Темы

Piedmont Blues

Piedmont Blues

Из программы ”Доктор Блюз” (Алексей Калачёв): ”…До меня доносилось пение тех сирен/Пока ставились шатры./Звёзды сияли над бесплодными деревьями,/И они были единственными слушателями./Смуглоликие цыганки умеют пустить пыль в глаза,/Но никто не споёт блюз лучше Слепого Вилли МакТелла”. Такие стихи на наивном полотне, что перед вами. Фрагмент текста Боба Дилана, одной из его самых известных песен ”Blind Willie Mctell”. Песня посвящена одному из выдающихся представителей одного из направлений традиционного блюза. Оно имеет длинное название, веселый нрав и скромную громкость - East Coast Blues или Piedmont Blues (блюз предгорий Восточного побережья).

Как вы поняли, речь о региональной разновидности блюза. Значит, нам потребуется взглянуть на карту США. В восточной части найдите горы Аппалачи, они возлежат почти параллельно Атлантическому побережью. Штаты, уютно расположившиеся между горами и водами Атлантики, и есть то, что нас интересует. Снизу вверх - Джоржия, Северная Каролина и Южная Каролина, а также штат Вирджиния. Если вы еще на мгновение напряжетесь, вы можете заметить, что Аппалачи не сразу обрываются, а постепенно мельчают, переходя помалу в обширные предгорья - по-французски «пьемон». Все становится на свои места. Наш предмет - родился в предгорьях Алпалач.
     
Блюз предгорий Восточного побережья появился в двадцатые годы,
процветал в 30-е, почти завял в 40-е, однако вновь расцвел, хотя и умерено, в
90-е годы только что закончившегося века. Как вы, наверное, заметили, Piedmont Blues заметно отличается от всего, слышанного до сих пор. Каковы его признаки? Во-первых, Пьемонтский блюз - сугубо акустический, поскольку он возник и достиг апогея еще в доэлектрическую эру.

Блюз Восточного побережья, исполняемый почти исключительно на гитаре, сформировался под сильнейшим влиянием регтайма. Кстати, часто на пластинках он называется просто rag. Так вот отсюда более сложная структура его пьес. Манера музыкантов Пьемонтского блюза выходить за пределы сакраментальных трех аккордов и 12 тактов традиционного блюза. Наш сегодняшний гость гораздо сложней и подвижней, в нем много мелодических красивостей и витиеватостей, милых музыкальных мелочей, требующих от музыканта нового уровня исполнительства. Блюз Восточного берега - это нечто вроде блюзового барокко.
     
Говорят, блюз проник в предгорья Аппалач из Дельты речки Миссиссиппи. Хотя, кто знает…Может быть, он зародился, такой своеобразный, и сам по себе по месту жительства. Я говорю это лишь для того, чтобы подчеркнуть одну из примечательных особенностей истории блюза вообще - она туманна и густо покрыта «белыми пятнами».
     
Взять хотя бы первую звезду блюза Восточного побережья Блайнд Блейка - Слепого Блейка (на фото). О нем можно определенного сказать также мало, как и о происхождении его родного жанра. С одной стороны, Блейк в конце двадцатых годов сочинил и записал, подыгрывая себе на гитаре, сотни песен. Многие были популярны. С другой, никто доподлинно не знает, не только откуда явился и куда исчез этот крупнейший мастер East Coast Blues, но даже и его настоящего имени.

Познакомившись с Пьемонтским блюзом чуть глубже, невольно обращаешь внимание на обилие в нем незрячих музыкантов - Блайнд Бой Фулер(на фото), Блайнд Вилли Мактел, все тот же Блайнд Блейк и целый ряд других. Не знаю, чем это объяснить, однако факт остается фактом.

На старых фотографиях мы можем видеть благообразных джентльменов (женщин, исполнявших Пьемонт, раз-два и обчелся), одетых в строгие костюмы, с серьезными, напряженными лицами. Очень часто сопровождали их симпатичные дамы - их жены или подруги-аккомпаниаторы. Музыканты эти были уважаемыми и прилично оплачиваемыми.

&4R&

     Многие записи Блюза Восточного побережья сделаны до Второй мировой войны во время выездных сессий звукозаписи. Таким образом тогда вообще работали пластиночные компании, которые посылали своих сотрудников с комплектом аппаратуры в определенную местность - как бы высаживали там поисковый десант или что-то в этом роде. Иногда такие музыкальные экспедиции на машине ездили от города к городу, от поселка к поселку и на месте, буквально оторвав людей от повседневных дел, сажали их у микрофона и фиксировали на стеариновом валике или металлическом диске их музыкальные художества. Другой путь - снять пару номеров в гостинице и привозить исполнителей туда. Центром такой деятельности тогда служил город Атланта.
     
Блюз Предгорий Восточного побережья. Поворотным пунктом в судьбе этого изящного и, как выяснилось, хрупкого направления стал 1942 год. Причин было три.
     Шла война, и правительство США в тот год ввело ограничения на использование шеллака - сырья, из которого делали пластинки, поскольку он был необходим дня оборонной промышленности. Пластинки стали дороже, покупателей меньше, рынок резко сократился.
     Во-вторых, в ноябре 1942 года Американская ассоциация музыкантов в ответ на отказ крупных пластиночных фирм увеличить отчисления в свой фонд запретила членам ААС делать записи. Запрет действовал почти год, в результате ассоциация победила, но потери во время простоя понесли обе стороны. Год - слишком большой срок в шоу-бизнесе, особенно если учесть третью причину.
     В начале 40-х вслед за переменой во вкусах публики происходила смена эпох в музыке. А на таком переломе выпасть из фокуса слушателя на несколько недель - и то уже рискованно.

     
После войны центр мира чернокожих во многих смыслах переместился в Чикаго. Там, на Севере, был центр промышленности, туда же перенесли активность многие фирмы звукозаписи. Электричество, электроинструменты изменили блюз. Моду теперь диктовал Город Ветров, как называют Чикаго, диктат его приводил к постепенной унификации в сфере черной музыки, а, следовательно, к отмиранию местных, региональных стилей, что для Пьемонтского блюза было печальной реальностью. Правда, в Нью-Йорке благодаря паре пьемонтцев - Сонни Терри и Брауни Макги - наш сегодняшний стиль оказался в фаворе у интеллектуальной публики, артистов, студентов и выносить ему окончательный приговор было рановато.

  
С тех пор утекло много воды, и 90-е годы, жадные до всего свежего и настоящего, заинтересовались изящным деревенским регтаймом, который адаптировали когда-то для гитары несколько слепых негров-блюзменов из штата Джорджия. Один из самых известных современных интерпретаторов Пьемонтского блюза - 50-летний Кевин Моор, или Кеб Мо, как он сам себя называет. Кеб Мо уже дважды получал премию «Грэмми» за альбомы, на которых звучит в том числе Блюз Предгорий Восточного побережья. А это уже означает, что его слушают миллионы людей.
     
Несколько имен ведущих исполнителей стиля: Archie Edwards, Willie Walker, Brownie McGhee, Blind Blake, Rev. Gary Davis, Curley Weaver, Blind Willie McTell (на фото), Peg Leg Sam, Eddie Mapp, Sonny Terry, George Higgs, Etta Baker, John Dee Holeman, Keb’ Mo’, Guy Davis, Cephas & Wiggins, Jessie Fuller, Blind Boy Fuller.


АК 2002/2012

В альбоме немало ярких блюзовых эпизодов. Однако это работа скорее в духе американского рока, нежели американского же блюза, которому Джо отдал должное сполна в ряде предыдущих дисков последних лет. Что же, по законам шоу-бизнеса, маятник должен был качнуться в другую сторону – в сторону более коммерческого подхода, так и вышло 

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Сильный диск. Ему явно пытались придать характер жёсткого soul-rock, и оно удалось. Этот тренд, кстати, сейчас можно назвать модой – новое поколение тянется почему-то к подобному звуку. Странно было бы не включить в диск «старые любови» Даны типа кантри и акустического фолка, однако пара песен не меняет общей картины. Огонь, много агрессивной меди и превосходный голос. Зачёт-зачёт!   

На памяти авторов BN столь парадоксальное присутствие наблюдается впервые за многие годы. Поистине загадочное явление: изданная на 4 cd во Франции в 2010 (по лицензии) коллекция находится среди бестселлеров США!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы