Темы

«Большая книга блюза» закрыта?

«Большая книга блюза» закрыта?

Блюз - умирающая форма искусства, и с этим мало что можно поделать. Так начинает свою статью и соответствующую лекцию музыковед Роберт Сантелли (Robert Santelli). Если бы такое прозвучало из уст кого-то другого, оно не стоило бы внимания. Однако мистер Сантелли - директор музея «Грэмми», автор двух основополагающих справочников по блюзу, по которым составляли коллекции несколько поколений блюз-меломанов. Он издал в 90-е “The Best of the Blues: The 101 Essential Blues Albums”, а ещё раньше «библию жанра» - “The Big Book of Blues: A Biographical Encyclopedia.” Теперь Сантелли читает в университетах лекцию “Rollin’ and Tumblin’: The Importance of Blues in American Music History”, превозносит ключевую роль блюза во многих корневых жанрах музыки США, но пророчит ему тусклое будущее. "Не думаю, что возможно чего-то добиться, стоя поперек дороги или плывя против течения. Будь что будет», - резюмирует музыковед. – «Существует опасность, что блюз превратится в исторический жанр типа диксиленда или биг-бэнд музыки. Их исполняют и отдают должное, однако, и то, и другое пустой звук для молодежи. Блюз все меньше и меньше связан с современной музыкой".

Автор книг о Элвисе, Брюсе Спрингстине, Вуди Гатри, Сантелли приложил максимум усилий, чтобы развернуть процесс вспять. Вероятно, энтузиазм его иссяк в начале века. Он был одним из менеджеров, который реализовал в 2003 проект Конгресса США "Год Блюза". Или организовал концерт в Белом Доме в 2012 году. Пустые хлопоты. У блюзовой музыки с каждым годом всё меньше слушателе, всё меньше покупателей.    

«На гребне сейчас хип-хоп - молодежь кормится рэпом. Кстати, рэперы все чаще "цитируют" блюз, используют его фрагменты, сэмплы. Поищите образцы, советует музыкальный историк, на записях Mos Def, Nas, Chuck D, Common. "Состояние блюза особенно удручает, поскольку именно блюз наиболее существенная форма американской музыки», - сокрушается Сантелли.

Лекция (и статьи) Роберта Сантелли изобилует удивительными банальностями, что в свою очередь, подтверждает невежество «новых американцев». Лектору приходится повторять хорошо известное, например, русским поклонникам блюза: дескать, рок-н-ролл вышел из блюза; "отец" кантри-музыки Джимми Роджерс составлял репертуар из черных блюзов, которые услышал от рабочих-негров на строительстве железнодорожных веток в штате Миссисипи; британский блюз полностью искусство-эпигон черного фольклора США и т.д. Мистер Сантелли не промолчал о простоте жанра - три аккорда, слишком примитивно. "Чтобы играть на эмоциональном пределе эти три аккорда, чтобы привлечь к себе внимание, требуются колоссальные способности и божий дар", - полемизирует  Сантелли с хулителями жанра. Горечь и ярость, живущие в блюзе, объясняются "его мучительной историей, его глубокой связью с темами сегрегации и расизма Юга». Лектор также не согласен с утверждением "блюз пришел из Африки". Какая-то часть корневой системы жанра действительно лежит в почве Черного Континента, однако блюз преимущественно искусство Америки!

Вероятно, один из ведущих теоретиков черной музыки не слишком верит в нынешнее поколение блюзменов, начавших карьеру в 90-е годы. "Они стараются вовсю, - рассуждал он на лекции в Сент-Луисе. - Однако это поколение артистов может стать последней генерацией блюзменов. Дальше блюзовую музыку ждет неизбежный закат и перемещение в музей".

 

От редакции BN: Приговор Роберта Сантелли знаменателен и заслуживает комментария.

Действительно, блюз как бизнес теряет позиции. Его рынок за последнее десятилетие, по данным музыкальной прессы, сократился почти на 40 процентов. Это касается в первую очередь тиражей пластинок и фестивальной сцены. Отметим: речь идет о главном рынке, о рынке США. В Европе, куда перенесли свою активность некоторые американские блюзмены, дела не выглядят столь трагично, хотя американскому деловому размаху, безусловно, уступают в разы.

Мистер Сантелли оценивает блюз именно как бизнес. А вы, уважаемый читатель, как вы оцениваете нашу музыку? Любое большое поп-искусство переживает стадии фольклора, андеграунда, моды, "большого взрыва", отступления и перетекания в статус ИСКУССТВА. В последнем качестве любая музыка может благополучно существовать - в разных смыслах, но в новых форматах и масштабах - до скончания времен. Вспомните хотя бы танго или регтайм. У блюза многое впереди. Много хорошего, хотя это «хорошее» не будет исчисляться, очевидно, сотнями миллионов долларов.

ОМ/АК/ОТ   1-12-13

Из 12 песен на альбоме 9 - каверы. Howlin’ Wolf, Muddy Waters, Blind Willie Johnson, Blind Lemon Jefferson и Robert Johnson - можно историю блюза изучать. Высококачественный электрический блюз, когда известные песни обретают новое звучание

За неимением рубрики «Ностальгия по 70-м» альбом придётся поместить сюда. У его содержания, бесспорно, блюзовые корни (за редким исключением). Boogie rock – упрощённое продолжение блюзрока 60-х сильно отдающее glam роком

Сильный диск. Ему явно пытались придать характер жёсткого soul-rock, и оно удалось. Этот тренд, кстати, сейчас можно назвать модой – новое поколение тянется почему-то к подобному звуку. Странно было бы не включить в диск «старые любови» Даны типа кантри и акустического фолка, однако пара песен не меняет общей картины. Огонь, много агрессивной меди и превосходный голос. Зачёт-зачёт!   

Абсолютный рок/блюз-шаффл и тяжёлый boogie-рок. Супер!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы