Темы

Texas blues.

&2L&     Начнем с того, что сегодня в этом самом обширном штате Америки, который больше связан в массовом сознании с ковбоями, стреляющими с бедра, с бескрайними пустынными просторами, на которых возвышаются исполинские кактусы или нефтяные вышки, играют и поют абсолютно в любом стиле. Другими словами, что такое сегодня техасский блюз в чистом виде, сказать не так просто. А может быть, совсем просто…В массовом БЛЮЗОВОМ сознании сей штат - в зависимости от того, к какому поколению вы принадлежите, - будет ассоциироваться скорее с жестким как техасская агава и горячим как тамошняя текила блюзроком - Зи Зи Топ, Джони Винтер, Стиви Рей Вон.
     Действительно, сейчас из Техаса появляется довольно много мрачных белых парней с гитарами Стратокастерами в ковбойских шляпах, которые считают себя последователями Стива Рея, играя быстро, круто, громко и, увы, часто слишком похоже на него, а не на себя. Дело тут не в крутизне. Да, в Техасе умеют играть блюз-рок. Но начиналось там не с него.
     Исторически техасский стиль блюза - самый элегантный и изначально очень городской, в отличие от чикагского стиля, который, как вы помните, в основе своей - Дельта-блюз, то есть деревенский, просто исполненный на электроинструментах ансамблем нового состава. Техаский блюз сформировался под сильным влиянием джаза, особенно свинга, поэтому в нем больше расслабленности, комфорта, упругого, неагрессивного драйва. Все это уже было в нем с самого начала - в 40-е годы. Королем исторического, то есть изначального техасского блюза является чернокожый певец, первый блюзовый электрогитарист Аарон Ти-Бон Волкер.

&3L&

      Если двигаться дальше в глубь времен, придется задать вполне резонный вопрос: «Но ведь не может быть, чтобы до Волкера там не исполняли блюз без электричества?» Первым выдающимся исполнителем является слепой негр Блайнд Лимон Джефферсон (на иллюстрации).

&4R&

     Он чрезвычайно затейливо и в тоже время легко играл на своей гитаре, что, вероятно, следует отнести к особенностям местного стиля, поскольку миссисипский стиль боттлнек выглядел и однообразней и проще.
     Другой выходец из Техаса, без которого нам не обойтись, Сэм Хопкинс по кличке Молния - ЛАЙТНИН. В отличие от Джефферсона Сем напротив аккомпанировал себе чрезвычайно просто, за что у него было еще одно прозвище - Сэм Три Ноты. Его талант воображения и безграничной фантазии лежал в другой плоскости - он был бард, поэт-импровизатор. Хопкинс способен был сочинить песню сразу в студии, во время сеанса записи практически на любую тему - от традиционных любовных, до тем освоения космоса, пацифизма, пользы сдачи стеклотары и рационального питания.
     Чем еще знаменит техасский блюз? В частности тем, что в 60-е годы оттуда пришла мода на компактные блюзовые инструментальные пьесы. Это были танцевальные вещицы - быстрые и виртуозные. Они стали регулярно попадать в общенациональные чарты - списки поп-шлягеров, - какая-то часть со временем обрела почетный статус классических. Напомню в этой связи хотя бы Фредди Кинга.
     Сам термин, широко распространившийся впоследствии «гитарный слингер» пришел с техасчины. Слингер - не музыкальный термин, а скорее криминальный, бандитский. Слингером называли человека, стреляющего с бедра из револьвера Смит/Вессона с пулеметной скоростью - безжалостно и только по делу - то есть без промаха. И вот когда слушаешь первейшего из тамошних гитарных скорострельщиков по имени Джонни Винтер, аналогия возникает вполне определенная. Не в последнюю очередь из-за этого виртуозного альбиноса техасский блюз с начала 70-х делается голубоглазым, быстрым и злым, короче говоря, - американским вариантом блюз-рока.

     Я произнёс довольно много слов, а определенности, однозначности в определении техасского стиля в блюзе нет? Получается, что так.
     У меня есть одна идея по поводу причины такой неопределенности. Если с Чикаго было все ясно - тот блюз пришел из американской миссиссипской деревни и имел глубокие, можно сказать вековые корни, - Техас еще в первой половине 19 века был Мексикой. В нем не было хлопковых плантаций и работавших на них чернокожих – тут не было страны хлопка, где мог существовать блюз. Исторически Техас - это большие города, разделенные просторами и пустынями. Когда города без деревни, значит и культура без корней, во всяком случае, без блюзовых.
     В Техасе блюз легче, чем в других местах менялся в зависимости от прихода-ухода моды. Сначала он был легким, затейливых и аккустическим, потом потянулся за джазом, электрифицировался, затем поддался на искушение роком.
     Повторюсь: исторически техасский стиль в блюзе – это джазовый, свинговый блюз. Послушайте Кларенса «Гейфмауф» Брауна и вы поймёте, что это за стиль.

&5L&

     Скажу в итоге примерно тоже, что сказал о чикагском блюзе, который ведь тоже не стоял совсем уж на месте: все эти оттенки существуют в чистом виде, и мы с удовольствием будем это подмечать.
     Неопределенности добавляет еще и то обстоятельство, что многие музыканты, родившиеся в самом большом штате, сделались звездами совсем в других местах и других стилях, некоторые из них неповторимы и вообще с трудом поддаются классификации, однако числятся истинно техасскими, например, Альберт Коллинз.

АК 2001

Из 12 песен на альбоме 9 - каверы. Howlin’ Wolf, Muddy Waters, Blind Willie Johnson, Blind Lemon Jefferson и Robert Johnson - можно историю блюза изучать. Высококачественный электрический блюз, когда известные песни обретают новое звучание

За неимением рубрики «Ностальгия по 70-м» альбом придётся поместить сюда. У его содержания, бесспорно, блюзовые корни (за редким исключением). Boogie rock – упрощённое продолжение блюзрока 60-х сильно отдающее glam роком

Сильный диск. Ему явно пытались придать характер жёсткого soul-rock, и оно удалось. Этот тренд, кстати, сейчас можно назвать модой – новое поколение тянется почему-то к подобному звуку. Странно было бы не включить в диск «старые любови» Даны типа кантри и акустического фолка, однако пара песен не меняет общей картины. Огонь, много агрессивной меди и превосходный голос. Зачёт-зачёт!   

Абсолютный рок/блюз-шаффл и тяжёлый boogie-рок. Супер!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы