Темы

Mick Fleetwood

Mick Fleetwood

Mick Fleetwood. Его судьба - пример неправдоподобной, «кошачьей» жизнеспособности в шоу-бизнесе. Его автобиографию читаешь как ироничную хронику беспринципного прагматика и «инструкцию по управлению группой, обречённой на конфликты». Поводом для этого материала послужил альбом "Live at the Belly Up" – почти сплошь блюз Питера Грина в исполнении Mick Fleetwood Blues Band. К старости Мик не утратил тяги к музыке – он нуждается в игре на ударных, он – бог ритма. Неважно, в каком жанре. MFBBand возник 13 лет назад на Гавайях, где его лидер живёт уже почти два десятилетия. Он пригласил в группу коллегу по прошлой работе в «Мэке», певца/гитариста Rick Vito. Таким образом, жизненный круг Мика замкнулся: он вернулся к началу. Андрей Струков, автор текста, описывает маневры ренегата, преуспевшего ценой предательства блюзовой темы. Однако не будем категоричны: разве один из лучших в истории блюз/бэндов не носил имя верзилы-барабанщика?      

Андрей Струков:

Вникая в биографию Мика Флитвуда (Mick Fleetwood), вслушиваясь последовательно в его творчество пост-Fleetwood Mac’овского периода – испытываешь что называется «смешанные чувства».

Бесконечное уважение к со-основателю и участнику одной из самой ярких брит-блюз-групп постепенно смазывается, сменяется досадой и некоторой неловкостью.

1.

С одной стороны – Мик Флитвуд буквально в одиночку «вытащил», удержал на плаву проект Fleetwood Mac в то время, когда кончина группы казалась неминуемой: из бэнда ушли ВСЕ, кто составлял его креативную силу – Грин, Спенсер, Кирван.

С другой стороны – а стоило ли их (бэнд и брэнд) сохранять, если в продолжающемся проекте не осталось ничего, вообще ничего из стартового блюзового задела и изобретательного блюз-рока (за что, собственно, их и любили)? Если блюз (блюз-рок) вообще пропал из репертуара? Прослушивая альбомы FM за период после “Kiln House” (ну, или уж точно после “Bare Trees”, в котором ещё отыграл Кирван) буквально мучительно выискиваешь хоть какие-то отголоски любимого брит-блюза – и, увы!

Очевидно, похожие чувства испытывали и профессиональные критики, не сразу уловившие тенденцию развития группы в новом качестве. Стилистические термины, применяемые рецензентами, охватывали буквально всю палитру тогдашней музыки. То, что играла FM в новом составе, называли и блюз-рок (совершенно необоснованно), и софт-рок, и поп-рок. Буквально мантры, чтобы только какой-то «…рок» оставить в описании.

Очевидно, что этот продолжающийся Fleetwood Mac-марафон имел смысл с коммерческой точки зрения: альбомы продавались хорошо, занимали места в чартах, получали золотой и платиновый статус, гастроли традиционно расписывались на месяцы вперёд; но, глядя «из сегодня» - немного обидно за любимую марку FM.

2.

Аналогично и с условно-личным творчеством Мика Флитвуда за  двадцатилетний-с-лишним период.

Параллельно с работой в составе FM Мик записал несколько сольных проектов (имею в виду релизы, подписанные только его именем)  или в составе группы, которая тоже однозначно строго с ним ассоциировалась по названию (Mick Fleetwood’s Zoo).

Даже не буду подробно обсуждать эти релизы; всё это творчество и рядом не поставишь с, например, альбомом “Put A Record On” – совместного флитвудовского музицирования со старыми приятелями по брит-блюз-сообществу: братом и сестрой Келли, Бобом Браннингом и Бобом Холлом.

Все вместе они играли под маркой Tramp. Это такой «необязательный» проект; нерегулярный бэнд, который вроде бы и есть, но которого вроде бы и нет (само название на это указывает: tramp – это бродяга). Тем не менее, несмотря на эту «необязательность», «нерегулярность» – два мощнейших альбома они записали, оба с участием Мика Флитвуда, и хронологически я как раз акцентирую внимание на втором, 1974-го года выпуска. Вот уж брит-блюз так брит-блюз! Мощнейшая энергия, чувствующаяся даже в медленных, размеренных треках (“What You Gonna Do”, “Like You Used To”); фирменный «боевик» Джо-Энн Келли “You Gotta Move”, кстати, в этом варианте - c умопомрачительным саксофоном Дейва Брукса (Dave Brooks), самого молодого из музыкантов, успевшего, впрочем, уже пройти должную выучку у Манфреда Мэнна (эта версия “You Gotta Move” – must have для любого любителя темпового блюза); безукоризненное и слегка «хулиганское» пианино Боба Холла (“Maternity Orders”). В-общем, великолепный альбом; ну, с некоторой общей небрежностью, присущей почти всему брит-блюзу (“I Ain’t A Junkie Anymore”); но всё равно – после него личные мик-флитвудовские “The Visitor” (1981-й год релиза) или “I’m Not Me” (1983-й г.; господи, с каверами на Beach Boys!) просто невозможно слушать.

(с одним, пожалуй, исключением; и то нехарактерным. В составе Zoo у Флитвуда играл Билли Бёрнетт, сын Дорси Бёрнетта, сооснователя и участника легендарного Rock’N’Roll Trio. Билли – талантливый музыкант и автор; песни его сочинения исполняли, например, Джерри Ли Льюис и Рэй Чарльз. Ну и вот, в альбоме “I’m Not Me” есть трек “Tear It Up”, в котором солирует Бёрнетт; композиция с большой историей, её пели считай ещё за сорок лет до того, многие рок-н-рольщики, и Rock’N’Roll Trio в их числе. Спетый Билли “Tear It Up” слушается с удовольствием)

3.

В 1990-х ситуация постепенно изменилась.

В 1992-м году у Mick Fleetwood’s Zoo вышел второй альбом “Shakin’ The Cage”, который любители блюза (блюз-рока) могут прослушать пусть не с горячим одобрением, но уж точно без отторжения.

Это, конечно, настоящий рок, энергичный, напористый, и - скорее «тяжелый», чем «блюзовый» (по мере прослушивания всплывают аналогии не с FM, а скорее с Deep Purple, например, в заглавной “Shakin’ The Cage”).

4.

В начале XXI-го века ситуация стала ещё определённее, Мик ещё ближе подвинулся к блюзу. Его следующий альбом “Something Big” вышел в 2004-м году, группа музыкантов числится как Mick Fleetwood Band, но это, подозреваю, для того, чтобы новым названием выделить новый этап в творчестве Флитвуда. Реально никакого бэнда не было; в проекте поучаствовали 19 музыкантов, в том числе и прежние коллеги по FM – Джон МакВи и Джереми Спенсер. Музыка получилась очень неоднородная, много акустических гитар, скрипок, виолончелей, некоторые треки вызывают недоумение (“Making Other Plans”, “Looking Into You”), но несколько треков – очень крепкий рок (“It’s Only Money”, “These Walls”) и, пожалуй, даже блюз-рок (“Walking With The Angels”).

5.

За следующие 2-3 года Мик всё-таки вернулся в блюз-рок.

Во-первых, он возобновил сотрудничество с Риком Вито (Rick Vito), который несколько лет на стыке 1980-90-х отыграл в тогдашних составах FM. Вито – певец и (главное, наверное) гитарист, под блюз «заточенный». Например, среди своих кумиров он называл Элмора Джеймса. И ещё Вито – удивительный виртуоз, способный вписаться в любой проект: за свою долгую карьеру он играл с Джоном Мейоллом, Литтл Ричардом, Delanie & Bonnie, Альбертом Коллинзом и даже Долли Партон!

Во-вторых, Флитвуд вернулся к блюзовому формату группы: две гитары, клавишные, ударные. И, кстати, название новой группе он выбрал уж совсем красноречивое: Mick Fleetwood Blues Band.

Первый альбом нового состава – бутлег, записанный на одном из концертов в Гамбурге в 2008-м году (альбом реально есть, но в официальной дискографии не значится).

Символично, что концерт стартует со слов «Мне кажется, что блюз – мой единственный путь», “I got a feeling, blues gonna be my only way…”, это первая срока первой песни концерта “Looking For Somebody”. Cама песня “Looking…” – ИМХО шедеврального уровня, равно как и там же тогда же сыгранная “Love That Burnes”. И вообще материал – очень высокого уровня. С приятными сюрпризами - очень неожиданная, какая-то рокабильная версия “Eyesight To The Blind”. Ну и плюс, конечно, “Albatross” и “Black Magic Woman”.

6.

Следующий релиз Mick Fleetwood Blues Band – это уже триумфальное возвращение в самую высшую блюз-лигу.

Альбом “Blue Again” был записан вживую 8 февраля 2008 на концерте в Сент-Луисе (плюс в студии нарезанный “Albatross” бонусом; сейчас “Blue Again” уже переиздан с четырьмя студийными бонусами).

В буклете есть посвящение Флитвуда «…моим коллегам по FM Питеру Грину, Джону МакВи и Джереми Спенсеру…и всему творческому наследию FM».

Соавторство Рика Вито указано и в названии (…featuring Rick Vito), и легко прослеживается по трек-листу: четыре композиции для проекта сочинил Вито (в том числе и великолепную “Fleetwood Boogie”). Одна песня – кавер на всем известную “Shake You Moneymaker” Элмора Джеймса и – семь (!) композиций сочинения Питера Грина.

Тут начинаются тонкие материи.

Мне кажется, именно этот проект наглядно показал, что Мику Флитвуду не хватает личного креатива (именно композиторского, авторского дара). Успех этого и следующих альбомов – это частично общая память и общее восхищение прежним творчеством FM, частично – яркое соучастие Рика Вито: он не только автор чуть-ли-не-половины альбома, не только солирует на гитаре, он ещё и очень неслабо поёт. А касательно Флитвуда - сразу всплывает аналогия с Ринго Старром. Горячо любимый музыкант горячо любимой группы сорок пять лет играет, выступает, выпустил больше 20 альбомов – но ничего более запоминающегося, чем “Matchbox”, “Everybody’s Trying To Be My Baby” и “With The Little Help Of My Friends”, освоенных ещё в составе Битлз, так и не записал, не спел…

Кстати, и о собственно музыкальных навыках Флитвуда, как барабанщика, встречаются очень противоречивые отзывы. Некоторые авторитетные музыканты говорят, что Мик «…самый замечательный барабанщик, с которым я когда-либо играл», а некоторые вроде как и хвалят, но двусмысленно: «…не виртуоз, но его строгая и четкая манера игры дисциплинирует общий строй бэнда»

Несомненно, что Флитвуд – силён как организатор, как имя, «под которое» можно собрать проект…

Возвращаюсь к альбому “Blue Again”. Его высокий именно блюзовый уровень был отмечен номинацией на Grammy (как альбом традиционного блюза).

7.

Хронологически последний на сегодня релиз от Mick Fleetwood Blues Band (и снова «…featuring Rick Vito») – это опять концертник 2016-го года под названием “Live At The Belly Up”.

Belly Up – престижный клуб в Сан-Диего, там выступали многие знаменитые блюзмены, Бадди Гай, например.

Касательно содержания – смотри выше всё сказанное про “Blue Again”. Прежние хиты FM: “Black Magic Woman”, “Albatross”; ударные сочинения Рика Вито: “Red Hot Gal”, “Fleetwood Boogie”; несколько стандартов: “You Can’t Judge A Book By Looking At The Cover”, а также ранее уже упомянутые “Shake You Moneymaker” и оригинальный кавер “Eyesight To The Blind”; замечательная версия “Carol” и зажигательная “Lucky Devil”.

Мне кажется – это такой очень высокий класс «ветеранского» блюза. Пятнадцать-двадцать композиций, наигранных до филигранного уровня, легко узнаваемых публикой, и, естественно, «на ура!» принимаемых в любой аудитории.

Конечно, я не скажу, что “Live At The Belly Up” – это must have (особенно сравнивая с недавними релизами Джереми Спенсера, коллеги Флитвуда по FM), но положительные эмоции для любителей блюза гарантированы.

7.5.17   Андрей Струков для BN

Ричи почти не использует чистый звук инструмента. Многочисленные электронные примочки создают иллюзию звука скрипки, саксофона, гитары, аккордеона. Удивительно, какой диапазон звуков удается ему извлечь из столь малого музыкального инструмента! Стиль этой музыки можно определить как “грязный”, “белый” блюз с элементами панка и даже авангарда, замешанного на фанке и даже джазе

«Party Of One» - торжество метода Торогуда в иных условиях: в «тихом» сольнике сохранились его необычайная энергия, власть рок-«грува» и вокал, оживляющий наследие Л. Хопкинса, Хукера, Сан Хауса. Он полностью состоит из классики американской народной музыки

Достаточно традиционный блюзрок. Приглашенные музыканты и многоопытный продюсер помогли Шону избежать банальных повторов и продемонстрировать свои лучшую технику и музыкальные идеи

Потрясающий концертный альбом мастера в его лучшей форме

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы