Темы

Steve Earle. Изменивший себе с блюзом

Steve Earle. Изменивший себе с блюзом

Так или иначе, блюз всегда был рассыпан в работах Стива Ирла. В произведениях музыканта, который никогда не боялся отходить от традиций американского кантри, добавляя изрядную порцию рока и рокабилли, политических заявлений, иногда ирландского фолк-панка в стиле Pogues или ассоциаций с «индийскими» работами Джорджа Харрисона. Может и поэтому он трижды получал премию «Грэмми» за «лучший современный фолк-альбом года». Пришел черёд «смеяться в лицо грусти», по выражению RS, то есть перевести свою печаль и талант в режим straight blues - неразбавленного блюза. Текст Олега Павлова. 

Собственно нашим «блюзовым клиентом» в полной мере Steve Earle до сих пор не был. И вот на 60-м году жизни, как он сам рассказывает, органично подошел к тому чтобы сделать целиком блюзовый альбом. Опять же по его определению, «блюз – состояние души присущее и понятное абсолютно каждому человеку, и я всегда знал, что рано или поздно запишу такой диск».

Terraplane – это марка авто, выпускавшегося в 30-е годы в Детройте. Сразу вспоминаем песню Роберта Джонсона Terraplane Blues, в которой он восхищается прелестями своей машины так страстно, что становится понятным что речь идет о женщине («залью тебе маслица, наполирую бока, прочищу карбюратор»*…. и прочие метафоры секса). В случае Стива Ирла Terraplane – роскошное путешествие на шикарной машине. Прямое обращение к Роберту Джонсону звучит в песне The Tennessee Kid, о парне, продавшем душу дьяволу на том самом перекрестке. Начинается песня зловещим речитативом пятистопным ямбом, постепенно нагнетая напряжение этой страшной истории.

Говоря о музыкальных источниках диска, Стив называет три составляющие – ранние работы Howlin’ Wolf на студии Chess, музыка Canned Heat и первые два альбома ZZ Top. Например, вдохновением для You’re The Best Lover That I Ever Had послужила песня Хаулина Вулфа Smoke Stack Lighting.

Все песни диска были написаны Стивом во время его одиноких гастролей по Европе, с гитарой и мандолиной. Он уже имел к тому времени сложившуюся в голове концепцию, звуковую картину диска, как всегда бывает в его творчестве. Вся запись заняла шесть дней в студии Нешвилла House of Blues Studio D. Это его 16-й студийный альбом и в записи участвовала постоянная группа Стива The Dukes, которая прекрасно справилась с непривычной задачей.

В песне Acquainted With The Wind есть строка - «Я вою словно буря, я шепчу как легкий бриз», в принципе характеризующая настроение и палитру альбома. В шутливой перепалке полов – Baby’s Just As Mean As Me («моя подружка тоже не подарок, как и я») приняла участие певица Eleanor Whitmore. Две последние песни своими названиями не оставляют сомнений в содержании этого альбома – Gamblin’ Blues и King Of The Blues. Всего 11 композиций, 37 минут музыки – как раз на две стороны виниловой пластинки, как в старые времена!

Многие издания не поленились напомнить, что Стив недавно развелся, с певицей Элисон Мурер. Это был его самый долгий брак – самый долгий из семи! (с шестью женщинами, т.к. на одной из них он женился дважды). Вроде как и в этой личной драме можно искать причину обращения к блюзу. Тем не менее, сейчас, празднуя своё 60-летие, Стив Ирл как никогда полон сил и творческих планов. Выходят в свет его мемуары I Can’t Remember If We Said Goodbye (“Не припомню чтобы мы прощались»). Он написал заглавную песню для недавнего успешного альбома Марианны Фейтфул Give My Love To London, снимается в сериалах (The Wire, Treme), проводит конференции по сочинению песен, и … уже говорит о подготовке сразу двух следующих альбомов. К сожалению, оба они будут конкретными кантри-альбомами. Впрочем, может оно и к лучшему. Блюз ведь это зов души, а не планового хозяйства. Нам и этого замечательного диска хватит надолго. Он вполне может стать одним из лучших в наступившем 2015-м.

У автора этих строк именно такое мнение складывается.

 

* - перевод приблизительный, по смыслу

 

** - глава из книги “31 песня» Ника Хорнби, посвященную Стиву Ирлу («Альтернативный Стив Ирл. Второе рождение великого песенника»).

 

22-05-15  Олег Павлов для BN

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

В “Shine Bright” вы найдёте блюз, буги, баллады, зайдеко и ещё много мелодических «солнечных зайчиков» прочей американы . Держите пластинку при себе на случай, если вам потребуется подзарядиться позитивом

На памяти авторов BN столь парадоксальное присутствие наблюдается впервые за многие годы. Поистине загадочное явление: изданная на 4 cd во Франции в 2010 (по лицензии) коллекция находится среди бестселлеров США!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы