Темы

LaVern Baker: viva Rhythm and Blues!

LaVern Baker: viva Rhythm and Blues!

Имена некоторых исполнителей прочно ассоциируются с блюзом и ритм-энд-блюзом. Хотя доподлинно известно, что в их карьере собственно блюз, в любой из его разновидностей – календарно короткий этап. Среди таких артистов эстрадная дива ЛаВерн Бейкер. Текст Андрея Струкова.

1.

Delores LaVern Baker родилась в Чикаго в 1929 году.

В то время Чикаго – уже одна из «столиц» блюза, и не очень удивительно, что в многочисленной родне Делорес оказалось сразу две великолепных исполнительницы блюза: во-первых, сколько-то-юродная тётя аж сама Memphis Minnie; в-вторых, ближайшая тётя Merline Johnson, родная сестра отца, профессиональная джазовая и блюзовая певица, известная под сценическим псевдонимом Yas Yas Girl (её карьера была относительно продолжительной, она работала со многими великими блюз- и джаз-менами.

Именно тётя Мерлин воспитывала Делорес, и девочка с самых юных лет мечтала об аналогичной профессиональной карьере, тем более, что все предпосылки (мощнейший голос, внешность, умение работать «на публику») сформировались рано. Делорес, разумеется, пела в церковном хоре и в 12 лет уже стабильно солировала.

Юная Делорес в день своего 17-летия (в те годы это возраст, когда уже можно было посещать заведения с торговлей алкоголем) она начала работу на сцене клуба DeLisa. Чикагская сцена показалась тесноватой для начинающей певицы, и через год она переехала в Детройт. В Америке начинался автомобильный бум, Детройт стремительно развивался, прибывали волны мигрантов с Юга, обширная потенциальная аудитория для блюза и ритм-энд-блюза, который как раз входил в свой классический пред-рок-н-рольный период и формат.

В Детройте Делорес получила ангажемент в Flame Show Bar, менеджер которого Al Green настолько впечатляется дебютанткой, что стал её персональным менеджером.

2.

Окончание 40-х и самое начало 50-х годов – это ещё и закат биг-бэнд-джаза. Красивые традиции, огромный культурный «багаж» и опыт уже не соответствовали новому времени. Но некоторые оркестры и студии ещё держались. В период с 1949-го по 1953-й год Делорес Бейкер успела записаться с такими мастодонтами: на RCA с Eddie “Sygarman” Penigar Orchestra, на Columbia и OKeH с Maurice King & His Wolverines (строго говоря - почти биг-бэнд, это клубный оркестр Flame Show Bar, ближайшие коллеги Делорес); и на студии King в составе Todd Rhodes Orchestra. Эти записи - либо стандартно-оркестрованный свинг (“Easy Baby”, “Good Daddy”), либо лирический напевный блюз в типичной джазовой обработке (“I’ll Try”, “Make It Good”), пока стилистически далеко от будущей хит-мейкерши ЛаВерн. Пожалуй, только в “Pig Latin Blues” 1952-го года можно услышать приближающийся ритм-энд-блюзовый этап карьеры Бейкер.

Кроме собственно студийной работы – важными для Бейкер стали широчайшие по географии гастроли с указанными коллективами. Теперь её имя уже знали не только в Чикаго или Детройте. Мало того: сольную карьеру она начала не в Америке, а в Европе, отгастролировав там несколько месяцев в 1953-м году.

3.

…….А в конце 1953-го года она подписала контракт с Atlantic Records!

Начало контракта совпало со взлётом студии. Уже год прошёл с триумфа Clovers с их “Don’t You Know I Love You”; выпущены миллион-селлеры Рут Браун “Teardrops From My Eyes” и “Mama He Treats Your Daughter Mean”; а “Money Honey” Клайда МакФэттера уже пошла в дистрибуцию и к исходу 53-го станет главным р-н-б-хитом года. Уже работает на Atlantic Рэй Чарльз, чья “I Got A Woman” в 1954-м вообще перевернёт весь ритм-энд-блюз.

На студии не сразу подобрали хитовый рецепт для Бейкер (кстати, с началом работы на Atlantic и до конца карьеры она уже именно ЛаВерн Бейкер). Два её сингла успеха не имели, хотя дебютный “Soul On Fire” рецензенты сейчас отмечают как нечто выдающееся. Тем не менее – у неё крепкий промоушн от Atlantic, она гастролировала и выступала в обойме звёзд. Не имея пока ни одного национального хита, она даже появилась в одном из шоу Алана Фрида, в компании с Clovers, Faye Adams, Spaniels.

4.

ЛаВерн Бейкер «выстрелила» первым хитом в октябре 1954-го. Простенькая песенка “Tweedle Dee” (набор бессмысленных рифмованных слогов с несколькими банальными строчками «…я счастлива…сегодня увижу своего милого…люби меня…поцелуй меня, уходя») под ритм мамбо. Песня хорошо принималась белой аудиторией, распродавалась мгновенно, в биллбордовской «горячей сотне» поднялась до 14-го места, а по категории р-н-б стала 4-ой.

Началась одиннадцатилетняя (!) хитовая серия ЛаВерн Бейкер.

 

В 1955-м году, вслед за “Tweedle Dee”, ещё три её сингла входили в р-н-б Тор10.

В 1956-м – следующие три, включая “Tra La La” с 1-м местом хит-листе (плюс две другие сорокапятки добрались до 13 и 15 места).

В 1957-м – ещё два попадания в р-н-б Тор-10, среди которых супер-смэш “Jim Dandy”, которая возглавила р-н-б-чарты и прогостила в хит-листе больше 4-х месяцев. Фирменный вокал Бейкер с прорывающейся хрипотцой, ни на секунду не ослабевающий ритм, фантастический саксофон. Ну, а лирика – это вообще очарование: ловкий парень-спасатель Jim Dandy, который никогда не бросит женщин в беде, а сам  такой хваткий, что даже из подводной лодки умудрился закрутить шуры-муры с королевой русалок. Думаю, “Jim Dandy” – один из самых замечательных и самых характерных примеров стиля «ритм-энд-блюз, стоящий одной ногой уже в стиле  «рок-н-ролл». Молодой задор, напор, цепляющий ритм, побольше гармонизированного шума, поменьше мыслей и рефлексии!

Интересно, что к песне написали «сиквел» “Jim Dandy Got Married” (ну, понятно: лихого спасателя таки завели под венец), который музыкально буквально копировал песню-первоисточник и почти повторил его успех.

Естественно, что с такой серией хитов ЛаВерн Бейкер – уже национальная звезда. Она в непрерывных гастролях, в том числе по Австралии, например, в 1957-м году. Она многократно выступила у Алана Фрида, снялась в двух его фильмах (“Rock, Rock, Rock” и “Mr.Rock And Roll”). Даже появилась на шоу Эда Салливана! В американском шоу-бизнесе это такое подтверждение статуса, которого некоторые супер-звёзды так и не сумели добиться, часто по воле самого Салливана, большого консерватора и самодура.

5.

Работа на Atlantic шла своим чередом, ЛаВерн выпускала по три-четыре сингла в год. Постепенно задорные ритм-энд-блюзы и страстные «женские» блюзы разбавились блюз-балладами, которые по простоте аранжировки полностью соответствовали общему стандартному поп-потоку того времени. В слезливых безобидных песенках для ЛаВерн Бейкер даже не оставалось возможности проявить свои уникальные вокальные данные. Некоторое разнообразие вносили изобретательные продюсеры Atlantic: там какой-нибудь нестандартный латинский ритм, тут какой-то оркестровый трюк, типа пронзительного скрипичного проигрыша (“Senor Big And Fine”).

Интересно, что, как только студия выпускала что-то яркое, нестандартное, контрастирующее с поп-тягомотиной, сингл мгновенно пробивался либо в ритм-энд-блюзовые хит-листы, либо в общие хит-листы Билборда. Так было с “Bumble Bee” в 1960-м, или с “Saved” в 1961-м (замечательный госпел сочинения Лейбера-Столлера; жаль, что такой редкий пример в архиве Бейкер). Или очень выразительная “You’re The Boss”, великолепный дуэт ЛаВерн с Джимми Риксом (Jimmy Ricks), куда там Элвису с Энн-Маргарет…

Общую стилистическую поп-мешанину отражают и альбомы Бейкер, которые выпустила Atlantic. Например, на альбоме с обязующим названием “Blues Ballads” всего четыре более-менее баллады, включая “I Cried A Tear” с Кингом Кёртисом на саксофоне (главный поп-успех Бейкер, 6-е место в общем хит-листе Биллборда). Всё остальное – смесь фирменных бейкеровских ритм-энд-блюзов (“Whipper Snapper”), весёленьких ритмизированных песенок (“Dix A Billy”) и каких-то хали-гали (“You’re Teasin’ Me”). Определённо скрашивает альбом нестандартная версия “St. Louis Blues”. Полагаю,  похожего кавера нет во всей блюз-дискографии, однако всё равно это не по разряду заявленных на обложке альбома баллад.

6.

И всё-таки один супер-блюз-шедевр (именно с ударением на «блюз») Лаверн записала на Atlantic. Это альбом 1958-го года “LaVern Baker Sings Bessie Smith”. Один из немногих прекрасных примеров удачной адаптации архаичного блюза. Каждая талантливая современная обработка «довоенного блюза», делает классику доступнее, понятнее, и мы вновь обращаемся к архаике с меньшими интеллектуальными усилиями, с удовольствием; сколько людей открыли для себя Роберта Джонсона благодаря Клэптону и Питеру Грину!

“LaVern Baker Sings Bessie Smith” из той же породы. Пластинка великолепна! Студия подобрала крепких аккомпаниаторов из «первого эшелона» современного джаза: трубач Buck Clayton, пианист Nat Pierce. Ну а голос Бейкер не уступает голосу самой «Императрицы Блюза». Варианты Бейкер слушать, конечно, комфортнее, в том числе и благодаря щедрому, очень искусному оркестровому сопровождению (всё-таки на записях Бесси Смит мы отчетливо слышим, в основном, рояль и духовые). Некоторые каверы Бейкер почти копируют оригинал (“Back Water Blues” и “Empty Bed Blues”). Видимо, благодаря полному набору инструментов и их отчётливому звучанию – ритм у Бейкер чётче и кажется чуть ускоренным (особенно это заметно в “Nobody Knows You When You’re Down And Out”, “Young Woman’s Blues” и “Preaching Blues”).

Альбом, повторюсь, прекрасный, но, учитывая год релиза – 1958-й – не имел ни малейшего шанса на коммерческий успех.

 

7.

Дальше всё не очень интересно, с чисто-блюзовой точки зрения. Причины не в нашей героине - просто эпоха великого ритм-блюза подошла к концу...

ЛаВерн перешла на студию Brunswick, по стилю её музыка всё более склонялась к соул и поп, и слушать эту часть архива – напряжено, за очень редкими исключениями (в их числе “Think Twice”, дуэт с соул-звездой Джеки Уилсоном).

8.

Именно на примере ЛаВерн Бейкер имеет смысл вспомнить о явлении, которому цветные музыканты дали красноречивое название “whitewashing”, в обычном значении – «побелка»; в переводной литературе время от времени встречаю термин «перелицовка».

Применительно к музыке это простой механизм: популярный белый музыкант перепевал «расовый» хит, облегчая ритм и аранжировку, смягчая (или значительно переписывая) лирику. В образующейся конкуренции кавер белого исполнителя продавался лучше, в том числе и потому, что получал широчайший эфир на «белых» радиостанциях. Цветные музыканты и их студии несли убытки от недопроданных тиражей. Самый известный «перелицовщик», наверное, Пэт Бун, который перепел и “Ain’t That A Shame”, и “Tutti Frutti”, и “Long Tall Sally”, и “Honey Hush” вместе с “Flip Flop And Fly”.

Возвращаясь к ЛаВерн Бейкер – её хитовый аудиоархив белые исполнители «освоили» мгновенно. Особенно преуспели студия Mercury и её звезда Georgia Gibbs (отвлечённо говоря – да, интересная певица, но в контексте этой истории уж сильно некрасиво всё выглядит).

Гиббс переписала все главные хиты Бейкер (“Tra La La”, “Tweedle Dee”), причём её синглы расходились гораздо большими тиражами, чем бейкеровские. “Tweedle Dee”, например, по категории «поп» в Биллборде чуть-чуть не добралась до первого места, общий тираж быстро превысил миллион копий.

ЛаВерн была так, мягко выражаясь, возмущена, что даже написала письмо конгрессмену от Детройта. Понятно, что без последствий... Теперь этот факт упоминается биографами как один из первых случаев попытки иска по теме «неправильно истолкованных и использованных авторских прав». Зато ЛаВерн Бейкер от души подшутила над Джоржией Гиббс: улетая на гастроли в Австралию, она отправила Гиббс предоплаченный полис социального страхования с припиской «если я погибну, ты останешься без работы». Шутки – шутками, но прецедент конкретно с ЛаВерн – один из самых, так казать, жульнических  в истории ритм-энд-блюза. Хотя и не предосудительный – многие так поступали, в том числе супер-гранды.

9.

В 1966-м году с ЛаВерн Бейкер случилась ужасная история, готовый сценарий для драматического сериала. Она поехала на гастроли в «поддержку войск» во Вьетнаме, заболела пневмонией, в тяжелейшем состоянии была перевезена в госпиталь в Таиланде – и оказалась буквально брошена на произвол судьбы. Гастрольный караван вернулся в Штаты, менеджер сделал вид, что «забыл» про Бейкер. В чужой стране, не зная языка, без единого знакомого, чудом добралась певица до Бангкока, попутно страдая от рецидивов болезни. Там сумела разыскать каких-то американских военных, которые довезли её до госпиталя на Филиппинах, где она прошла мучительный 4-х месячный курс реабилитации. Тем временем муж артистки вместо того, что пуститься в на поиски супруги, объявил её умершей и переоформил на себя все авторские права на её переиздававшиеся достаточно успешно записи.

ЛаВерн фактически начала жизнь заново, на Филлипинах. Нашла знакомых и почитателей. Стала совладельцем клуба (в зоне расположения американских войск), на сцене которого периодически пела.

И в 1988-м году вернулась в США, как раз к торжествам по поводу 40-летия студии Atlantic. Выступив в юбилейной серии концертов в Madison Square Garden, ЛаВерн Бейкер снова оказалась «в обойме», пусть не звёзд первой величины, но, скажем, ветеранов, которых помнят и любят. Она выпустила пару альбомов, её вокал звучит в нескольких популярных саундтреках (“Dick Tracy”, например), в 1991-м году её выбрали в Зал Славы Рок-Н-Ролла.

Но – уже возраст, уже болезни (жесточайший диабет), и в 1997-м году она умерла.

10.

Если говорить о каких-то рекомендациях для прослушивания, то я бы горячо рекомендовал двух-дисковую компиляцию “The Chronological LaVern Baker. Singles 1949-1961” (как раз включает почти весь архив на Atlantic), и, конечно, обязательно, альбом “LaVern Baker Sings Bessie Smith”, о котором более-менее подробно уже рассказал.

26/05/15   автор – Андрей Струков для BN

Звучание альбома сильно отличается от прошлых работ Аны. Современный поп-саунд, фанк и соул, мягкий звук. Похоже, пластинка с прогибом под вкусы успешных и консервативных покупателей среднего класса, прежде всего, дам, выросших на "уроках" сериала "Секс в большом городе". Продюсером диска выступил знаменитый Кеб Мо, знающий как угодить подобной публике 

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Сильный диск. Ему явно пытались придать характер жёсткого soul-rock, и оно удалось. Этот тренд, кстати, сейчас можно назвать модой – новое поколение тянется почему-то к подобному звуку. Странно было бы не включить в диск «старые любови» Даны типа кантри и акустического фолка, однако пара песен не меняет общей картины. Огонь, много агрессивной меди и превосходный голос. Зачёт-зачёт!   

Абсолютный рок/блюз-шаффл и тяжёлый boogie-рок. Супер!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы