Темы

Odetta и поклонница с синими волосами

Odetta и поклонница с синими волосами

Трибьюты – существенная часть блюзовой культуры. Блюзмены посвящают свои проекты коллегам из старших поколений (B.B.King “Let The Good Times Roll. The Music of Louis Jordan”) или прародителям блюза вообще (“Hot Foot Powder” Питера Грина), или безвременно ушедшим друзьям (Клэптон и его “The Breeze: An Appreciation Of J.J.Cale”).

Как правило, такие проекты получаются высокого уровня. По двум причинам. Материал прошёл проверку временем. Трибьюты включают самые выдающиеся композиции, которые находят благожелательный отклик с первых аккордов. Во-вторых, блюзмены, вместе с продюсерами в случае проектов-посвящений относятся к работе с особым трепетом.

1.

Все эпитеты из предшествующего абзаца, включая слово шедевр – это как раз про альбом 2015-го года “Requiem For A Heavyweight (A Tribute To Odetta)” авторства Sista Jean (ещё, обращаю внимание, немелкий плюсик – выбранное название; это откровенная игра на ассоциацию с известным фильмом 1960-х годов, с Энтони Куинном в главной роли; есть и боксёрские перчатки на обложке альбома; хоть по смыслу фильм и альбом не пересекаются впрямую, слишком разные истории, но сразу какие-то струны в душе вибрируют, настраивают на благожелательный лад).

Альбом, как понятно уже из названия, посвящен Одетте (Odetta Holmes, 1930 - 2008). Икона не только негритянской, но и всей американской культуры второй половины ХХ-го века и начала ХХI-го, «Голос Борьбы за Гражданские Права», так сказал про неё Мартин Лютер Кинг; актриса, певица, одна из главных движущих сил фолк-возрождения 1950-х годов и фолк-музыки вообще (собственно, Одетту не раз называли Королевой Фолка). В её огромном творческом наследии (к счастью хорошо сохранённом, более 40 студийных и концертных альбомов) - и блюзы, и джаз, и спиричуэл.

Автор проекта-трибьюта - Sista Jean (Jean McClain). До недавнего времени она – крепкая певица так сказать «второго ряда». Никакого уничижительного смысла, просто она - высокого уровня бэк-вокалистка, многие годы работала в лучших командах; если упоминать только блюзовые: Тина Тёрнер, Кеб Мо, Мик Джаггер – вот таким исполнителям подпевала Sista Jean.

Кстати, сама Сестра Джин заметила, что в ранней юности решила посвятить свою жизнь музыке, когда увидела выступление Одетты. Дискография у Сестры пока скромная, дебютный релиз у неё был в 2011-м; но надеюсь, что её дискография только начинается.

Обязательно надо упомянуть аккомпаниатора, гитариста Карлайла Баррито (Carlyle Barriteau, обычно его везде пишут просто инициалами - СВ). Его послужной список – тоже не сольные проекты, это в основном аккомпанементы в джазе и современной соул-музыке, но имена тех, кому он аккомпанировал – сплошь артисты выдающиеся, например Ben E.King или Rickey Lee Jones. В “Requiem…” Карлайл, конечно, не просто аккомпаниатор, а настоящий соавтор, недаром на обложке указано “Sista Jean & CB” (вообще СВ как полноправный соучастник указан на всех пока альбомах Сестры Джин).

2.

Треклист альбома – естественно, почти сплошь знакомые названия; про общий принцип подбора материала для трибьютов я уже упомянул. Авторство в-основном Лидбелли. Все песни (кроме одной, о ней речь чуть позже) на том или ином этапе своей карьеры спела лично Одетта.

Если рецензировать пластинку одним словом (и одним знаком препинания), то это – Ритм! Ритм!! Ритм!!!, особенно в первой части альбома. И ритм очень мощный, акцентированный, заразительный; бьющий наповал напор, шквал, ураган, сверх-высокая энергия (что тем более удивительно, учитывая, что большинство треков – это типа-просто пение под гитару).

Стартует проект с “Alabama Bound”. В этой песне найден чудесный рецепт, применённый почти в половине треков: чуть ускоренный тем песни по сравнению с оригинальной версией, ну и – уже упомянутая фантастическая ритмика, намеренно подчеркнутая как-кажется-чуть-упрощённым аккомпанементом.

Вторая песня “Easy Rider”. Лично я раньше эту композицию не очень любил, но вот в таком кавере – это нечто! Шесть-с-половиной минут шаманства (в таких случаях я всегда для ассоциации упоминаю Джона Ли Хукера: обманчиво простоватое музицирование, чуть ли не «один аккорд», но сопротивляться обаянию невозможно). Инструментовка чуть богаче, чем на стартовом треке. Когда песня заканчивается – прямо ловишь себя на сожалении; слушал бы и слушал…

Со следующим номером ритмический напор чуть ослабевает, Сестра Джин поёт “House Of Rising Sun”. И каверов мы слышали уже миллион; и «общее место» - что «…Бёрдона не перепоёшь»; но версия Сестры Джин – это конечно, отдельное весьма достойное произведение.

Потом опять возврат к «высокому напряжению» - известная тема “Jack Of Diamonds”; вокал плюс подчёркнуто-заводная гитара СВ.

На четвёртом треке альбом чуть «провисает», напевная “Deep River” после нескольких ритмичных треков прямо требует усилия, чтобы не «прокрутить на следующую» (ну понятно, это - моё очень скромное мнение, я просто люблю ритмичный блюз, и две-три лирических темы подряд слушаю с трудом).

К следующему треку – ставьте сколько хотите восклицательных знаков. “Another Man Done Gone” в варианте а-капелла. Всего две минуты, но - полного волшебства. Очередной повод задуматься и удивиться – какими казалось бы скромными средствами мастера умудряются создавать свои бессмертные творения. Четыре коротких предложения («Ещё один умер…И даже имя его не известно…Был в цепь закован…Вот ещё одного убили…Ещё один умер»), каждое предложение напето четыре раза, как куплет. Повторюсь – только вокал под прихлопы. И всё? И всё!! На выходе – шедевр.

…Потом альбом снова «набирает обороты». В “Midnight Special” гитарист СВ (который на предыдущих треках давал, в-основном, ритм) чуть-чуть демонстрирует, какой он всё-таки виртуоз. Здесь и неожиданные почти-испанские коротенькие наигрыши, и удивительный (опять же очень коротенький) слайд.

Ну а “Take This Hammer” – это просто какая-то блюзовая плясовая. Со второй строчки начинаешь подпрыгивать, даже сидя на стуле.

Следующая композиция – “Troubled Man Of Mine”, сочинения собственно Сестры Джин и СВ. Типичная блюзовая лирика («Давайте-ка я расскажу вам про своего парня…непросто мне с ним…»), и очень в стилистике всего альбома.

Небольшой сюрприз – великолепная губная гармоника - в “Hear Me Talking To Ya”, известная песня авторства Луи Армстронга.

Предпоследняя тема альбома - “Meet’n’ At The Building”; ещё один пример гипнотической ритмики.

Ну и в финале – “Glory Glory”, высокая патетика, чуть превышающая по торжественности общий градус проекта. Песня, конечно, и в оригинале волшебная, исполнение Сестры Джин – рпевосходное.

20.9.16   ас для BN

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Новый диск Лопеза - это то, что надо любителям блюз-рока по ту и эту сторону Атлантики. Звук увесист, сочен, и диск, что называется, "качает", свидетельствует известный сетевой обозреватель Роман "The Metal Traveler" Химич

Марция Болл посвятила свою новую работу музыкантам Аллену Туссену, «Толстяку» Домино и Баквит Зайдеко. Их влияние присутствует практически на всех записях

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы