Темы

Freddy King.

&2L&     Freddy (после 1970 Freddie) King входит в триаду великих однофамильцев, создавших, по сути, современный блюз и блюз-рок. Он никак не связан родственными узами с Би Би и Албертом. Его успех с наивными с точки зрения сегодняшнего видения блюзовыми инструменталами пришелся на самое начало 60-х годов, так что Фредди стал как бы замыкающим в смысле успеха в череде успехов великих гитарных Кингов. Успехов – У ЧЕРНОКОЖЕЙ АУДИТОРИИ. Однако, как отмечает журнал «Guitar Player» в октябрьском номере 1997 года, Фредди Кинг стал первым чернокожим блюзовым гитаристом, добившимся признания и успеха БЕЛОЙ АУДИТОРИИ, слушавшей рок. Совсем другой размах! Так что в смысле успеха, большого успеха в шоу-бизнесе, он обошел и блистательного Би Би Кинга, и мощнейшего Алберта Кинга – они добились того же значительно позднее.
     Фредди стал также «замыкающим» и по большому счету в гитарном блюзе в принципе, что точно отмечает автор упомянутого журнала Дэн Форте в статье «Texas Connonball»: Кинг принадлежит, вероятно, к последней генерации блюзменов, которые фактически не переигрывали, не интерпретировали образцы, созданные их предшественниками. Фредди принадлежит к тем, кто создавал эти образцы и был последним из истинных творцов гитарного блюза. Все, что последовало за ним, Албертом Коллинзом, Мэджиком Сэмом, Отисом Рашем, Бадди Гайем, - то есть за последней волной истинных новаторов – являлось повторением, усвоением и развитием их уроков.
     Как отмечает журналист Джозеф Ф. Лоредо, Фредди Кинг – настоящий колосс блюза и в прямом, и в переносном смысле. На концертах этот гигант более 180 сантиметров роста буквально гипнотизировал аудиторию, предпринимая на нее звуковую атаку, осыпая градом пуль-нот, извлекаемых на невероятной громкости из золотистой гитары «Гибсон». По-настоящему талант Фредди расцвел в инструментальных блюзовых пьесах, записанных для лейбла Federal, где стали очевидными его невероятная фантазия и виртуозность во владении инструментом. Без сомнения, в тот момент он оказался самым успешным исполнителем блюза.


&3L&     Сильнейшее впечатление Фредди произвел на молодых британцев – Эрика Клэптона, Стэна Вэбба, Джона Мэйолла. Впоследствии, в конце 60-х, громкий успех упомянутых музыкантов помог ему найти свое место на сцене, осуществить, фигурально выражаясь, «второе пришествие» в бизнес. На пластинках компании Shelter зафиксировано, как Фредди близко подобрался к тому, что называется блюз-рок.
     Наш герой родился 3 сентября 1934 года в пригороде города Гилмер, штат Техас. Первыми гитаристами, которых услышал маленький Фредди, являлись его мать и дядя, Леон Кинг, они и начали учить мальчика владению инструментом на седьмом году его жизни. В декабре 1950 года семья переехала в Чикаго, Фредди пошел работать на сталелитейный завод. Таким образом, в его судьбе слились два обстоятельства, вызывающие путаницу в головах биографов. До 16 лет Фредди фактически сформировался как музыкант, и процесс это завершился на земле Техаса, поэтому часть летописцев жанра относит его к «техасскому блюзу». Вместе с тем, профессионалом Кинг сделался уже в Чикаго и его стиль – стиль чикагского Вест-Сайда, одним из создателей которого он является. К 1958 году он начинает зарабатывать только блюзом и навсегда расстаётся с паровыми молотами и доменными печами.
     Любой, кто пишет о Фредди Кинге, подробно останавливается на его уникальном стиле игры на гитаре. Сам Фредди называл свою манеру «heavy hand attack». Поскольку строчки эти пишет не профессиональный гитарист и не аналитик, вхожий в тайны звукоизвлечения и гитарных техник, в нескольких словах опишу то, что я прочитал и услышал. Фредди Кинг любил максимально громкий звук гитары (всю жизнь играл на «Гибсонах»), поэтому он включал и усилитель, и громкость на самом корпусе гитары на максимум. При этом Фредди выключал и низкие, и средние частоты. Таким образом, он доводил резкость звука до абсолютного максимума. На пальцы правой руки он одевал два плектра: на большой палец – пластмассовый, на указательный – стальной. И таким образом с гигантской энергией атаковал, не жалея их ни в малейшей степени, струны, что давало ему возможность ударом сверху большого пальца играть обычным манером. Указательным пальцем он делал «перебор» струн снизу вверх. Вместе с тем, ладонью правой руки Фредди одновременно прижимал, приглушал струны. Он никогда не пользовался слайдом – это ему не давалось.


&4L&     Первый свой ансамбль после переезда в Чикаго Фредди образовал в 1952 году с ныне широко известным музыкантом Джимми Ли Робинсоном. Как и все молодые гитаристы, он хватался за любую работу с любыми ансамблями, которых тогда было хоть пруд пруди на Вест-Сайде. Первую «сорокапятку» он записал в 1956, правда, она мало кому понравилась и так и канула бесследно в лету. Фредди приходил и в компанию братьев Чесс. Там послушали, как он играет, и посчитали, что в гитаристе нет ничего оригинального, включая и его фамилию, которая совпадала с фамилий широко уже известного тогда Райли Би Кинга из Мемфиса. Поскольку парень был все же высоко техничным и уверенным музыкантом, ему предоставили скромную работу в студии, в которой он дорос до участия в сессиях Хаулина Вульфа. Послушайте песню «Spoonful», там гитара Фредди.
     Тем временем репутация Фредди Кинга как чудесного концертного музыканта ширилась и росла в Чикаго и в конце концов художественный руководитель компании King-Federal, послушав его выступление, предложил Фредди контракт. Шел 1960 год. Уже в августе того же года состоялась первая студийная сессия Фредди Кинга, которая дала столь желаемый для всех субъектов шоу-бизнеса результат – хитовую пьесу. Она называлась «Hide Away» и, честно говоря, являлась бесстыдным заимствованием из произведения другого чикагского блюзмена Хаунд Дог Тэйлора. В середине композиции вы услышите цитату из другой музыкальной темы, так называемой темы Питера Гана. Тогда за авторскими правами следили не столь рьяно, как сегодня, а в блюзовой среде взять чужую тему и сделать ее с небольшими исправлениями своей было нормальной практикой. Инструментал моментально попал в чарты, в «горячую пятерку». В течение 1960 и 1961 годов Фредди записал еще 5 инструменталов, которые стали шлягерами.
      «Все забыли тогда о пении, - вспоминал он позднее. – Так что я просто выдавал инструменталы. Думаю, они даже и не предполагали, что я могу петь», - говорил он про владельцев фирмы «Кинг-Федерал». Между прочим, песня «Have You Loved a Woman?», столь любимая Эриком Клэптоном, кстати, с великолепным вокалом Фредди была записана во время той же самой первой сессии 26 августа 1960 года.
     В том, что Фредди Кинг штамповал композиции без голоса в тот период, на самом деле ничего странного не было. Тогда вообще была мода на гитарные инструменталы и процветали такие исполнители, как The Ventures и Duane Eddy. До середины 60-х Кинг, как истинный ударник гитарного труда, произвел на свет порядка сотни треков, значительная часть которых шла в контексте тогдашней моды. Не обязательно это были блюзовые пьесы, часто им давали забавные, далекие от стандартов жанра названия типа «Босса Нова Ватуши Твист» или «Сёрф Манки». При такой продуктивности авторский вклад Фредди Кинга в лихорадку гитарных инструменталов был более чем скромный. Его фамилия стоит только под двумя. В этом-то и кроется одна из причин ухода Фредди Кинга в итоге на работу в другую компанию. Пару лет он и вовсе не записывался, зарабатывал на жизнь концертами. Как сказал музыкант в интервью журналисту Миту Шуллеру, ему вечно указывали, что делать, какую пьесу играть, что ему было мало интересно и с сугубо меркантильной точки зрения: шума было много, быстро проходящей славы – тоже, работой он был загружен донельзя, а гонорары за авторские права получали другие.


&5L&     К моменту ухода с контракта компании «Федерал» Фредди жил уже в Далласе. После разрыва контракта последовал годы бездействия, когда наш герой стал сугубо частным, не публичным лицом, по собственному признанию музыканта, коротавшим время за рыбалкой и охотой. Карьера медленно, но верно сходила на нет, а Фредди, по его собственному признанию, не знал, что с этим делать.
     Фортуна улыбнулась ему в конце 1967 года. Как вы помните, я упоминал талантливых англичан, которые прекрасно помнили Фредди, в отличие от его земляков. Более того, они на всю катушку использовали то, что он сыграл, без конца вставляя его инструменталы в свои концертные программы и пластинки. В октябре 1967 года Кинг едет в Англию, где встречает не просто теплый, а горячий прием. В эйфории он заключает контракт с компанией Cotillion, обернувшийся разочарованием. Он очень понадеялся, что легендарный саксофонист Кинг Куртис, служивший тогда в компании музыкальным руководителем, даст возможность его гитаре, а заодно и голосу, зазвучать с мощью и чистотой, на которые они в действительности были рассчитаны от природы. И вот вышли два альбома, а радости от них и удовлетворения Фредди Кинг не получил. Где-то на заднем плане вовсю бушующего студийного оркестра звучит, едва пробиваясь, загнанная, как говорят в народе, за Можай, его несчастная гитара, а голос – вокал солиста при этом самом оркестре. В общем, дороги Кинга и фирмы «Котилльон» разошлись.
      Заключительная фаза в короткой, слишком короткой жизни Фредди Кинга связана с именем Леона Рассела, знаменитого пианиста¸ продюсера и рок-музыканта и с его компанией Shelter Records. Три пластинки последовали одна за другой до весны 1973 года. Не стану подробно останавливаться на содержании и концепции этих пластинок, скажу лишь, что, по высказываниям самого Фредди Кинга, работалось ему чрезвычайно комфортно. Материал для пластинок писал в основном Рассел, это была его профессия – сочинять песни. «Послушайте эти три диска, как хорошо они звучат, - говорил впоследствии в интервью журналистам Роберту Нэффу и Энтони Коннору Фредди Кинг. – Никто не указывал: делай это, делай то, здесь спой так. От этого в душе все перепутывается. Так что я в такие игры больше не играю. Если мне песня не нравится, я не стану с ней возиться». Добавлю, что пластинки эти сделаны во вкусе так называемого «белого» блюза и лично я ничего плохого в этом не вижу. Правда, блюзовые догматики некоторое время брюзжали по поводу дисков на «Шелтер», дескать, они не совсем в стилистике истинного блюза. Однако вот прошли годы, и с высоты времени стала очевидна высокая художественная ценность того, что делал Фредди Кинг в творческом содружестве с Леоном Расселом.


&6L&     К сожалению, дела компании обернулись неудачами, она разорилась, а Фредди к 75-му году записал еще пару пластинок, в которых он, возможно, не имея грамотного поводыря-продюсера, утратил творческие ориентиры, двигаясь вслед за модой. Если разобраться, то великой вины его в том нет. Традиционный блюз к тому времени был загнан в такое подполье, что желающие остаться на плаву блюзмены, пожавшие успех в предыдущее десятилетие, вынуждены были прогибаться, встраиваться в тенденции, где они не были сильны и смотрелись иногда нелепо. Да, Фредди Кинг вынужден был экспериментировать с роком, фанком, музыкой соул и завершающие его дискографию студийные альбомы могут приглянуться, мягко выражаясь, далеко не каждому блюзмену. Любопытно, что на концертах он по-прежнему играл главным образом старый материал. Он изумительно пел, гитара его звучала как никогда хорошо. Отсутствие радующего ухо студийного материала сегодня, в 21-м веке, в какой-то части компенсируется выходящими один за другим DVD, где мы видим истинного Фредди Кинга на пике его формы.
     На Рождество 1976 года Фредди Кинг сыграл отменный концерт в Далласе. Во время выступления он уже почувствовал себя нехорошо, и вскоре пришлось вызвать «скорую помощь». Он умер в больнице 28 декабря. Причинами явились гепатит, внутреннее кровотечение в результате прободения язвы и сердечная недостаточность. Смерть Фредди Кинга стала для окружающих полной неожиданностью.
     Я пролистал все доступные источники и нигде не нашел ответа на простой вопрос: какой жизнью в действительности жил Фредди Кинг, каким человеком он был в быту, болел ли? Почему так трагически оборвалась его жизнь в 42 года? Везде я встречаю его официальные бодрые, улыбающиеся фотографии, пресные строчки официальных уведомлений для масс-медиа и мало что говорящие хвалебные свидетельства (а какими же они еще могут быть?) бывших коллег Фредди Кинга.
     Для большинства покупателей блюзовых альбомов в России Фредди Кинг – фигура не слишком привлекательная. Несмотря на все его достоинства с этим невозможно ничего поделать. Можно сказать тысячи слов и прибегнуть к самому пышному красноречию, объясняя достоинства Фредди-музыканта, и всё равно они не изменят отношения к нему ни на йоту. Хочется надеяться, эра DVD вызовет прилив интереса к этой, без всякой иронии, исторической фигуре. Другое дело - музыканты, гитаристы, то есть немногие посвященные. Некоторые не просто отдают дань уважения Фредди Кингу, а относят его к величайшим из живших электрогитаристов.

АК 26.08.04

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

В “Shine Bright” вы найдёте блюз, буги, баллады, зайдеко и ещё много мелодических «солнечных зайчиков» прочей американы . Держите пластинку при себе на случай, если вам потребуется подзарядиться позитивом

На памяти авторов BN столь парадоксальное присутствие наблюдается впервые за многие годы. Поистине загадочное явление: изданная на 4 cd во Франции в 2010 (по лицензии) коллекция находится среди бестселлеров США!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы