Темы

Eric Clapton (часть 2)

&2L&

Приглашению Клэптона в Yardbirds предшествовал забавный эпизод. Ядбёрдз как-то играли в клубе свою обычную ритмэндблюзовую программу, солировать приходилось Полу Сэмвелл-Смиту. Эрик оказался среди слушающих, многие его знали как парня, неплохо играющего на акустике фолк-блюз. «0н подошел ко мне в конце выступления и вежливо спросил”, - вспоминает Пол. – «Можно попросить тебя об одной услуге?” - ”Да, Эрик. О какой?” – «Не играй больше на соло-гитаре”, - проронил Клэптон, повернулся и ушел. 3 октября 1963 из группы вынужден был уйти Тони Топхем: ему было лишь 16, и концертно-клубная круговерть могла сломать мальчика очень даже запросто. Родители запретили. Пошли разговоры, будто Клэптона хотят взять на его место. Разговоры достигли ушей Эрика, вот он и пошел любопытства ради взглянуть, что за птицы эти Ядбёрдз. Ритм-энд-блюзовые куклы какие-то, играть с такими - плевое дело, в смысле: никаких трудностей. Такое мнение сложилось у него от концерта, о чём Эрик сказал впоследствии в интервью Мелоди Мейкер в 1966.

&3L&

Дело свое Эрик делал в группе строго, надежно и просто - не высовывался с собственными идеями, не умничал, хотя все знали, что мог он много больше того, что делал. После первой же репетиции стало очевидно, что как инструменталист он выше остальных на голову.
В человеческом плане дела обстояли сложнее. Ядбёрдз были сложившимся коллективом 19-летних. Именно коллективом – темпераментным, непосредственным, но получившим первые уроки в шоу-бизнесе. А тут пришелец и - совсем непростой. ”Когда он только появился, он выглядел излишне уравновешенным, мрачноватым, со своими не обсуждаемыми взглядами, законченный индивидуалист», - вспоминает барабанщик Джим Макарти. Как бы там ни было, различия темпераментов нельзя назвать конфликтом, на работе это не отражалось. Кстати, о работе. Основным местом работы для Эрика по-прежнему являлась стройка. Остальные члены ансамбля тоже подрабатывали понемногу кто где – Джим в брокерской конторе, Пол электриком, харпер Кейт Релф тоже. Эрик с двумя парнями-ядбёрдзами снимал квартиру, так что они не только вместе трудились, но и жили как бы в мини-общежитии, стреляя друг у друга деньги, обмениваясь телефонами подружек.

&4L&

Эрик выделялся внешне. Если Ядбёрдз спокойно относились к вопросу «как и во что одеться», Клэптон фанатично следовал моде, одеваясь как богатенький студент-искусствовед. Костюмы с иголочки, длиннющие шарфы - в общем, полный порядок. Клэптон выделялся не только внешне. После его появления группа стала другой. На Ядбёрдз стали ходить часто ради этого красивого, разодетого, играющего несколько более продолжительные и уверенные соло, чем где-то в других группах. Коллеги и журналисты гораздо позже назвали сплав факторов, притягивавших внимание к музыканту, аурой. То, что Клэптона стали выделять, подчеркивает и его появившаяся где-то в конце 1963-го кличка, приставшая к нему на всю жизнь - Slowhand. Медленная Рука - псевдоним, абсолютно противоречивший манере игры тогдаш¬него Эрика: он-то играл быстро. Возможно, кличка была шуточной… Возможно, она возникла, как обыгрывание ритмичной манеры аплодировать в ответ на удачное выступление. У нас это называется ”бисировать”, по-английски to clap.

К этому же периоду относится весьма важный, хотя, как позже признал Эрик, весьма болезненный ПЕРВЫЙ контакт с живым американским блюзом. В Англию стали ежегодно приезжать легенды блюза, которые давали концерты в течение нескольких недель в разных странах Европы. Называлось это концертное ревю «Американский фестиваль фолка и блюза». Среди прочих участников был и легендарный гармонист, певец и композитор Сонни Бой Виллиамсон. Ему так понравился прием английской публики, что он решил остаться в Британии еще на некоторое время. Сонни Бой поселился у Джорджа Гомельски, менеджера Ядбёрдз. Блюзовая тусовка Лондона ходила туда как в музей или сказочный театр, поила старика, слушала его игру, ловя каждое слово небылиц и реальных историй, которыми он всех потчевал. Гомельски решил использовать ситуацию практически и сделать диск Виллиамсона и своей группы. Тогда было модно делать записи клубных концертов – просто и сердито, экономично и естественно, как сам блюз. 8 декабря 63 года за несколько часов до концерта в холодном пустом помещении клуба «Кроудади» провели подобие репетиции. Запись вышла на пластинке лишь в 1966. На ней только вещи черного американца, а из репертуара Ядбёрдз - ни ноты.

&5&

Эрик играет сдержанные, лаконичные и не слишком уверенные соло. Проблема Ядбёрдз сводилась в первую очередь к узости их блюзового кругозора, что относилось в том числе и к Клэптону: ”Мы не знали, как ему аккомпанировать. Это пугало. Сонни говорил: будем играть сейчас то-то и то-то... И, конечно, кое-кто из членов этого заме¬чательного ансамбля с роду не слышал тех песен”. Сонни Бой даст обидную характеристику группе, названной впоследствии «легендой рока»: ”Те англичане хотели играть блюз так вот плохо - ну вот они его так скверно и сыграли!” ”Мы старались вовсю, - вспоминает Эрик в интервью «Биллборду», - и он не переставал при любой возможности давать нам знать, как мало мы разбираемся в том, что пытаемся изобразить, и как легко это нам достается. Он будто говорил: может, вы думаете, что делаете хорошо свою работу, вы, молоденькие белые мальчики, но это паршиво, и так у вас будет получаться всегда!» Эрик убежден, что проект Ярдбедз+Сонни сослужил плохую службу группе: «К несчастью, группа была здорово травмирована этим жестоким опытом… Все было из-за денег, и лично мне, да и всем нам был нанесен серьезный урон».

Ядбёрдз были чрезвычайно загруженной группой, и тогда им некогда было размышлять над всеми последствиями встречи и работы с Виллиамсоном. График клубных выступлений не оставлял им на это времени. Озадачивало другое: команды, игравшие в том же ключе, пробивались к общенациональной славе - Роллинги, Энималс - у них были хиты, попадавшие в списки популярности, на радио, а у Ядбрёдз их не было. Нужно было делать сингл, сорокапятку со шлягером. Синглы группой выпускались, в частности, был блюзовый боевик Билли Бой Арнольда «I Wish You Would», но данный вариант не дал результата. Тогда ставка была сделана на поп-музыку в стиле бит. Музыкальный издатель ансамбля предложил сделать песню молодого композитора Грехема Гудмена - ”For You Love”. Продюсировал вещь Пол Семвел-Смит, он вообще стал музыкальным руководителем коллектива. Эрика это не устраивало. Его также не устраивало то, что ему приходится заниматься заурядным клубным чёсом, т.е. бесконечно повторять обыгранную-обсосанную до мелочей программу, основанную на клише а-ля Чак Берри/Бо Диддли. Кроме того:
- коллектив отклонил его вариант сингла;
- его не устраивала работа певца;
- на вышедшем сингле ”For You Love” (который-таки стал долгожданным победным хитом и
вошел в историю британской поп-музыки) обошлись без соло гитариста, то
есть без него;
- Ядбёрдз были плохими исполнителями блюза (что теперь, когда осела пыль, очевидно).

&6L&

За две недели до 20-летия Эрика прессе официально сообщили, что он решил покинуть группу - группу (парадокс!), прорвавшуюся к общенациональной славе. Певец и гармонист группы, который не устраивал Эрика, Кейт Рельф, сказал на пресс-конференции, не удержавшись от сарказма, буквально следующее: «Клэптон настолько любит блюз, как я понимаю, что ему не хочется слышать, как его ужасно исполняют белые артисты типа нас». Впоследствии место Клэптона по авторитетной рекомендации занял студент художественного колледжа Джефф Бек. Рекомендовал его, кстати, первоклассный студийный музыкант и аранжировщик Джимми Пейдж, впоследствии и сам попавший в группу Ядбёрдз. Но это уже другая история.

(продолжение следует)

Бет представляет ретроспективу всей карьеры

В случае с проектом “Blues And Boogie» можно сказать: классику чёрного блюза интерпретирует классик американского рока. Звучит диск поразительно свежо и энергично

Новый диск Лопеза - это то, что надо любителям блюз-рока по ту и эту сторону Атлантики. Звук увесист, сочен, и диск, что называется, "качает", свидетельствует известный сетевой обозреватель Роман "The Metal Traveler" Химич

На памяти авторов BN столь парадоксальное присутствие наблюдается впервые за многие годы. Поистине загадочное явление: изданная на 4 cd во Франции в 2010 (по лицензии) коллекция находится среди бестселлеров США!

Green and Blues максимально точно отражает содержание диска. Здесь не только песни и композиции Питера Грина (хотя их большинство), но и другой блюз. Блюз других великих исполнителей, но всё равно всё вращается вокруг британского блюза второй половины 60-х, Fleetwood Mac и John Mayall’s Bluesbreakers

Подписка на новости
Работает без перезагрузки страницы