фогерти, призванный во время Вьетнамской войны (и отбывший в резерве), перекликается голосом в куплетах с вокалистом Dave Grohl с повышенной, воющей яростью. Он как бы негодует по поводу бардака в Ираке и Афгане, выходящего его стране не дешевле вьетнамской авантюры.

Стилистически Фогерти пересматривает танцевальную деревенскую ”Almost Saturday Night” (1975) в натуралистическом ключе – под колкое банджо Кейта Урбана и при его подпевке в духе подвыпившего собутыльника. Или вот смелый подход, когда с калифорнийской командой Dawes, возрождающей звук 60-х, они вместе возвращают к жизни дивную забытую балладу ”Someday Never Comes” (1972, «Mardi Gras»). Звучит с привкусом меланхолии, ведь в основе песни горечь от непростого разговора с отцом когда-то в детстве, открывшем сыну печальную истину (см. название песни). Певец ансамбля Taylor Goldsmith жалобно вопрошает, а Фогерти выступает в роли старшего беспощадно выкладывающего суровую истину.

Дуэтные проекты по преимуществу неуклюжие, не достигающие своих (художественных) целей затеи, словно репертуар и партнеры подбираются под дулом пистолета. ”Proud Mary” уж слишком буквально следует канонам стилистики продюсера по имени Allen Toussaint из Нового Орлеана, и здесь единственный просчёт альбома. Ведь Ike and Tina Turner создали в подобном духе могучий соул-кавер, превзойти который сложно.

По сути же диск «Wrote a Song» слушать сплошное удовольствие, особенно в части, когда дело доходит до интерпретации музыки Фогерти в духе «кантри»… особенно с Zac Brown Band в бойком предостережении ”Bad Moon Rising”.

Лично сделав аранжировку и спродюсировав альбом, Фогерти совершил ценную эмоциональную находку. Истинным откровением стало появление дуэта с Бобом Сигером в песне ”Who’ll Stop the Rain”. Пара гастрольных бойцов в песне-сочувствии хорошей погоде фантастически гармонична. Она сделана в кабачном стиле Боба и заставляет вообразить, как Сигер пел ее, скажем, в одном из баров Мичигана.

Фогерти позволил группе My Morning Jacket несколько прогнуть под себя другое произведение с диска «Cosmo’s Factory» (1970). Из ”Long as I Can See the Light” вышел навевающий дремоту вариант медленного кантри, подошедший, впрочем, обеим сторонам дуэта идеально - словно перчатка ладони.

Остроумнейшая деталь пластинки заключена в песне, давшей ей название. Половину исполняет кантри-певица Миранда Лэмберт, эмоциональная и вспыльчивая словно порох. Фогерти сочинил песню в самый разгар безумия под названием «группа Криденс» (в 1969, когда они выступали едва ли не ежедневно и к тому же умудрились выпустить за год 3 пластинки). Домашняя жизнь тогда напрочь отсутствовала, поэтому Лэмберт, пропевая свою часть, возводит горькую иронию того момента в квадрат: «Я написала песню для всех и каждого, да только я не могу поговорить с тобой». Интонация ее обиженная и вместе с тем сочувственная, будто она пытается притушить печаль. Том Морелло врывается в этот «диалог» с воющим на пределе возможностей гитарным соло, напоминающем о том давнем успехе легендарной группы, который вышел из-под контроля.

В известном смысле Фогерти целую жизнь дожидался этой массы удовольствия от создания «Wrote a Song for Everyone», и в то же время он ждал вызова – вызова своих старых песен. «Все эти мили в пути вели обратно к свету», - поет он в ”Mystic Highway”, одной из двух новых вещей, написанных специально для диска. Чистота гаражного рока группы «Криденс» и темп, в котором они делали записи, привели к тому, что многие корни и ветви Фогерти-автора остались незадействованными. Горестный и резкий конец ансамбля и десятилетия сутяжничества в судах никак не способствовали тому.

Полностью здесь

Перевод ОТ

1-06-13

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

В “Shine Bright” вы найдёте блюз, буги, баллады, зайдеко и ещё много мелодических «солнечных зайчиков» прочей американы . Держите пластинку при себе на случай, если вам потребуется подзарядиться позитивом

На памяти авторов BN столь парадоксальное присутствие наблюдается впервые за многие годы. Поистине загадочное явление: изданная на 4 cd во Франции в 2010 (по лицензии) коллекция находится среди бестселлеров США!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы