Темы

Zydeco

&2L&
      В Америке есть несколько мест, которые являются по исторической традиции блюзовыми. Штат Луизиана - один из них. Сегодня нас интересует не весь тамошний достаточно многообразный блюз, а лишь одна из его экзотических разновидностей – зайдеко (с ударением, кстати, на последний слог). Да блюз ли это вообще? - спросит строгий и педантичный слушатель, основательно познакомившийся и сроднившийся, предположим, с чикагским стилем. Чрезвычайно своеобразный, но в какой-то своей части все-таки блюз. Хотя в зайдеко много и абсолютно чужих нашему жанру составляющих.

     У zydeco интересная история. Начнём издалека, отмотаем назад 300 лет и перенесемся в Канаду.
     В 18-м веке право на владычество в Канаде оспаривали
две великие - державы, начавшие уже колонизацию
этого обширного пространства. В середине века соперники
из-за него повоевали, и верх взяла Британия. Но в Квебеке
и на Атлантическом побережье расселились французы.
Англичане силой заставили часть этих людей покинуть
побережье и вернуться на историческую родину, либо
направиться в другие владения Франции в Северной Америке,
например, в Луизиану. Тысячи мигрантов прибыли в Новый Орлеан и принялись осваивать плодородные земли на северо-западе от города. Местные стали звать такого переселенца cajun (кейджун), переиначив на свой манер слово Acadian, означавшее место в Канаде, из которого пришли переселенцы. Кейджуны привезли с собой любимые инструменты - аккордеон и скрипку - и песни.

&3L&
     Но то еще не была музыка, имеющая ныне отношение к ритм-энд-блюзу, под названием «зайдеко». В тот момент еще просто не существовала национально-этническая группа, коей суждено было породить зайдеко (да и собственно блюз, к слову сказать, так же на свет ещё не явился. Пройдет по меньшей мере век прежде, чем в Луизиане образуется национальное меньшинство «креолы». Образуется оно, так сказать, естественным путем - от смешанных
браков белых и черных, будет жить по меркам
межнационального общения, очень компактно и даже
замкнуто. В этом, образно говоря, накрытом крышкой
географической обособленности этническом котле варилась и
настаивалась оригинальная культура, со своим озорным
звучанием.

     Зайдеко. От французов в нем аккордеон в качестве ведущего инструмента и жуткая лингвистическая субстанция, лишь отдаленно напоминающая язык Мольера. Язык, на котором
говорят в Луизиане, и вправду диковинный. Знающие люди говорят, что и сам термин «зайдеко», возможно,возник из исковерканной французской фразы, которую я не берусь произнести, означающей «недосоленное блюдо из бобов».
     Чернокожие сделали весомый клад в зайдеко в виде своего блюза. Вот и получился веселый блюз на ломаном французском языке под гармонь. Как правило, зайдеко - жизнеутверждающая музыка, в которой солнца оптимизма столько же, сколько и в самой Луизиане. Лишь в начале 60-х годов зайдеко стали воспринимать не просто как фольклор дремучих жителей нескольких районов самого жаркого штата, а как натуральную поп-музыку. Произошло это благодаря первому и единственному «королю зайдеко» Клифтону Шенье (Clifton Chenier), одна из песен которого попала в
хит-парады. Его вы видите коронованным на фото, предваряющем эту заметку. Как правило, коллектив, исполняющий зайдеко, не превышает трех-четырех человек - голос, аккордеон, бас и ударные. Позже к ним присоединился гитарист. Своеобразным инструментом, кстати, распространившимся и в другие жанры, стала обыкновенная стиральная доска. Первоначально ее вешали на веревке на груди. Исполнитель нанизывал на свои музыкальные пальцы обыкновенные портньяжие наперстки и принимался выстукивать по доске разные затейливые ритмические рисунки. В этой категории есть настоящие виртуозы.
     В заключение короткого знакомства со своеобразным луизианским блюзом в стиле зайдеко замечу, что сегодня он является уважаемым жанром и высоко котируется как вклад в национальную культуру США - ни больше, ни меньше. Кстати, культура кейджунов и их музыка тоже продолжает существовать и процветать. Но это уже тема другой программы, и очевидно, что не нашей, поскольку наш предмет - блюз.

&4R&

     Основателя зайдеко я назвал. Сопоставим с ним по авторитету и вкладу Boozoo Chavis. Современный этап олицетворяет сын почившего в 1987 Клифтона виртуозный аккордеонист и певец C.J. Chenier (на фото – его лучший альбом «Too Much Fun»). Любой из его альбомов на Alligator Records откроет вам глаза на великолепие и темперамент этого жанра.

АК 2002

АК

Возможно, если просто воспринимать диск как развлекательную музыку, всё покажется ОК. Однако в нашей стране к бритроку у публики особое, пристрастное отношение – музыка известна тут массе людей до ноты, до нюанса, до малейшего вздоха вокалиста. Интерпретировать её – большой риск попасть под огонь брюзжания и неприятия  фанатов великой троицы

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Новый диск Лопеза - это то, что надо любителям блюз-рока по ту и эту сторону Атлантики. Звук увесист, сочен, и диск, что называется, "качает", свидетельствует известный сетевой обозреватель Роман "The Metal Traveler" Химич

Марция Болл посвятила свою новую работу музыкантам Аллену Туссену, «Толстяку» Домино и Баквит Зайдеко. Их влияние присутствует практически на всех записях

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы